Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации на примере ООО «Крепость».pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методологические основы внешней и внутренней среды
1.1. Внутренняя и внешняя среда организации
1.2. Особенности и факторы на него влияющие рынка алкомаркетов
2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Крепость»
2.1. Анализ внешней среды организации
2.2. Анализ внутренней среды организации и оценка основных показателей организации
Введение
Актуальность работы заключается в том, что в последние годы одной из основных задач организации является развитие и реализация стратегий.
Любое предприятие находится и функционирует в определенной среде, и каждое его действие возможно только в том случае, если среда допускает его. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания, так как внешняя среда служит источником производственных ресурсов, необходимых для формирования и поддержания производственного потенциала. Факторы внешней среды являются неконтролируемыми со стороны предприятия и его служб. Под влиянием событий, происходящих вне предприятия, во внешней среде, руководителям приходится изменять внутреннюю организационную структуру, приспосабливая ее под изменившиеся условия.
Объект исследования – ООО «Крепость».
Предмет исследования – внутренняя и внешняя среда ООО «Крепость».
Цель исследования провести анализ деятельности ООО «Крепость».
Задачи исследования:
- рассмотреть внутренную и внешнюю среду организации,
- привести особенности и факторы на него влияющие рынка алкомаркетов,
- проанализировать внешнюю среду организации,
- провести анализ внутренней среды организации и оценка основных показателей организации.
Методы исследования:
- изучение и анализ научной литературы;
- моделирование, сравнение, анализ и т.д.
Период исследования с 2015 г. по 2017 г.
1. Теоретико-методологические основы внешней и внутренней среды
1.1. Внутренняя и внешняя среда организации
В современных рыночных условиях компаниям необходимо уделять внимание вопросу разработки стратегического плана развития. Это позволяет им оставаться конкурентоспособными по сравнению с другими организациями. С этой целью менеджеры проводят анализ внутренней и внешней среды организации.
Компоненты внутренней и внешней среды организации будут рассмотрены далее более подробно.
К внутренней среде организации относят:
а) структуру организации;
б) внутриорганизационные процессы;
в) технологии;
г) кадры;
д) организационную культуру;
е) управление функциональными процессами.
Структура организации представлена через отдельные подразделения и связи между ними. Начальным этапом построения структуры компании является определение функциональных обязанностей сотрудников, и с кем они будут взаимодействовать в процессе трудовой деятельности. Например, в организации люди могут работать автономно (независимо друг от друга), могут работать на конвейере или в бригадах. Процесс проектирования работы определяется множеством факторов, таких как уровень квалификации работника, необходимый для осуществления данной деятельности, объем работы каждого сотрудника, необходимо ли прохождение курсов повышения квалификации и т.п. В настоящее время сформировались основные типы структур, такие как линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, матричная, проектная. Также начинают формироваться новые типы сетевых структур, связанные с развитием информационных технологий. Эти структуры актуальны в условиях динамично изменяющейся внешней среды [8].
Внутриорганизационные процессы можно подразделить на три группы:
а) координация, осуществляемая за счет приказов и распоряжений руководителей, а также на основе сформированных в организации норм и правил;
б) принятие решений, которое может осуществляться как «снизу вверх», так и «сверху вниз», т.е. только на верхней ступени управления;
в) коммуникация, которая может быть в письменной форме, во многих компаниях она представлена в виде разговоров или в смешанной форме, сочетая первый и второй вид коммуникации. В настоящее время актуально взаимодействие сотрудников через электронную почту.
Технология - это технические средства и способы их комбинирования и использования для получения конечного продукта, создаваемого организацией. К вопросам менеджмента относится вопрос выбора наиболее подходящей для данной организации технологии и определения ее эффективного использования [4, с. 28].
Кадры составляют основу функционирования любой компании. Организация способна осуществлять свою деятельность и успешно функционировать благодаря наличию в ней сотрудников. Работники компании участвуют в создании ее продукта, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. В связи с такой позицией кадров в организации, менеджерам стоит быть внимательным к ним, способствовать их профессиональному развитию, повышению квалификации, продвижению по карьерной лестнице.
Организационная культура - это устойчивые нормы поведения, ценности и верования относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл ее функционирования и т.п.
Формированием организационной культуры занимается руководство компании, а также топ-менеджеры.
Можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и являются объектом управления со стороны менеджмента:
а) производство;
б) маркетинг;
в) финансы;
г) работа с кадрами;
д) эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).
Любая организация не является замкнутой системой и постоянно взаимодействует с внешней средой. Из окружающего мира компания получает ресурсы, необходимые ей для осуществления своей деятельности. Если организация не будет поддерживать связи с внешним миром, то она в ближайшее время прекратит свое существование. Внешняя среда непостоянна и подвержена изменениям, поэтому в задачи менеджеров входит обязанность адаптировать компанию под новые изменения.
Внешнее окружение организации можно представить в виде двух сфер.
К первой сфере относится сложившаяся в стране политическая, экономическая, правовая среда, а также особенности менталитета населения, национальные традиции. Данное окружение будет сходно для большинства организаций.
Вторая сфера будет различна для организаций, так как в нее входят непосредственно поставщики, покупатели, конкуренты, партнеры, государственные и муниципальные органы, с которыми взаимодействует компания. Они оказывают более значимое влияние на деятельность организации. При этом действия организации также будут изменять внешнюю среду.
Стратегический анализ внешней и внутренней среды направлен, в первую очередь, на изучение двух групп факторов: условий в отрасли и положения на рынке, сильных и слабых сторон [3].
Стратегические решения связаны скорее с внешними, чем с внутренними проблемами организации, в особенности решениями по выбору номенклатуры продукции и сегментов рынка [2].
