Файл: Соотношение государства и гражданского общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Он не только констатировал деление|разделение| власти, но и установил иерархичность ее ветвей|ветки|, считая законодательную власть верховной [но не абсолютной], предложил нормативное закрепление сдерживаний и противовесов. Эти идеи Локка легли в основу|основание| буржуазного конституционализма, который возник в XVII в.

Идею разделения|разделения| власти как один из принципов теории правового государства систематизировал и развил в своих трудах французский юрист Шарль Луи Монтескье [1689—1755].

Он считал, что свобода — это разумная организация государственной власти и сдерживание режима законности. Свобода, по Монтескье, — это право человека делать все, что разрешено законом. Полную свободу человек не может иметь в том государстве, где не существует разделения|разделения| власти. Опираясь на учение Локка, Монтескье обосновал необходимость разделения|разделения| демократическом государстве власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви|ветку|, которые|какие| должны быть независимыми одна от другой.

Законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная — королю, судебная — независимому суду присяжных. Каждая из названных ветвей|ветки| власти должна иметь сдерживание и противовесы с целью недопущения узурпации одной властью других властных полномочий. Лишь|только| при таких условиях существования самостоятельных, независимых одна от другой ветвей|ветки| власти человек может получить полную свободу, быть свободным в выборе определенного варианта поведения в пределах действующих в государстве законов. Если в обществе не обеспечены реализации прав и свобод человека и гражданина, не проведено разделение|разделению| власти по вышеупомянутым принципам, это общество не имеет конституции и не может считаться демократическим.

Монтескье рассматривал разделение|разделение| и взаимное сдерживание ветвей|ветки| власти как главное|головное| условие обеспечения политической свободы. Последнюю он усматривал не в том, чтобы|если бы| делать|оказывать| все, что заблагорассудится, поскольку в государстве [обществе], где есть законы, свобода может заключаться только|только| в том, чтобы иметь возможность делать только|только| то, что является необходимым, и не быть заставленным делать то, чего делать не хочется. Свобода — это право делать все, что разрешено законами. Если бы гражданин имел возможность делать то, что данными законами запрещено|запретный|, то у него не было бы|б| свободы, поскольку то же могли бы|б| делать и другие граждане [19, с. 76].


Следовательно|итак|, политическая свобода у Монтескье связана|повязал| с гражданской свободой, которая проявляется|проявляется| в безопасности граждан или в их уверенности в своей безопасности.

Концепция разделения|разделения| власти у Монтескье, ставшая основой|основанием| буржуазного конституционализма и теории правового государства, выделялась по сравнению с|сравнительно с| предыдущими|предварительными| теориями разделения|разделения| власти значительной новизной, а именно: он объединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления самого механизма разделения|разделения| власти, а в систему власти ввел еще и судебную власть как независимую.

Обоснование теории правового государства дали немецкие философы И. Кант и Г. В. Ф. Гегель.

Государство Кант определял как объединение многих людей, подчиненных правовому закону. Учение этого мыслителя навеяно духом просветительства с использованием идей индивидуалистской школы естественного|природного| права. Личность|личность| им рассматривается как абсолютная ценность с выдвиганием априорного закона, абстрактно обязательного и формального «категорического|категоричного| императива». Кант считал, что свобода личности заключается в том, чтобы определять самому для себя цель и варианты соответствующего поведения. Он был уверен, что государство может заставить личность|личность| выбирать те или иные средства для достижения какой-то цели, но не может приказывать человеку, ради чего он должна жить. Философ первым выдвинул идею о том, что уклад государства должен больше всего отвечать праву [правовому закону]. Государство должно опираться на право, соблюдать права и свободы человека, обеспечивать их реализацию и осуществление позитивных|положительных| законов [9, с. 67].

Право Кант разделял на естественное|природное|, позитивное|положительное| и справедливость. Он исключал|выключает| право народа на восстание против|супротив| деспотического|деспотичного| управления, считая, что изменение|смена| политически юридических учреждений должно инициироваться сверху способом реформ. Методы открытой борьбы втягивают народ в хаос, анархию и преступность. В трудах Канта обосновывается необходимость мира, как в пределах государства, так и в международных отношениях между государствами. Мыслитель выступал против|супротив| войн, за политическое решение всех проблемных вопросов через|из-за| заключение|составление| международных договоров и соглашений, невмешательства во внутренние дела государства, за развитие между народами торговых, культурных и других связей.


Следовательно|итак|, в правовой философии Канта — одного из первых авторов, обосновавшего буржуазный либерализм, — ярко выделяется конфликт либеральных и этических заметок. Он — сторонник|поклонник| справедливости, а в то же время|одновременно| не оставляет человеку возможности отстаивать справедливость, противостоять тирании. Справедливой организацией общества, по его мнению|на его взгляд|, должно быть установление «вечного мира». Достичь этого в будущем можно благодаря образованию федерального союза независимых равноправных государств республиканского типа. В таком обществе, по мнению Канта, личности|личности| будет обеспечена реализация полной свободы и неприкосновенности.

Правовое государство, по Канту, характеризуется не как эмпирическая реальность, а как идеальная теоретическая модель, которой необходимо руководствоваться как требованием|востребованием| разума и целью наших усилий в практической|практичной| организации государственно-правовой жизни [1, с. 89].

Практическое|практичное| воплощение в общественной жизни идей правовой государственности связано|повязал| с творчеством Георга Вильгельма Фридриха Гегеля [1770—1831]. Государственно-правовые учения мыслителя изложены в главном|головном| его труде «Философия права».

Если у Канта правовые законы и правовое государство являются только |только| необходимостью, то у Гегеля они являются действительностью, то есть практической|практичной| реализованностью разума в определенных формах|форме| будничного|буднего| существования людей.

