Файл: Выбор стиля руководства в организации (Личность руководителя ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации

1.1. Руководство в организации

1.2. Классификация подходов к руководству персоналом

1.3. Личность руководителя

1.4. Категории поведения руководителя Г. Юкла

1.5. Стиль руководства

Глава 2. Классификация стилей руководства

2.1. Авторитарный стиль управления

2.2. Демократичный стиль управления

2.3. Либеральный стиль управления

2.4. Теории стиля руководства

2.5. Выбор стиля руководства в организации

Глава 3. Анализ стиля руководства организации ООО «Фарнедо»

3.1. Характеристика организации ООО «Фарнедо»

3.1.2. Должностные лица организации

3.2. Стиль руководства в организации «Фарнедо»

3.3. Рекомендации по совершенствованию и повышению стиля руководства организации ООО «Фарнедо»

3.3.1. Формирование стиля руководства

3.3.2. Мероприятия по повышению уровня стиля руководства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Целеустремленность, надежность и ответственность – Самые важные качества любого руководителя. Руководитель должен доводить дело до конца в строго поставленные сроки. Ответственно подходить к каждой поставленной задачи и цели от выше поставленного руководства. Хороший руководитель способен пойти на риск, если этот риск будет оправдан. При этом руководитель несёт полную ответственность за принятое решение.

1.4. Категории поведения руководителя Г. Юкла

Наиболее существенный вклад в изучение деятельности руководителя внес Гарри Юкл, который разработал девятнадцать категорий поведения руководителя.

1. Главный акцент на производство. Данная сторона деятельности руководителя включает все мероприятия, осуществляемые с целью увеличения производительности и эффективности производственного процесса, в том числе и контроль. Например – руководитель призывает сотрудников сделать акцент на качество и строго следовать техническому заданию.

2. Чуткость и внимательность. Данные категории являются необходимыми в деятельности руководителя. Чтобы сохранить и укрепить свою позицию, должен быть исключительно внимательным к его членам, строг и объективен. Он должен оказывать определенную поддержку людям, которые в него верят. Например – Заметив подавленное настроение у сотрудника, руководитель выясняет причину и по возможности пытается помочь.

3. Воодушевление. Подобная черта всегда с положительной стороны характеризует руководителя, обладающего ею. Способность лидера стимулировать энтузиазм у членов коллектива, вселять в них уверенность в собственных силах, вдохновлять на выполнение любых заданий является в значительной мере залогом успеха всего дела. Например – Руководитель говорит, что в текущем квартале план продаж выполнен на 110% и команда менеджеров заняла лидирующую позицию.

4. Похвала и признание. Использование таких методов поощрения служащих являются залогом эффективности всего производства. Руководитель может выразить признательность за качественно выполненную работу, поблагодарить за особый вклад в производство, выразить уверенность в сохранении подобного отношения в дальнейшем. Например – Руководитель благодарит свою команду за качественную работу.

5. Вознаграждение за деятельность на благо фирмы. Руководитель может выразить свою признательность подчиненному в виде подарка или денежной премии, либо повышение в должности, либо предоставления более благоприятных условий работы, либо увеличения времени отпуска и т.д. Например – Руководитель мотивирует сотрудников находить новых клиентов за денежное вознаграждение, в размере 5% от сделки.


6. Участие в принятии решений. Руководитель проводит консультирование с подчиненными по важным вопросам ведения дел в компании, позволяет им вносить корректировки в принятые им решения. Например – Руководитель узнает мнение каждого сотрудника перед принятием решения.

7. Передача полномочий. Руководитель передает часть своих функций подчиненным, а соответственно распределяет часть ответственности, при этом члены коллектива сами решают, как наиболее правильно подойти к выполнению порученных им работ. Например – Руководитель поручил сотруднику разработать план продаж на следующий месяц.

8. Разъяснение ролей. Руководитель доводит до сведения подчиненных их обязанности и степень ответственности, объясняет правила, нормы поведения и работы в данной организации, дает им понять, чего конкретно он хочет от каждого из них. Например – Мой руководитель довел до моего сведения объем работы, который мне необходимо выполнить в рамках нового проекта, и объяснил, в чем конкретно будут состоять мои обязанности.

9. Постановка целей. Руководитель уделяет внимание важности каждого из выполняемых поручений, объясняет общую задачу, дает оценку быстроте выполнения каждого из заданий, обеспечивает надежную обратную связь. Например – Руководитель разрабатывает план продаж для каждого работника индивидуально, исходя из их навыков и опыта работы.