Как основной инструмент регулярного стратегического управления, предлагается выбрать матрицу «качественного» стратегического анализа (SWOT).
SWOT-анализ это анализ, в основе которого лежит исследования сильных характеристик организации, слабых сторон, а также возможностей и угроз, исходящие из внешней среды.
Для проведения SWOT-анализа необходимо построить матрицу, состоящую из двух частей - внешней и внутренней среды. Внешнюю среду подразделяют также на два раздела - возможности и угрозы. В свою очередь, внутренняя среда разделена на сильные и слабые стороны организации.
В целом, проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 Схема SWOT-анализа
В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны организации, а также рыночные возможности и угрозы:
- сильные стороны - преимущества организации, которые создают новые возможности для организации. Преимущества могут заключаться как в имеющихся уникальных ресурсах, используемой технологии, высокой квалификации сотрудников, бренде, качестве продукции.
- слабые стороны - это недостатки компании, которые мешают ее развитию. Например, узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохая репутация на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т. п.
- рыночные угрозы - события, которые еще не произошли, но их появление может негативно сказаться на функционировании компании. К примеру, появление новых компаний, которые могут повысить конкуренцию на рынке, введение новых законов, ограничивающих деятельность организации, изменение спроса на выпускаемую продукцию или оказываемые услуги.
- рыночные возможности - благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества [3].
SWOT-анализ один из самых простых в понимании методов, поэтому он стал популярным и востребованным у менеджеров компаний различных уровней и сфер функционирования.
Подводя итог, отметим, что вовремя проведенный стратегический анализ организации, рассмотрение ее конкурентных сильных сторон, недостатков, мешающих развитию, перспективных возможностей и угроз, позволяют выработать оптимальную стратегию компании, позволяющей ей оставаться конкурентоспособной и эффективно вести свою деятельность.
Стратегический анализ позволяет систематизировать полученную информацию о позиции организации на рынке, ее основных конкурентах, положении партнеров и поставщиков и т.д., и на основе результатов анализа выработать долгосрочный план развития организации.
1.2. Особенности и факторы на него влияющие рынка алкомаркетов
Согласно государственной статистике, в 2017 году алкогольный рынок России увеличил производство, но снизил объемы продаж, продолжая тенденцию с 2014 года.
В 2016 году производители продали вина 96 869,47 тыс. декалитров, а в 2017 году уже 78 224,84 декалитров. Объем продаж снизился на 18 644,63 тыс. декалитров или на 20%. Такой же спад наблюдался и в реализации других видов алкоголя.
Что характерно, импорт алкоголя при этом вырос, причем наиболее резко объем ввоза натуральных виноградных вин из Франции и Италии. Также поднялись цены российских производителей: сильнее всего подскочила стоимость вин и коньяков. То есть, потребители не стали меньше пить, они лишь переключились на импортные напитки.
Пиво по-прежнему остается лидером в структуре потребления. Крупные холдинги переключаются на дешевый и среднеценовой сегменты. Место премиальных сортов занимает крафтовое пиво, чей объем на рынке неуклонно растет: уже в 2016 году его доля поднялась на 35%. В 2017 году спрос на крафт продолжил увеличиваться.
На рынок алкомаркетов повлияли законодательные ограничения: с 1 января 2017 года депутаты запретили продажу пива в ПЭТ-упаковках больше 1.5 литра. Меру придумали, чтобы снизить потребление алкоголя. Однако потребители не стали меньше пить. Они переключились на другие, более дешевые виды алкоголя, предпочитая не переплачивать за тару.
Продажи согласно Росстату снижаются, несмотря на увеличение производства отдельных видов алкоголя. Даже водку в 2017 году продавали в меньших объемах. В 2017 году продали меньше «огненной воды» на 28%. Такая же тенденция наблюдалась у остальных видов алкоголя.
Возможные причины: повышение цен и снижение доходов населения. Цены повысились по двум основным причинам — рост акцизов и запрет на тару объемом более 1,5 литров. Второе особенно сильно повлияло на пиво.
Депутаты считали, что это должно было мотивировать потребителей пить меньше. На деле же выросли очереди в магазинах — причем не в маленьких специализированных бутиках, а в супермаркетах. Ради экономии потребители стали покупать дешевый алкоголь в больших сетях.
В таблице 1.1 показано сколько продано алкогольной продукции в натуральном выражении (тыс. декалитров) за 2014-2017 гг.
Таблица 1.1
Продано алкогольной продукции в натуральном выражении (тыс.декалитров) за 2014-2017 гг.
Наименование |
2015 |
2015 |
2016 |
2017 |
Вина игристые и шампанские |
29 634,29 |
26 277,52 |
19 280,07 |
16 489,83 |
Вино |
93 025,74 |
81 056,31 |
711428,05 |
50 281,86 |
Вино ликерное |
463,61 |
333,84 |
381,23 |
125,13 |
Вино фруктовое |
1 7 056,06 |
6 147,52 |
5 780,12 |
11 328,03 |
Виски |
10 058,77 |
1 7 633,53 |
6 266,10 |
- |
Водки |
122 636,67 |
111 427,99 |
101 674,10 |
72 293,43 |
Коньяки, коньячные напитки (включая бренди, кальвадосы) |
19 683,01 |
17 339,03 |
17 554,72 |
10 420,15 |
Напитки винные |
36 807,62 |
34 606,82 |
39 443,65 |
29 294,79 |
Пиво солодовое |
123 739,30 |
135 809,91 |
55 079,72 |
- |
Прочая алкогольная продукция (сидр, пуаре, медовуха и др.) |
11 220,71 |
12 327,45 |
10 121,69 |
- |