Файл: Соотношение государства и гражданского общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характерными особенностями первого этапа формирования и развития идей правового государства в России являются следующие. Во-первых, становление и развитие их под сильным воздействием западных демократических идей. Во-вторых, формирование и развитие идей правового государства в России осуществлялось в условиях сохранения сильной самодержавной власти, в противоборстве [явном или скрытом] с идеями просвещенного абсолютизма. И, в-третьих, формирование и развитие идей правового государства в России на рубеже XIX-XX в. осуществлялось на фоне и в контексте бурных академических дискуссий о соотношении государства и права не только на современном этапе, но и на самой первой, изначальной стадии их возникновения и развития [17, с. 23]. Наряду со сказанным важное значение для развития идей правового государства в России имела разработка проблем гражданского общества и конституционного государства.

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

2.1. Понятие и признаки гражданского общества

Гражданское общество — это общность свободных, независимых, равноправных людей, каждому из которых|каких| государство обеспечивает юридические возможности быть владельцем|собственником|, пользоваться экономической|экономичной| свободой и надежной социальной защитой, другими правами и свободами, активно участвовать в политической жизни и в других сферах жизнедеятельности человека и гражданина.

Исторически идея гражданского общества достигает политически правового мнения античности, в частности творчества Цицерона, когда закладывались основы представлений о гражданстве. Термин «гражданское общество» связан с латинским словом civis — гражданин, член римской гражданской общины [civitas] и основной субъект тогдашних частноправовых [а не публично властных] отношений, согласно римскому гражданскому праву [jus civile]. Отсюда — и близость понятий «гражданин» [civis] и «гражданский» [civilis].

В то же время|одновременно| термин|термин| «гражданское общество» не лишен определенной парадоксальности, поскольку его содержание не отвечает названию. Ведь содружеством граждан является не гражданское общество, а государство как политический феномен. В гражданском обществе [вопреки названию] действуют не граждане как субъекты публично властных отношений и публичного права, а частные лица с собственными интересами, субъекты частного|приватного| права — участники гражданско-правовых отношений. Понятие «гражданское общество» получило распространение после победы Французской буржуазной революции XVIII в., которая положила конец сословному делению|разделению| общества и провозгласила|проголосила| Декларацию прав человека и гражданина [3, с. 17]. Становление гражданского общества неразрывно связано|повязал| с процессом правовой регуляции взаимоотношений между личностью|личностью|, обществом и государством.


Гражданское общество – это этно-социальное| пространство|простор|, в котором|каком| люди взаимно связаны|повязал| и взаимодействуют между собой как независимые личности, владеющие|обладают| собственностью, свободой распоряжаться результатами своего труда, являются носителями политических прав и культуры [6, с. 22].

Не каждое общество можно назвать гражданским обществом|, то есть обществом с достаточно развитыми экономически­ми|, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами; независимым от государства, но взаимодействующим с ним.

Признаками гражданского общества являются [25, с. 19]:

а] частная|приватная| собственность, свободный труд, предпринимательство;

б] существование свободных политических партий, общественных организаций, трудовых коллективов и других объединений граждан на добровольной основе|основании|;

в] многообразие| воспитания, образования, науки, культуры;

г] наличие независимой системы средств массовой информации;

г] свободное развитие семьи как первичной основы|основания| сожительства людей;

д] подавляющая регуляция поведения человека с помощью этических норм и осуществления человеком своих потребностей и интересов в остальных областях частной|приватной| и общественной жизни на принципах свободы, независимости и неприкосновенности.

Гражданское общество имеет сложную и изменчивую|меняет| структуру: это комплекс социальных групп, частных лиц, их ассоциаций и институтов [семья, школа, церковь, добровольные объединения по профессиональным, возрастным|возрастными|, творческим и другими интересам, клубы, союзы, общества|товарищество|, общественные организации, движения, политические партии], взаимодействие которых|каких| регулируется гражданским правом [20, с. 71].

Гражданское общество обеспечивает пространство|простор| для самореализации индивида вне государственных структур. Поэтому такое общество часто рассматривают как сферу общественного бытия, не охваченную непосредственной деятельностью государства. Однако они не изолированы|, а взаимно дополняют друг друга. Гражданское общество способствует|содействует| возникновению и конденсации общественных инициатив, которые|какие| питают, поддерживают, корректируют деятельность государственного организма. В процессе становления и развития гражданского общества происходит замена архаичных, традиционных форм|формы| регуляции жизнедеятельности людей, утверждаются демократические, правовые нормы во всех областях общественной жизни. Это дает основания|подставу| утверждать, что гражданское общество и правовое государство являются одним целым и выражают меру демократизации политической жизни и политической системы как ее институционно-правового механизма.


Следовательно|итак| для гражданского общества, кроме хорошо настроенной правовой системы, чрезвычайно важным является:

- во-первых|в первых|, наличие развитого и структурированного|структурирующего| гражданского общества;

- во-вторых, общая осведомленность населения о своих правах и обязанностях|долге|.

Таким образом, даже когда в демократических обществах |на какое-то время| происходит временное повреждение правовой системы, общество через|из-за| самые разнообразные свои звенья способно обезвредить|обезвреживать| “вирус” и возобновить|восстановить| равновесие.