10. Обучение. Руководитель определяет потребность в переподготовке и повышении квалификации для своих подчиненных. Например - Руководитель регулярно даёт обратную связь каждому работнику, обучает его и указывает на его ошибки.

11. Распространение информации. Руководитель держит подчиненных в курсе всех событий, происходящих в фирме, включая сведения о деятельности всех подразделений внутри организации и за ее пределами. Например - наш руководитель посвятил нас в планы высшего руководства провести некоторые преобразования в сфере экономической политики фирмы.

12. Решение проблем. Руководитель берет на себя инициативу по решению возникающих в процессе работы проблем. Эту инициативу он должен доводить до конца. Например – В этом месяце из-за болезни отсутствовали два сотрудника, для того что бы достичь общей цели в установленные сроки, руководитель распределяет обязанности между другими членами команды.

13. Планирование. Руководитель составляет четкую программу действий по воплощению в жизнь поставленных целей (оперативные планы, стратегии достижения целей, графики работ, сроки исполнения). Например – руководитель объясняет каждому работнику важность соблюдения сроков.


14. Координация действий. Руководитель обязан обеспечивать четкую координацию между различными подразделениями организации, привлекать к этому процессу подчиненных, объяснять, насколько важна для производства четкая координация работ. Например - Руководитель проследил, чтобы к моменту поступления в цех полуфабрикатов оборудование по их переработке было уже готово, а на складе имелось бы место под готовую продукцию. Это позволило не нарушать ритмичности работ.

15. Облегчение работы. Руководитель оказывает подчиненным поддержку, снабжая необходимыми условиями для работы, обеспечивая дополнительными удобствами на рабочих местах.

16. Привлечение консультантов. Руководитель поддерживает контакты со специалистами в различных областях и в случае необходимости прибегает к их помощи, совету, консультации. Например - р

17. Налаживание благоприятного климата в коллективе. Руководитель делает все, чтобы в среде его подчиненных сохранялась атмосфера доверия и взаимопонимания, кооперации и взаимопомощи. Например – Руководитель проводит конкурсы, корпоративы. Всем коллективом отмечают праздники.

18. Управление конфликтами. Каждый руководитель должен стремиться к тому, чтобы избегать любого рода конфликтных ситуаций в своем коллективе. Для этого он может проводить определенную профилактическую работу. Если же избежать такой ситуации не удалось, то бремя решения проблемы снова ложиться на плечи лидера. Например - Руководитель привлек двух специалистов к работе над производственной программой. Они, однако, не сошлись в своем отношении к поставленной задаче. Руководитель сам выступил в качестве буфера, посредника, в результате чего задача была решена.

19. Дисциплина и критика. Любой управляющий в своей деятельности сталкивается с ситуациями, когда необходимо восстановить пошатнувшуюся дисциплину, покритиковать подчиненных за недобросовестность, нарушение инструкций, некачественный труд. Например – руководитель недоволен тем, что один сотрудник регулярно опаздывает на работу. Он сделал своему работнику выговор и предупредил чтобы тот относился к трудовой дисциплине более серъезно.

Таким образом, работа Юкла позволяет проследить большое влияние, которое оказывает деятельность руководителя на подчиненных, атмосферу в коллективе и результаты работы.

Мы рассмотрели и оценили достаточно большой перечень разнообразных личных характеристик руководителя, которые способствуют эффективности его работы. Но для успеха в работе руководитель не должен обладать всеми этими характеристиками одновременно. Для лучшего руководства необходим какой - то определенный минимум. Но, что представляет собой этот минимум, из каких конкретно личностных особенностей он должен состоять - сказать трудно или невозможно. Каждый руководитель сам должен сделать выбор, учитывая свои индивидуальные способности и специфику стоящих перед ним профессиональных задач.


1.5. Стиль руководства

У слова «стиль» греческое происхождение. Изначально оно означало стержень для писания на восковой доске, но потом его стали употреблять в значении «почерк». Поэтому можно сказать, что стиль руководства – это своего рода «почерк» в его действиях.

Стиль руководства – это способ общения и взаимодействия руководителя с подчиненными.

Говорят, что: «счастлив человек тот, который утром с удовольствием идет на работу». Именно руководитель выбирает стиль и следует ему. При этом психологическое самочувствие и комфорт сотрудников напрямую будет зависеть от руководителя и его стиля управления.

