Файл: Адаптация ребенка к школе (Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера его социальной адаптации).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера социальной адаптации
1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
1.3 Педагогические аспекты школьной адаптации
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2 Разработка педагогических условий адаптации первоклассника к школе
ВВЕДЕНИЕ
Первый год обучения в школе – весьма не простой, переходный промежуток в жизни ребенка. Изменяется его роль в концепции социальных взаимоотношений, изменяется целый порядок его существования, увеличивается психоэмоциональная работа. В замену беспечным забавам прибывают повседневные тренировочные обучения. Они призывают детей к усиленной интеллектуальной работе, активизации интереса, внимательной деятельности в заданиях. Детей, пришедших впервые в школу, повстречает новейший состав детей и взрослых. Ему необходимо определить контакты с ровесниками и преподавателями, научиться осуществлять условия школьной выдержки, новейшие прямые обязанности, связанные с учебной деятельностью.
Адаптация к школе существенная и значительная проблема, так как обстановка неопределенности постоянно волнующая, а перед школой любой дошкольник ощущает чрезмерное беспокойство. Он входит в жизнь в новые по сравнению с детским садом требования. От благосостояния адаптационного этапа при поступлении в школу в существенной мере зависит благополучность последующей общественной работы детей.
Для множества первоклассников тяжела общественная адаптация, так как еще не сформировалась личность, способная подчиняться школьному распорядку. Осваивать школьные общепризнанные меры действия, принимать школьные прямые обязанности.[7]
По этой причине необходимо посодействовать ребятам в данный сложный промежуток жизни обрести самого себя, обучить его лично отвечать за собственные действия. Без отсутствия причины невозможно отметить, то, что положительные пути, которыми исполняется адаптация, ведут к успешной учебе в школе.
Вне зависимости от того, каким способом начинается учебный год в школе, процедура приспособления, так или иначе, проходит. Проблема лишь в том, сколько времени уйдет у ребенка и преподавателя на него и насколько этот процесс станет результативен. Последующая успешность ученика значительно будет зависеть от того, как он станет обучаться. Поэтому проблема приспособления первоклассников к школе не утрачивает собственной актуальности, призывая непрерывного внимания и последующего раскрытия.
Современная система образования, а так же школа, в частности, обладает необходимыми возможностями к формированию условий, способствующих успешной адаптации ученика. В последнее время психолого-педагогическая компетентность родителей и преподавателей, все большее внимания уделяет формированию личности ребенка, его нравственному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и приспособлению к школе.
Изучение условий, содействующих успешной адаптации первоклассника, выявление более подходящих, может помочь педагогу и родителям первоклассника сформировать комфортную общепсихологическую атмосферу в данный сложный период в жизни ребёнка.
Цель исследования: выявление условий, способствующих успешной адаптации у первоклассников.
Задачи:
1.Дать характеристику психолого-педагогическим особенностям младшего школьного возраста;
2. Исследовать педагогические нюансы школьной адаптации;
3. Изучить условия адаптации первоклассников к школе;
4. Выбрать и испытать социально педагогические мероприятия согласно стабилизации адаптации первоклассников к школьной жизни.
Объект исследования: адаптация первоклассников к школе.
Предмет исследования – педагогические нюансы, способствующие успешной адаптации у первоклассников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера социальной адаптации
«Адаптация» в переводе с лат. «adaption» означает (приспособление), первоначально применялось в биологических науках с целью отображения парадокса и элементов приспособительного действия индивидов в зоологическом обществе, развития разных конфигураций существования. Представление приспособления - один из ключевых в академическом изыскании организма, так как непосредственно аппаратура приспособления, произведенная в ходе развития, гарантирует вероятность жизни организмов регулярно модифицировающихся обстоятельствах наружной сферы. Таким образом, появляется адаптирование.
С философской точки зрения, адаптация (приспособление) является непосредственным в случае, если оно обуславливается воздействием самих факторов существования как таковых, и косвенным, в случае если то, что совсем не приспособлено к данным условиям, уничтожается путём отбора, а то, что приспособлено, «сохраняется».
Существа, умеющие себя приноровить к обстоятельствам модицицировающейся сферы, весьма разнообразна и способна совсем отсутствовать. Преимущество человека над живыми существами и заключается как раз в том, что он владеет максимальной возможностью к адаптации.
В социологии адаптация - данное умение и желание человека «осуществлять содействие» в том, что делают другие, и копировать их процессами, жестами, мимикой, повадками и действиями. Адаптация это и есть взаимодействие с другими, без чего бы было невозможно наличие отдельной личности и общественных групп.[24]
Вопрос социальной адаптации изучает социальная педагогика – интенсивное приспособление человека к обстоятельствам общественной сферы, вследствие которой формируются более подходящие требования для самопроявления и естественного освоения, понятия целей, ценностей, общепризнанных мерок и манер действия, принятых в обществе.
Особенную значимость имеет социальная адаптация детей – процедура и итог согласования личных способностей, и состояние ребенка с окружающим миром, его адаптация к изменившейся сфере, новейшим обстоятельствам жизнедеятельности.
Адаптация личности – процесс интеграции человека в общество, вследствие которого достигается развитие самосознания и ролевого действия, возможности к самоконтролю и самообслуживанию, соответственных взаимосвязей с окружающими. Социальная адаптация содержит в себе разные сферы жизнедеятельности (социально – бытовая, трудовая и т.д.). Одной из таких сфер социальной адаптации первоклассника является его адаптирование к школьной жизни.
