Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и признаки правового государства
1.2. Развитие идей правового государства
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Понятие и признаки гражданского общества
2.2. Становление гражданского общества
3. Соотношение гражданского общества и правового государства
ВВЕДЕНИЕ
Достижения современного человечества, общества стали возможными благодаря способности людей правильно понимать суть естественных и социальных явлений и процессов. Накопленная человечеством гигантская сумма знаний о природе, обществе и познавательной деятельности представляет собой науку. Как сложное образование, человеческое общество изучается многими предметами, история его становления и развития исследуются общественными науками.
Имеется целый ряд конкретных общественных наук, предметом которых выступает какая-либо самостоятельная часть, сторона общественного бытия. К их числу относится и юридическая наука - правоведение. Теория государства и права рассматривает различные аспекты взаимоотношений человека, общества и государства.
Без теоретической модели правовое государство не воплотить в практическую|практичную| жизнь во время перестройки государственности и правовой системы. Важное значение в создании нормативной базы имеет опыт закрепления конституционно-правовыми актами основных принципов правового государства, которые юридически зафиксированы в законодательстве других стран|страна-участницы|. Используя метод историзма, следует считаться с опытом прошлого, его позитивными|положительные| и негативными аспектами, чтобы не допускать ошибки во время становления правового социально-ответственного государства. Поэтому данная тема исследования достаточно актуальна в современных условиях.
Цель данной работы – раскрыть основные аспекты взаимоотношений правового государства и гражданского общества.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить такие задачи:
- раскрыть понятие и охарактеризовать признаки правового государства;
- проанализировать развитие идей правового государства;
- рассмотреть понятие и признаки гражданского общества;
- исследовать становление гражданского общества;
- определить соотношение гражданского общества и правового государства.
Объектом исследования выступают правовое государство и гражданское общество.
Предметом исследования является взаимосвязь и соотношение правового государства и гражданского общества.
Для решения поставленных задач и достижения конечной цели исследования были использованы такие подходы и методы научного анализа: эмпирический, структурно-функциональный, сравнительный, системный, ретроспективный, индуктивный, дедуктивный.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и признаки правового государства
Концепция правового государства имеет длинную и поучительную историю. Еще в давние времена начался поиск справедливости, принципов, форм формы и конструкций взаимосвязи, взаимодействия и взаимодополнения власти и права. Взгляды на государство и право, на его место и роль в обществе постепенно сформировали идею разумности и справедливости такой формы политической власти, при которой какой жизнь людей регулируется правом, которое какое при поддержке государственной власти становится|стает| самостоятельной властной силой.
К|до| основным признакам правового государства следует отнести такие:
- оно воспринимается как объединенность, солидарность и коррелятивность всех людей;
- в нем господствует|властвует| право как общая степень свободы, равенства и справедливости в обществе, что и определяет содержание действующих законов, других нормативных и индивидуальных правовых актов;
- исчерпывающее урегулирование правового статуса человека и гражданина и обеспечение его эффективной реализации;
- развитая система действующего законодательства;
- взаимная ответственность лица|личности| и государства, его органов и должностных [служебных] лиц;
- ведущая роль суда в решении спорных вопросов и конфликтных ситуаций;
- эффективная деятельность других правоохранительных органов в обеспечении законности и правопорядка;
- высокий уровень правосознания и правовой культуры граждан, профессионализма работников правоохранительных органов и т.п.
Государство, его государственные структуры и должностные лица с помощью права упорядочиваются|уряжают| процедурно. Деятельность государственного аппарата четко регламентируется правом; даже структуры, от которых|каких| зависит принятие тех или иных законов, не имеют право самостоятельно, без определенных процедур изменять|менять| законы.
Такое понимание государства, как организации на основе права публичной власти, и является основной идеей правового государства. Такие идеи уже в античный период развития государственности высказывались|изъясняются| философами и юристами. Теоретически в концепцию правового государства эти идеи были оформлены значительно позже, во время борьбы против|супротив| феодального своеволия, а также начала и развития буржуазных революций и утверждения нового строя|порядка|.
Основные принципы правового государства были сформулированы во времена античности. Около|возле| истоков|утечки| этих идей стояла богиня правосудия Фемида с повязкой на глазах, с мечом|меч-рыбой| и весами правосудия в руках. Солон своими реформами в VI в. до н.э. пытался объединить силу и право, провозгласив|проголосил|: «Всех я освободил. А этого достиг властью закона, силу с правом объединив» [22, с. 54].
Как подчеркивал потом|затем| Аристотель, со времен Солона в Афинах началась демократия. Принцип верховенства|поверхностный| права сформулировал Гераклит в бессмертном афоризме: «Народ должен драться|биться| за закон, как за свои стены». Платон [427—347 до|до| н. е.] настаивал на том, что государственность возможна только|только| там, где господствуют|властвуют| справедливые законы. В его произведении|сочинении| «Законы» подчеркивалось: «Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких людей, идет речь не о государственном строе, а лишь|только| о внутренних ссорах, и то, что считается там справедливостью, не носит этого имени. Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силу и находится|перебывает| под чьей-либо| властью. Там же, где закон — обладатель|властелин| над правителями, а они — его рабы, я вижу спасение государства и все блага, что их могут даровать|дарить| государствам боги» [22, с. 57].
