Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и признаки правового государства
1.2. Развитие идей правового государства
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
2.1. Понятие и признаки гражданского общества
2.2. Становление гражданского общества
3. Соотношение гражданского общества и правового государства
— выступает орудием социального компромисса гражданского| общества, смягчает социальные противоречия|противоречивость| между разными| социальными группами;
— юридически обеспечивает возможности гражданина быть собственником|, создавать общественные объединения, коммерческие корпорации|, активно участвовать в политической жизни общества;
— имеет пределы|границу| регуляции отношений в обществе, которые|какие| определяются| конституцией государства, стандартами в отрасли прав и свобод человека, закрепленными в международных актах.
И гражданское общество, и государство функционируют для удовлетворения| потребностей и интересов человека. Гражданским обществом| можно назвать такое общество, в котором|каком| главным|головным| действующим лицом|личностью| является гражданин как автономное лицо [24, с. 17]|личность|:
- субъект, который|какой| осознает себя свободным членом общества;
- субъект, который|какой| осознает себя свободным экономически|экономичный| -|какой| имеет право выбора форм|формы| и видов трудовой| деятельности, в том числе предпринимательской; свободным идеологически| и политически;
- субъект, который|какой| наделен|оделяет| правами и свободами, в том числе правом частной|приватной| собственности [«субъект-владелец|собственник|»];
- субъект, который|какой| осознает ответственность перед обществом|;
- субъект, который|какой| защищен законом от прямого вмешательства и произвольных ограничений со стороны государства.
Гражданское общество основывается на многообразии| форм|формы| и видов собственности. Каждая из них призвана:
1] обеспечить благополучие| всех;
2] открыть экономическое|экономичное| пространство|простор| для увеличения собственности| на основе большей интенсивности труда, способностей, творческой инициативы и предприимчивости.
Соотношение труда и разнообразных| форм|формы| собственности в гражданском обществе должно быть таким, чтобы труд позволял создать для каждого достойный общественного| прогресса стандарт жизни. Перевес в государстве так называемого «среднего класса» — один из показателей сформированного| в нем гражданского общества [21, с. 129].
Современная концепция гражданского общества исходит|исходил| из того, что оно является предпосылкой социального правового государства [14]. Диалектика взаимоотношений гражданского общества и государства является сложной и противоречивой, поскольку между ними происходит своеобразное деление|разделение| организационно управленческого труда. Гражданское общество как система, что сама развивается, всегда чувствует давление со стороны государственной власти|. В свою очередь, государство не может развиваться без свободного развития гражданского общества, которое|какое| контролирует действия политической| власти. Слабость гражданского общества толкает государство | к|до| узурпации его прав, в результате чего происходит перераспределение| функций государства и гражданского общества. В таком случае| государство кроме собственных функций присваивает еще и функции гражданского общества, вынуждает|принуждает| его выполнять|исполнять| исключительно государственные решения. Государство и общество существуют в виде противоречивого | беспрестанного взаимодействия и взаимовлияния, характер и направленность| которых|каких| в значительной мере|в значительной степени| зависят от уровня развитости гражданского общества и его институтов.
Государство должно ориентироваться в первую очередь на интересы гражданского общества. Конфронтация интересов государства и гражданского общества является показателем неэффективности державного| управления и самого механизма государства.
Государство, осуществляя|свершает| политическую власть в гражданском обществе, подчиняет|соподчиняет| свою деятельность служению этому обществу, обеспечивает равные возможности для всех людей во всех сферах их жизнедеятельности на принципах социальной справедливости, гуманизма и милосердия, не вмешивается в личную жизнь человека и гражданина, регулирует социальные отношения в пределах действующей конституции, законов и других нормативно-правовых актов.