Это процесс и результат изучения ребенком новых для него общественных ролей и позиций, важных для самого ребенка и его социального общества – родителей, преподавателей, ровесников, и других людей всего социума.
Школьная адаптация подразумевается как приспособление ребенка к новой концепции социальных условий, новым взаимоотношениям, требованиям, типам работы, распорядку жизнедеятельности. Но адаптирование - это не только приспособление к функционированию в этой сфере, но и умение к последующему психологическому, индивидуальному, социальному формированию.
Школа с первых дней устанавливает перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его умственных и физических сил. Для детей представляют трудности весьма многочисленные стороны учебного процесса. Им трудно сидеть на занятии в одной и той же позе, трудно не отвлекаться и следить за мыслью педагога, трудно выполнять то, что не хочется, а то, что от них требуют, трудно ограничивать и не высказывать вслух свои собственные идеи и чувства, которые возникают в изобилии. Помимо этого, не сразу усваиваются новые принципы поведения с взрослыми, не сразу признается точка зрения педагога и устанавливается дистанция во взаимоотношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Адаптирование к школе – многосторонний процесс. Его элементами считаются физиологическая адаптация и социально – психологическая. Все элементы взаимосвязаны, минусы развития каждой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его трудоспособности, умении взаимодействовать с преподавателем и выполнять школьные правила.
При легкой адаптации ребята в течение двух месяцев включаются в коллектив, осваиваются в школе, обретают новых приятелей. У них почти всегда хорошее настроение, они размеренны, добросовестны и без напряжения выполняют требования педагога. В некоторых случаях у них все же отмечаются трудности или в контакте с детьми, либо во взаимоотношениях с учителем, т.к. им еще сложно выполнять требования правил поведения. К окончанию октября трудности, как правило, преодолеваются.
При более продолжительном периоде адаптации дети не могут принять новую обстановку обучения, общения с учителем, ребятами. Они могут играть на уроках, выяснять отношения друг с другом, они не обращают внимания на замечания педагога, либо реагируют слезами и обидами. Как правило, такие дети испытывают недостатки в усвоении учебной программы. У них адаптирование завершается к окончанию первого полугодия.
Адаптивность образовательной сферы для любого ребенка и взрослого выражается в раскрытом и дружественном характере информативной и общественной сферы абсолютно во всех общественных организациях, в многообразии просветительных проектов и скоординированных с ними педагогических технологий, предусматривающих персональные характерные черты и круг интересов обучающегося.
У единичных детей адаптация связана с внушительными проблемами. У них отмечаются отрицательные формы действия, внезапное выражение негативных чувств, они с огромной работой усваивают учебные программы. На таких детей больше жалуются педагоги, что они препятствуют работе в классе. Наравне с «адаптированием» обширно применяется термин «дезадаптация», применительно к детям, переживающим проблемы адаптации к школе. «Дезадаптация» означает несоблюдение действий взаимодействия человека с окружающей сферой.
Школьная дезадаптация – неосуществимость школьного обучения и соответственного взаимодействия детей с обществом в условиях предъявляемых определенному ребенку той индивидуальной макросоциальной сферой, в которой он существует.
Педагогическое заключение школьной дезадаптации, как правило, устанавливается в зависимости с неспешности преподавания, инцидентам с учителями и одноклассниками. В некоторых случаях, школьная дезадаптация остается тайной, как для педагогов, так и для семьи, ее признаки имеют все шансы не влиять негативно в успеваемости и дисциплине учащегося, проявляясь или в индивидуальных переживаниях ученика, или в форме общественных проявлений.
Акцентируют последующие признаки дезадаптации. Это может быть агрессия согласно взаимоотношению к находящимся вокруг, излишняя подвижность, упрямство, чувствительность, Не способность сконцентрироваться в работе, нерешительность, лицемерие, повышенная самооценка и многое другое.
Дети далеко не с равной успешностью «вживаются» в новейшие требования жизнедеятельности.
Поступление в школу связано с появлением важного личностного новообразования – внутренней позиции ученика.
Внутренняя позиция предполагает собою мотивационный центр, что гарантирует направленность детей на учебу, его чувственный позитивный подход к школе, желание соответствовать примеру «отличного ученика».
Однако наиболее значимым, показателем того что ребенок целиком акклиматизировался в школьной сфере, считается его удовлетворение межличностными взаимоотношениями – с одноклассниками и педагогом.
Таким образом, можно отметить, что главным признаком благоприятной адаптации детей считаются: развитие соответственного действия, формирование контактов с обучающимися, педагогом, освоение навыков учебной работы. Общие старания преподавателей, родителей, специалистов по психологии готовы уменьшить риск появления у детей школьной дезадаптации и проблем обучения.
1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. Появление этого возрастного периода связано с внедрением системы всеобщего и обязательного полного и не полного среднего образования. Сущность среднего образования и его проблемы изменяются в соответствии с меняющимися критериями социума, по этой причине психолого-педагогические характерные черты младшего школьного возраста как первоначального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и постоянными. Но можно сказать о более свойственных чертах этого возраста [8,c. 113]. Ребенок понимает, какую роль ему предстоит занять в ближайшем будущем. К данному этапу он ранее уже многое достиг в межличностных взаимоотношениях. Может завоевать желаемое и надлежащее собственному общественному статусу роль из числа близких и родных. Он может создавать взаимоотношения со старшими и ровесниками. Умеет самообладать, подчинить себя обстоятельствам, быть упрямым в своих желаниях.