Впервые термин «стиль руководства» был введен К.Левиным в 30-е г.г. XX века, который выделил три «классических» стиля руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (или анархический).

Названия отражали характер принятия решений в социальной группе. Позднее предпринимались попытки терминологических изменений, и те же самые стили нередко обозначаются теперь как директивный, коллегиальный и либеральный.

Все определения стиля управления сводятся к совокупности характерных для руководителя приемов и способов решения задач управления, т.е. стиль – это система постоянно применяемых методов руководства.

Как видно, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно – психологическими характеристиками.

Каждому из сложившихся методов руководства адекватен вполне определенный стиль управления. Это значит, что каждый метод для своей реализации нуждается в личностях, обладающих вполне определенными качествами. Кроме того, метод управления является более подвижным и чувствительным к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства.

Стиль как явление производственного порядка в определенной мере отстает от развития и совершенствования методов управления и в связи с этим может вступать с ним в противоречии. Т.е. вследствие определенной автономизации стиль руководства в качестве отражения устаревших методов управления может привносить в них новые, более прогрессивные элементы. [5, ст.242]

Ниже приведена таблица характеристик каждого стиля руководства.

Параметры взаимодействия с подчиненными

Стили руководства

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Принятие решений

Решение принимается руководитель единолично

Решение принимается всем коллективом

Решение может приниматься каждым сотрудником

Способ доведения решения

приказы, распоряжения, команды

предложения, советы, рекомендации

просьбы

Распределение ответственности

Руководитель берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных

Ответственность распределяется во всем коллективе равномерно

Предпочитает не брать на себя ответственность

Проявление инициативы

Инициатива подавляется

Инициатива поощряется

Инициатива отдается в руки подчиненных

отношение квалифицированным специалистам

Стремится подавить

Максимально эффективно использует

Не обращает внимание

Отношение к недостаткам собственных знаний

Отрицает наличие недостатков

Старается повышать свою квалификацию

Не стремиться исправить

Стиль общения

Избегает общения

Поддерживает дружеское общение

Избегает общения

Характер отношений с подчиненными

Полностью зависит от настроения

Уважительное и доброжелательное отношение

Мягкая манера поведения

Отношение к дисциплине

Жесткая дисциплина в коллективе

Сторонник дисциплины “разумной достаточности”

Формально-попустительское отношение

Отношение к моральному воздействию на подчиненных

неотвратимость наказание - основной метод стимулирования

использует различные методы поощрения и наказания

безразличное


Таблица 1. Характеристики стилей руководства

Глава 2. Классификация стилей руководства

2.1. Авторитарный стиль управления

Авторитарный или директорский стиль управления характеризуется чрезмерной централизацией власти руководителя, ставка на администрирование и неограниченность.

Руководитель единолично принимает решения, не давая возможности на инициативу, категоричен, резок, всегда распоряжается, никогда не просит, зачастую бывает груб и воспринимает критики в свой адресс.

Особенности авторитарного стиля:

1. Преобладающие методы руководства приказы, распоряжения, выговоры, угрозы, лишение льгот, конфликты.

2. Критика и пожелания от сотрудников во внимание не принимаются.

3. В общении с людьми преобладает четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность, даже грубость.

4. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей.

Минусы авторитарного стиля:

1. Высокая вероятность ошибочных решений;

2. Подавление инициативы, творчества подчиненных, застой, пассивность сотрудников;

3. Самое главное неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;

4. Неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги)

5. Повышенная психологически-стрессовая нагрузка, вред для психического и физического здоровья [13, с. 135 - 136].

Как может показаться на первый взгляд, у авторитарного стиля одни минусы, однако это не совсем так. Дело в том, что есть ситуации, при которых только такой стиль будет эффективней других. Например, низкоквалифицированные сотрудники или проблемный коллектив.

Низкоквалифицированные сотрудники могут эффективно работать только под жестким контролем руководителя. В такое ситуации руководитель ставит цель, подробно объясняет задачи и способы выполнения и постоянно контролирует их работу. Ослабление давления со стороны руководителя в такой ситуации может привести к некачественному выполнению обязанностей. Такие сотрудники не способны, а иногда и вовсе не хотят, работать самостоятельно и продуктивно.

Коллектив считается проблемным, когда полностью отсутствует трудовая дисциплина, возникают острые конфликтные ситуации, а также низкий уровень исполнительности. В этих случаях будет предпочтительнее руководитель с сильным и волевым характером.