Между государством и обществом должна быть определенная дистанция — определенная граница демократии, пересечение которой|какой| ведет к|до| огосударствлению общества, что с|с| позиций демократии и гуманизма недопустимо|недопустимый|. В пределах такой границы государство является существенно необходимым гражданскому обществу, которое|какое| без него не сможет не только развиваться, но и существовать. Здесь стоит согласиться с|с| Гегелем, который|какой| не считал государство чем-то внешним|наружным| относительно гражданского общества и объяснял их органическую|органичную| взаимосвязь чрезвычайно просто. Гражданское общество, подчеркивал он, представляет собой сочетание отличающихся друг от друга образующих его личностей|личности|как. Но по внутренней природе действия внутренних, характерных для него сил гражданское общество характеризуется доминированием разъединения, а потому|оттого|, чтобы его связать, перебороть|преодолеть| это разъединение, и необходимо государство как общая связь [22, с. 78].
Уязвимость|уязвимый| позиции Гегеля заключается не в том, что он таким способом подчеркивал объективную необходимость государства для гражданского общества, а в том, что государство из|с| одного с важных средств его формирования и развития в воображении философа превратилось в абсолютную цель, на одну из неопровержимых|неоспоримых| основ|основания| мирового порядка. Правда, этатизм Гегеля отличается от теорий тоталитаризма, в которых|каких| государство и право изображаются|срисовывают| врагами и четко просматривается стремление подменить закон нормативно| и индивидуально распорядительными |приказными| актами.
Гражданское общество, по мнению Гегеля, характеризуется тремя основными моментами: системой потребностей, осуществления правосудия, деятельностью полиции и корпораций. В такой конструкции чувствуется смешивание функций гражданского общества и государства, что привело Гегеля к|до| их отождествлению. Следовательно|итак|, Гегель в вопросах, свободы, и неприкосновенности личности|личности| стоял на позициях формального равенства всех субъектов гражданского общества. Государство и право являются средствами определения и обеспечения формального равенства человека и гражданина.
Относительно|касательно| РФ, то формирование в ней гражданского общества является задачей|задачей| весьма тяжелой и долговременной. В течение|на протяжении| значительного времени Россия находится|перебывает| в кризисном состоянии|стане|. Начальная|первоначальная| ориентация на политику «шоковой терапии», либерализацию цен, форсирования рыночных отношений, пропаганда и фактическое осуществление идеи невмешательства государства, в хозяйственную деятельность привели к|до| обвальному падению товарного производства и разворовыванию|хищению| государственных ресурсов, взрывному росту цен и эмиссии, развалу денежно-финансовой системы, формированию мафиозно-спекулятивной структуры с бурными темпами личного обогащения [8, с. 44].
Современное понимание соотношения правового государства и гражданского общества связано|повязал| с осознанием аксиологии| их взаимосвязи. Именно ценностный подход к|до| пониманию взаимосвязи и взаимодействия права и государства, правового государства и гражданского общества, могут дать нам осознание места и роли правового государства в гражданском обществе.
Соответственно, гражданское общество и правовое государство могут соотноситься как необходимые друг другу и взаимодополняющие| системы. Правовое государство подчиняет|соподчиняет| свою деятельность гражданскому обществу и конкретному человеку, отвечающему перед ними за свою деятельность. Формирование в России гражданского общества и правового государства является неотложной проблемой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство в первую очередь является формой организации общества, основной субъект которой|какого| — человеческие индивиды. От их социально-политической, правовой зрелости зависят сила и мощь любого|какого-нибудь| государства и прежде всего - правового.
Государство выделилось из|с| общества на определенной степени его зрелости и зависит от развитости общества. Какое общество, такое и государство. По мере развития общества, перехода|перехождения| его от низшей ступени к|до| более высокой, изменяется и государство. С усовершенствованием|с| | общества государство становится|стает| демократическим [в нем осуществляется | народовластие, экономическая|экономичная| свобода, свобода личности|личности|], а с формированием гражданского общества государство становится|стает| правовым.
Понятие правового государства все более совмещается|сочетает| с|с| концепцией| так называемого «государства общего благоденствия»| или «социального государства». Это совмещение| происходит в первую очередь на основе гарантий системы экономических|, социальных и культурных прав.
Гражданское общество — общество, в котором существует и постоянно расширяется сфера свободного волеизъявления, что способствует раскрытию внутреннего потенциала людей и достигается через систему институций и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и их объединений. При этом компетенция государственного вмешательства в деятельность граждан ограничена до минимума и четко определена.
Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга - одно немыслимо без другого. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Общепризнано, что в правовом государстве должны функционировать развитые институты гражданского общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Боер В.М., Городинец Ф.М., Григонис Э.П. и др. Правовое государство: реальность, мечты, будущее / Под общ. ред. В.П. Сальникова. - 2-е изд., перераб. - СПб, 2015. – 170 с.
- Влазнев В.Н. Гражданское общество и правовое государство в современной России // Национальные интересы. – 2015. - № 2. – с. 28-34.
- Гончарова А.Н. Проблема согласования общественных и личных интересов в процессе построения гражданского общества: Монография. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2016. - 160 с.
- Государство и гражданское общество: практика эффективного взаимодействия. Международный опыт: сборник статей и документов / Составители Е. Б. Тонкачева, Г. Б. Черепок; Центр правовой трансформации, Фонд развития правовых технологий. - Минск, 2015. - 266 с.
- Гражданское общество: взгляд изнутри / Ред. Ю. Джибладзе, К.Ермишин. - М.: Центр развития демократии и прав человека, 2014.
- Гражданское общество, правовое государство и право // Вопросы философии: круглый стол журналов «Государство и право» и «Вопросы. философии». - 2014. - №1. – с. 22-26.
- Демократическое правовое государство и гражданское общество. – М.: Изд-во: Наука, Ин-т междунар. эконом. и полит. исслед. РАН, 2015. – 184 с.
- Домрин А. Гражданское общество в России // Новый журнал. – 2013. - № 233. – с. 41-52.
- Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. - 5-е изд., учеб. пособие. – М.: Издательство: Academia, 2016. – 224 с.
- Козлихин И.Ю. Идея правового государства. История и современность. - СПб, 2013.
- Колюшкина Л.Ю., Смоленский М.Б. Теория государства и права: учебное пособие. – М.: Дашков и К, Наука Пресс, 2015. – 288 с.
- Локк Дж. Два трактата о правлении / Сочинения: В 3 т. – Т. 3. – М.: Мысль, 2016. - с. 137-405.
- Лопушанский И. Н., Кальной И. И. Гражданское общество. Истоки и современность: правовое государство и гражданское общество в России. – М.: Юридический центр Пресс, 2012. – 296 с.
- Материалы международной научно-теоретической конференции «Гражданское общество и правовое государство как факторы модернизации российской правовой системы» 12 декабря 2009. – СПб: Санкт-Петербургский филиал ГУ-ВШЭ, 2009. – 214 с.
- Мелехин А.В. Теория государства и права. – М.: Маркет ДС, 2017. - 640 с.
- Нагорная М.А. Гражданское общество в России:
понятие, признаки, пути становления // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. – 2016. - № 3. – с. 31-38. - Нерсесянц В.С. Правовое государство: история и современность // Вопросы философии. - 2016. - № 2. – с. 18-23.
- Никовская Л.И., Якимец В.Н. От конфронтации к партнерству: к вопросу о характере взаимодействия государства и гражданского общества. Материалы научной конференции «Социальные конфликты и социальный мир: поиск оптимума». - Воронеж, ВГУ, 2013. – с. 127-131.
- Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. - М., 2014. – 323 с.
- Перегудов С.П. Институты гражданского общества и государства // Социологические исследования. – 2015. - №3. - с. 69-76.
- Подберезкин А.И., Абакумов С.А. Гражданское общество и будущее Российского государства: В поисках эффективного алгоритма развития. – М.: Имидж-пресс, 2014. - 435 с.
- Правовое государство и гражданское общество: пути формирования современной России. - М., 2013.
- Таранов П.С. Анатомия мудрости. 120 философов. Жизнь. Судьба. Учение. В двух томах. - Том 1. - Издательство: Реноме, 2017. – 624 с.
- Черноног Р.А. Государство и гражданское общество в общецивилизационном прогрессе // Вестник РАН. – 2016. - № 4. – с. 15-23.
- Якимец В.Н. Гражданское общество: основные признаки, функции, взаимодействие с государством // Вестник Канадского Фонда «Гражданское Общество». – М.: КФГО. - 2013 - №1.