Не соглашаясь с Ж|с|.Ж. Руссо, Гегель считал, что человек не рождается от природы свободным, что он добывает|снискивает| свободу как духовное существо. Разумное назначение человека он видел в том, чтобы он жил в государстве. Индивид настолько морален и истинен, насколько он является членом государства. Право, по Гегелю, — это действительная свобода. Государство — тоже право в его наиболее абстрактном понимании, а именно: права личности, семьи и общества [7, с. 93].

Учение о государстве и праве Гегель трактовал как составляющую философии, а государство и право рассматривал сквозь призму самой идеи и направлений ее реализации. Вопрос конструкции, сущности, содержания и конкретного применения государственно-правовых явлений он относил к|до| предмету юриспруденции. В своих работах|итак|, Гегель:

1] восхвалял|выхваляет| государство как самую развитую действительную свободу;

2] надлежащее|подобающее| разделение|разделение| власти в государстве считало гарантией свободы личности;


3] критиковал деспотизм;

4] определил свою конструкцию правового государства как такую, что однозначно направлена против|супротив| своеволия, бесправия и против|супротив| всех неправовых форм|формы| применения силы, как со стороны частных лиц, так и со стороны государства [9, с. 75].

Учения о правовом государстве в России возникли во второй половине XIX в., после проведения буржуазных реформ 60—70-х годов. Они нашли отображение в документах российского|русского| либерализма и оппозиционного земства. Детальнее|подробный| эта теория начала разрабатываться в начале XX в. с переходом|перехождением| Российской|русской| империи к|до| конституционному самодержавию. Активно работали|трудятся| в направлении создания теории правового государства ученые: А.С. Алексеев, В.М. Гессен, Б|б|.А. Кистяковский, Н М. Коркунов, С.А.Котляревский, И.М. Лазаревский, М.А. Рейснер, Г.Ф. Шершеневич и|да| др.

Одними из первых теоретиков, чьи разработки по|с| проблемам правового государства увидели|узрели| мир, были М.А. Рейснер, который|какой| опубликовал статью «Что такое правовое государство», и В.М. Гессен, который|какой| издал|издает| труд «Теория правового государства». М.А. Рейснер, например, квалифицировал правовое государство как такое, где государственный строй, закон есть «... нормой, обязательной для самой власти», где каждый акт государственной власти подчинен закону и данным же законом обеспечена неприкосновенность права личности|личности| и общественных корпораций [18, с. 128].

В.М. Гессен считал, что правовое государство в его деятельности, в осуществлении правительственно-судебных функций связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне его|снаружи| или над ним.

В основу|основание| теории правового государства российские|русские| ученые положили теорию разделения|разделения| власти Ш. Л. Монтескье, дав ей своеобразное толкование с учетом российской|русской| практики государственно-правового строительства. В их понимании государственная власть — единая|единая|, но разделяющая функции между законодательными, исполнительными и судебными органами. Но при этом российские|русские| и украинские ученые отбрасывали|откидывают| такие классические элементы деления|разделения| власти, как сдерживание и противовесы. Они обосновывали верховенство|поверхностный| законодательной власти и подчиненность ей исполнительной и судебной. Например, В.М. Гессен пытался разграничить закон и правительственное распоряжение по их юридической силе, доказывая верховенство|доказывает|поверхностный| закона как непременный признак правового государства.


А.С. Алексеев считал, что не может быть изменений|смены| правового порядка без участия народного представительства. Связанность государственной власти правом, из|с| которого|какого| законодатель берет законодательные нормы, опираясь на то, что не закон дает силу праву, а право дает силу закону, и есть, по его мнению|на его взгляд|, основой|основанием| правового государства. Он, как и В.М. Гессен, утверждал|твердит|, что действительно демократическое правовое государство должно быть только парламентарным [11, с. 129].

Необходимость подчинения правительства и его деятельности правовым нормам признавал и обосновывал Б|б|.А. Кистяковский, критикуя Л.Ф. Штейна, который|какой| допускал, что в определенных пределах|границе| правительство в конституционном государстве не связано правом.

Критикуя концепцию С.А. Котляревского, который|какой| считал, что власть как сила, служащая самосохранению государства, может действовать по необходимости, отступая от сдерживания принципов права, Б.А.Кистяковский писал, что в окончательно|оконченный| развитом правовом государстве сильная власть и является властью чистого права; она сильна той мощью и равновесием, которые|какие| гарантируют ей неуклонное соблюдение норм права как со стороны власть предержащих, так и со стороны подвластных. Он же критиковал революционные теории, которые оправдывали насилие, видя в государственном механизме силу, а не право [4, с. 81].

Важным принципом теории правового государства как тех времен, так и настоящего, было и остается эффективное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Эти вопросы были предметом исследования таких ученых: А.Ф.Кистяковского, Е.В. Васьковского, Н.И. Палиенка, Ф.В. Тарановского, М.П. Драгоманова, М. С. Грушевского, В.М. Гессена и|да| др. Например, А.Ф. Кистяковский обосновывал необходимость обеспечения независимости суда от вмешательства административной власти и предложил для этого систему организационно-правовых мероприятий. Е.В. Васьковский осветил основную роль и назначение адвокатуры в механизме защиты прав и свобод личности. Он также настаивал на необходимости распространения прокурорского надзора за судебной деятельностью. Н.И. Палиенко рассматривал проблему суверенитета как одно из свойств правового государства, которое проявляется в возможности|состоятельности| государства иметь собственную конституцию, самостоятельно решать вопрос экономики, политики, в том числе и внешней|наружной|. По мнению В.М. Гессена, гражданин во взаимоотношениях с подзаконной правительственной властью должен выступать как субъект права, а не как объект власти, ее подданный, как это происходит в условиях абсолютной монархии [25, с. 18].