Аристотель [384—322 к|до| н. е.] — как «отец|родитель|» античной политической науки — обосновывал правление разумных законов. Он писал: «Следовательно|итак|, кто требует, чтобы закон господствовал|властвует|, требует|сдается|, того, чтобы господствовали|властвуют| только божество и разум, а кто требует, чтобы господствовал|властвует| человек, привносит в это свое требование|востребование| такой себе животный элемент, поскольку страсть является несколько животной, да и злоба|злость| толкает на плохую тропинку правителей, хоть бы|хотя бы| они были наилучшими людьми; напротив, закон — это уравновешенный разум». Внутреннюю взаимосвязь права и государства Аристотель сформулировал так: «Понятие справедливости связано|повязал| с представлением о государстве, поскольку право, которое служит критерием справедливости, является регулятивной| нормой политического общения» [1, с. 34].
Следовательно|итак|, античные философы и правоведы связывали государство правом и показывали необходимость существования в государстве правовых законов, которые господствовали|властвуют| бы|б| над государственными структурами, были бы|б| мерилом справедливости действий государства и его чиновников и регулировали политические отношения.
Последующий теоретический и практический|практичный| опыт показывает, что для правового государства является необходимыми не только господство права и правового закона, но и надлежащая|подобающая| организация самой системы государственной власти, учреждения разных|различных| государственных органов, четкое разграничение их компетенции, определения места, в этой системе, характера соотношений между органами, способов их формирования, форм|формы| деятельности и других организационных и властно институционных аспектов.
Таким образом|итак|, идеи господства права в обществе, связанности|повязал| государства, его органов и должностных лиц правом возникли в античные времена, развивались и дополнялись учениями о демократии, республиканской форме правления, конституционализме, правах и свободах человека, народном суверенитете, господстве права и закона и равноправии всех перед ними, делении|разделение| власти и независимости суда. Как результат объединения этих идей в определенную конструкцию была сформулирована теория правового государства.
1.2. Развитие идей правового государства
Правовое государство предусматривает взаимодополняющее| единство господства права и правовой формы организации власти. Еще Аристотель отмечал, что каждое государство должно иметь три элемента: законодательный| орган, магистратуры и судебные органы. Конечно|известно|, его идеи еще не были теорией разделения|разделения| власти, но оказались подпочвой, на которой|какой| впоследствии была сформулирована эта теория.
Важный шаг в направлении формулировки теории правового государства сделал|совершил| древнеримский ученый Марк Туллий Цицерон [106—43 до|до| н. е.]. Он рассматривал государство как публично правовую общность, как дело народа. По его мнению|на его взгляд|, народ — это не любое объединение людей, собранных вместе каким-либо |хотя бы|способом. Народ — это объединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общности интересов. Превзойдя своих учителей, древнегреческих философов Платона, Аристотеля, Полибия Цицерон показал государство как правовую форму организации общего дела. Право, по Цицерону, является необходимым источником|истоком| государственности.
Согласно концепции этого мыслителя, государство является правовым не потому, что его органы придерживаются своих же законов, а из-за того, что собственно государство - это право, естественное|природное| право народа, согласованное и упорядоченное. Из|с| его концепции вытекает требование|востребование| о соответствии государственных законов естественному|природному| праву. Только такие законы, с точки зрения Цицерона, являются справедливыми. Ученый считал, что законами следует закреплять не только меру власти магистратов, но и меру подчинения граждан. Он сформулировал очень важный принцип права, утверждая|, что действие закона распространяется|ширит| на всех. Цицерон отстаивал формальное правовое равенство всех граждан, равенство их прав и в то же время|одновременно| отбрасывал|откидывает| фактическое имущественное, умственное|мыслительное|, служебное и другое равенство. Он определял государство как общий правопорядок. Защита свободы гражданина, его прав, как составляющей правопорядка и всей государственности — это не частное|приватное|, а общее дело государства [10, с. 41].
Идеи о правовом государстве античных классиков развили и дополнили мыслители средневековья и нового времени. Они заметно повлияли на становление и развитие таких прогрессивных теорий, как разделение|разделение| власти, конституционализм, правовая государственность; сыграли значительную роль в критике феодального неравенства|неровности|, привилегий и беззакония, в преодолении средневековых теологических концепций о государстве и праве, в утверждении идей формального равенства и свободы людей.
Термин|термин| «правовое государство» получил распространение после издания трудов немецкого государствоведа Р. Моля в 30-х годах XIX в. Теория правового государства стала итогом многовекового развития политической жизни и правового мнения цивилизованных стран|страна-участницы|.
Начало утверждения концепции правового государства связано|повязал| с борьбой народов Европы за их права и свободы против|супротив| своеволия феодалов в условиях абсолютной монархии. Толкованию и воплощению идей правового государства в общественную жизнь способствовали|содействуют| политико-юридические учения Джона Дакка [1632—1704]. Он выступал идеологом социального компромисса, выразителем правовых представлений буржуазного общества, в противовес феодальному. Свои политико-юридические идеи он изложил в труде «Два трактата о правлении».
Дж. Локк, опираясь на идеи народного суверенитета и общественный договор Ж.Ж. Руссо, выдвинул принципы законности сопротивления всяким противозаконным действиям и право выражать|оказывать| свою волю, если это не запрещено|запретный| законом. Субъективные права он считал такими, что устанавливаются по|с| воле государства и заключаются в том, чтобы каждый человек имел постоянные правила для жизни и общения в обществе, устанавливаемые образованной в государстве законодательной властью. Философ рассматривал эти права как «... свободу действовать согласно собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещено|запретный| законом, и не быть зависимым|зависящим| от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной|своевластной| воли другого человека» [12, с. 141].
В своих взглядах на механизм государственной власти Дж. Локк отмечал, что для соблюдения режима свободы публично властные полномочия надлежит|полагается| четко разграничивать|размежевывать| и разделять между органами государства. Принимать законы должны органы законодательной власти, то есть парламент. А вот воплощать данные законы — прерогатива органов исполнительной власти [12, с. 154].