Файл: Адаптация ребенка к школе (Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера его социальной адаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совершенно естественно, что количество детей, обнаруживающих функциональную неподготовленность к школе, больше у 6-летних по сравнению с 7-летними.

Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, весьма значим для психического развития, таким образом, именно в этот год стремительно формируются многочисленные основные психологические новообразования: усиленно развивается свободная регуляция своего поведения, направленность на социальные нормы и требования; закладываются основные логические мышления, создается внутренний план действий.

Адаптация детей к школе в существенной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Отбирая программный материал, необходимо в полной мере принимать во внимание возрастные способности детей. В известной степени упрощает

адаптацию к школе заблаговременное нахождение детей в детском саду. Что на формирование и продолжение адаптационного процесса оказывает большое влияние воспитание в дошкольном возрасте. Быстрее приспосабливаются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще прослеживалась двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками.

Оптимальный результат достигается, согласно очевидному, взаимопроникновением смежных ступеней социального существования детей. Переход из детского сада в школу должен быть облегчен как за счет формирования элементов школы в последней группе детского сада, так и за счет сохранения элементов детского сада в 1-м классе школы.

В тех классах, где педагог по своим преподавательским установкам ближе всего к воспитателю детского сада, как правило, наиболее высокая групповая сплоченность и самая благоприятная картина межличностных отношений из числа учащихся.

Среди условий, оказывающих большое влияние на адаптацию детей к обучению в школе, необходимо отметить состояние здоровья.

Тщательный медицинский осмотр детей за год до поступления в школу позволяет выделить группу риска неготовности к школьному обучению.
К показателям, более подробно определяющим поведение первоклассников на общеобразовательных уроках, относится: показатель быстроты нарастания - переутомление. Невысока способность первоклассников сохранять на занятии значительную сосредоточенность внимания продолжительный период; тревожность в стрессовых ситуациях – весьма распространенное явление.

В случае если с ним не бороться, то в последующем оно может послужить причиной к негативным явлениям, вплоть до полного несогласия с освоением нового материала. Незначительный процент первоклассников испытывает отсутствие правильно подготовиться к занятиям. Это связано, в первую очередь, с отсутствием умения сосредоточивать внимание на своей деятельности.


Таким образом, можно выделить основные факторы, оказывающие воздействие на адаптацию первоклассников к школе: недостаточный уровень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, низкий уровень биологического развития, содержание обучения и методика преподавания, заблаговременное пребывание детей в детском саду, состояние здоровья.

Для успешного осуществления учебной деятельности необходимо, чтобы требования, первоначально выдвигаемые учителем, в дальнейшем выступали как требования, которые ученик сам предъявляет к собственным действиям.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Адаптация – это процесс и итог внутренних перемен, внешнего интенсивного приспособления и самоизменения индивида к новым обстоятельствам существования. Поступление в школу приводит к главнейшему изменению в концепции общественных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 6-7 лет.

Готовность ребенка к регулярному обучению в школе считается одним из основных результатов психического формирования в период дошкольного детства и задатком успешного обучения в школе. Несформированность одного из компонентов школьной готовности считается неблагоприятным вариантом формирования и приводит к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической области.

Период адаптации ребенка к школе способен длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные характерные черты ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения и уровень подготовленности ребенка.

В случае если ребенок психологически не готов принять на себя новую общественную роль «школьника», он не сумеет адаптироваться к школьной жизни. У ученика будет невысокая успеваемость, даже если он владеет высоким уровнем умственного развития, будут трудности в коммуникативной деятельности, школьные правила не будут освоены.

Недостаточный уровень умственного развития также может воспрепятствовать успешно, адаптироваться ученику к процессу обучения.
Признаками благоприятной адаптации первоклассника к школьной жизни считаются: адекватное поведение, формирование контактов с ровесниками, учителем, освоение навыков учебной деятельности и принятием правил школьной жизни.

Все вышеизложенное подтверждает потребность участия социального педагога в решении проблемы адаптации первоклассников к условиям школьного обучения. Непосредственно социальный педагог призван помочь ребенку в ходе адаптации к школьной жизни: принять на себя новую социальную роль, изучить правила и нормы обучения в школе, нормализовать отношения с одноклассниками и классным руководителем.


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе

Цель: выявление уровня адаптации первоклассников к школе.

Задачи:

1. Подобрать методики раскрытия уровня адаптации первоклассников к школе.

2.Провести диагностические методики.

3. Проанализировать результаты проведенных методик.

В процессе исследования процесса адаптации были применены следующие методики:

1. Схема - характеристика класса.

2. Анкетирование родителей.

3. Методика «Краски».

4. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе».

Выборку данного исследования составили учащиеся 1 класса МБОУ СОШ с.Буюклы.

Результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе представлены в таблице 1 (приложение 9).

Диагностическая и коррекционно-развивающая направленность процесса преподавания подразумевает полное изучение индивидуальных особенностей детей, а также многосторонний качественный подсчет результатов их учебной деятельности, реального продвижения в развитии и усвоении знаний. Только на основе такого знания вероятны понимание характера и причин учебных трудностей, реальная поддержка в их преодолении.

Переход от дошкольного детства к систематическому школьному обучению практически ни у одного ребенка не происходит размеренно.