В гражданском обществе должно существовать правовое государство, то есть такое, в котором|какой| только|только| юридическими средствами обеспечиваются верховенство |поверхностный| права, реальное осуществление, гарантирование, охрана|охранение|, защита и возобновление нарушенных|возбуждает| прав человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности|личности|, контроль и надзор за созданием и применением юридических законов.

2.2. Становление гражданского общества

Начало формирования гражданского общества в странах|страна-участнице| Европы и Америки приходится|приникает| на XVI—XVII| вв.

Можно выделить три этапа становления гражданского общества|, каждый из которых|каких| сопровождался существенными изменениями|сменой| экономических| отношений, общественного и государственного строя|порядка|, развитием сознания|осмысленности| индивида и общества, культуры народа и нации, переосмыслением| общественной идеологии [5, с. 61]:

I. [XVI—XVII| вв.]: процесс вызревания предпосылок [экономических|, политических, идеологических] развития буржуазного общества|, устранения юридического неравенства|неровности|, ограничения политической вла­сти| правом;

II [конец XVII — конец XIX вв.]: формирование гражданского| общества в наиболее развитых буржуазных странах|страна-участнице| на принципах общего юридического равенства, свободного предпринимательства| и частной|приватной| инициативы.

Формальное равенство открывает возможности для проявления индиви­дуальности|: появляется гражданин как самостоятельный субъект, который осознает себя индивидуальным членом общества. Он конституционно| наделен|оделяет| определенным комплексом прав, свобод, и в то же время| несет|несущий| ответственность перед обществом. Государство все боль­ше| отдаляется от выполнения функций владельца|собственника|. Развиваются правовые механизмы, которые сдерживают политическую власть, подчиняют|покоряют| ее закону. Происходит становление представительской демокра­тии| — постоянно действующих представительских общенациональных учреждений парламентского типа со|с| строго|строгий| обозначенными полномочиями| вводить налоги и принимать законы;


III [рубеж XIX — XX вв.]: развитие постиндустриального общества с машинным производством, фабричной организацией| труда, общенациональным рынком; отделение|разобщение| власти от собственности; переход|перехождение| управления общественными делами прак­тически в| |доруки ученых-специалистов [менеджеров] с сохранением|сохранностью| институтов традиционной демократии и политического плюрализма; расширение и углубление равноправия людей.

В настоящее время в России проблема становления гражданского общества является актуальной. Можно выделить следующие направления формирования гражданского общества в России:

- создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики;

- формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству, в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей. Особая роль в этом процессе должна принадлежать интеллигенции, сочетающей патриотизм и объективно-критический подход к реальностям социально-политической жизни, что приводит, с одной стороны, к разрушению национального самосознания и общества, с другой порождает одномерный национализм, абсолютизирующий ценности далекого прошлого;

- создание реального плюрализма в обществе. Этому способствует падение влияния традиционных партий и рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений;

- преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий [2, с. 31].

Таким образом, гражданское общество - необходимый элемент на пути модернизации российской жизни.

3. Соотношение гражданского общества и правового государства

Сформировались|формующий| три подхода к|до| соотношению гражданс­кого| общества и государства [6, с. 24; 8, с. 44; 18, с. 129 идр.]:

1] государство и гражданское общество — совпадающие социальные системы;

2] государство и гражданское общество — разные|различные| социальные системы|, первичным [ведущим] является государство, контролирующее граж­данское| общество;


3] государство и гражданское общество — разные|различные| социальные системы|, государство исполняет служебную [подчиненную] роль относительно|касательно| гражданского общества.

Признаки [черты] гражданского общества — в его соотношении| с государством:

1. не существует до государства и вне государства;

2. не включает государство, развивается самостоятельно — без непосредственного| вмешательства государства;

3. состоит из субъектов — свободных и равноправных граждан| и объединений, которые добровольно сформировались|формующий| и состоят в отношениях конкуренции и солидарности;

4. имеет определенный приоритет перед государством, однако заинтересовано|не без интереса| в благосостоянии государства и содействует его развитию;

5. оказывает влияние на создание и функционирование государственных органов в собственных интересах;

6. имеет право требовать от государства защиты жизни, здоровья, безопасности граждан, не допуская его вмешательство в их частные|приватные| интересы|;

7. формирует|формующий| право, которое формулируется государством в законах и других нормативно правовых актах, гарантирует и защищает|ограждающий| его от нарушений| со стороны кого-либо. Все потребности гражданского общества реализуются с помощью|посредством| воли государства, выраженной в форме пра­вового| акта;

8. развивается и взаимодействует с государством в пределах права, которое выступает как равный|равный| и справедливый масштаб свободы и справедливости|, а не как способ навязывания государственной воли.

Государство способно содействовать развитию общества или препятствовать| ему.

В функционировании гражданского общества роль цивилизова­нного| государства должна выражаться в том, что оно:

— служит формой, организующей гражданское общество и создает условия для его развития;

— является относительно самостоятельным относительно|касательно| гражданского общества и осуществляет|свершает| солидарные публичные интересы всех членов общества;

— устанавливает «правила игры», которых|каких| должны придерживаться граждане и их объединения, создает благоприятные условия для их существования и развития;

— не вмешивается в частную|приватную| сферу семьи, быта|обихода|, культуры [первый уровень гражданского общества]: такое вмешательство может происходить только|только| с целью обеспечения личной или гражданс­кой| безопасности;

— предоставляет необходимую защиту гражданскому обществу, которое|какое| функционирует в пределах его территории, в части социаль­ной| безопасности граждан;