Таким образом, проанализировав реагирование детей на школьную нагрузку, можно пользоваться подобным арсеналом методов. Как анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними, и их родителями, анкетирование родителей, ежедневное наблюдение за детьми в разных моментах их школьной жизни – на уроках, на переменах, на прогулках и экскурсиях, в свободном общении со старшими и сверстниками.
Особое внимание в наблюдениях за детьми уделяется тем сторонам поведения и деятельности, которые в максимальной степени отображают характер их адаптации к школьной среде[22].

Фиксируемые в процессе наблюдений признаки неблагополучия, которые отличают единичных школьников от других детей класса, рассматриваются педагогом с позиции адаптационных нарушений.


С целью систематизации использованных материалов наблюдений педагог в завершении каждой четверти в первом классе, по полугодиям составляет общую характеристику класса. С такой же периодичностью педагог обращается к родителям за информацией о характере адаптации детей к школе. Очень целесообразно в данном случае воспользоваться методом анкетирования (приложение 1-3).

Исследование данных, содержащихся в схеме-характеристике класса, результатов анкетирования родителей дает возможность дать оценку школьной адаптации у любого из учеников, взять на заметку тех, кто получил наиболее низкие обобщенные баллы. К подобным детям внимание преподавателя должно неоднократно увеличиться.

Чтобы улучшить все без исключения функции организма ребенка до требуемого уровня, предстоит обеспечить их активное занятие в доступной, посильной, увлекательной для детей деятельности – в той деятельности, которой они были почему-либо обделены в дошкольный период. Данную цель и преследуют коррекционные задания, выстроенные в не учебном материале.

Краткое описание методик:

Методика «Краски»

Цель: определение эмоционального взаимоотношения к школьному обучению.

Оборудование: комплект красок либо разноцветных карандашей (чем больше цветов, тем лучше). Альбомные листы, на каждом из которых нарисовано 10 кружков, - в каждый кружок вписаны слова, связанные со школой. Например: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, одноклассники, урок, домашнее задание, тетрадь.

Инструкция: раздаются ученикам листы с просьбой их внимательно прочитать слова, написанные в кружках. Читайте по порядку слова, написанные в кружках, и каждый кружок покрасьте в тот или иной цвет. Необязательно красить кружки разными красками. Выбирайте каждый раз тот цвет, который хочется (приложение 4)

Проективный рисунок «Что мне нравится в школе».

Цель: раскрытие взаимоотношений детей к школе и мотивационное стремление детей к обучению в школе.

Оборудование: обычный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик. Инструкция: «Дети, нарисуйте, то, что вам больше всего нравится в школе. Изобразить можно все, что желаете. Рисуйте, как умеете, оценки ставиться не будут» (приложение 5)

Вследствие проделанного исследования у детей данного класса были выявлены все три уровня адаптации.

20% детей благоприятно относятся к школе, предъявляемые условия воспринимают правильно; учебный материал усваивают просто; основательно и подробно овладевают программным материалом; прилежны, внимательно выслушивают предписания, разъяснение педагога; осуществляют задания в отсутствии контроля.


40% детей таким же образом относятся к школе, ее посещение не вызывает негативных переживаний; понимают учебный материал, в случае если педагог объясняет его детально и наглядно; самостоятельно решают типовые задачи; бывают сконцентрированы лишь тогда, когда заняты чем-тоувлекательным; дружат со многими одноклассниками.

40% детей негативно относятся к школе; нередки жалобы на недомогание; преобладает подавленное состояние; прослеживаются нарушения дисциплины; к урокам готовятся нерегулярно; самостоятельная деятельность с учебником затруднена; пассивны; близких приятелей в классе не имеют, знают по фамилиям и именам лишь часть одноклассников; объясняемый педагогом материал усваивают частично.

Таким образом, методики дали возможность выявить уровень адаптации первоклассников к школе. Итоги методик показывают, что 20% детей положительно относятся к школе, 40% - так же положительно относятся к школе, но у них доминирует игровая мотивация, они выбирают игровую деятельность, 40% детей испытывают негативные эмоции при восприятии определений, связанных с учебой в школе. Из выше заявленного следует, что у 80% детей данного класса недостаточно высокий уровень адаптации к школе.

2.2 Разработка педагогических условий адаптации первоклассника к школе

Наиболее огромной трудностью, для первоклассника считается адаптация к новейшим условиям. Ему весьма сложно поменять свою прежнюю деятельность, на новую. Адаптируясь к школе, первоклассник перестраивает собственную эмоционально-волевую, познавательную и мотивационную сферы.

Школьная адаптация – это приспособление ребенка к условиям и требованиям школы, которые для него считаются новыми по сравнению с условиями детского сада и семьи в дошкольном возрасте. Значимость данного периода вхождения в непривычную для детей жизненную обстановку выражается в том, что от благополучности его протекания находится в зависимости не только лишь успешность освоения учебной деятельностью, но и комфортность присутствия в школе, состояние здоровья ребенка, его подход к школе и учению.

Указателем проблемы процесса адаптации к школе являются отрицательные изменения в действиях ребенка: это может быть излишнее возбуждение, в том числе и агрессивность либо, наоборот, неторопливость, депрессивность. Может появиться ощущение боязни, нежелание идти в школу и т.д.