Файл: Адаптация ребенка к школе (Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера его социальной адаптации).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера социальной адаптации
1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
1.3 Педагогические аспекты школьной адаптации
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2 Разработка педагогических условий адаптации первоклассника к школе
-положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)
-в основном положительные впечатления (А)
6. Сколько времени в среднем тратит ребёнок на выполнение домашних заданий? (Укажите конкретную цифру)
7.Нуждается ли ваш ребёнок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?
-довольно часто (ДА)
-иногда (ВДА)
-не нуждается в помощи (А)
- затрудняюсь ответить
Приложение 2
8. Как ребёнок преодолевает трудности в работе?
-перед трудностями сразу пасует (ДА)
-обращается за помощью (ВДА)
-старается преодолевать сам, но может отступить (ВДА)
-настойчив в преодолении трудностей (А)
-затрудняюсь ответить
9.Способен ли ребёнок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?
-сам этого сделать не может (ДА)
-иногда может (ВДА)
-может, если его побудить к этому (А)
-как правило, может (А)
-затрудняюсь ответить
10. Часто ли ребёнок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?
-довольно часто (ДА)
-бывает, но редко (ВДА)
-такого практически не бывает (А)
-затрудняюсь ответить
11. Справляется ли ребёнок с учебной нагрузкой без перенапряжения?
-нет (ДА)
-скорее нет, чем да (ВДА)
-скорее да, чем нет (А)
-затрудняюсь ответить
При обработке результатов анкеты подсчитывается количество ответов по каждому показателю и делается вывод об уроне адаптации первоклассников к школе.
А- адаптация, ВДА - возможна дезадаптация, ДА- дезадаптация
Приложение 3
Анкета для родителей
Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Адаптация первоклассника к школе”.
1. Охотно ли Ваш ребёнок посещал детский сад:
а) да;
б) не всегда;
в) всегда с неохотой?
2. Есть ли у Вашего ребёнка желание ходить в школу:
а) да;
б) не очень;
в) всегда с нежеланием?
3. По каким признакам Вы судите о том, что Ваш ребёнок хочет (не хочет) ходить в школу?__________________________________________________________________
4. Чем болел Ваш ребёнок?________________________________________________
5. Часто ли болеет Ваш ребёнок:
а) да;
б) нет?
6. Чем Ваш ребёнок болеет чаще всего?__________________________________________
7. Есть ли у ребёнка чёткий режим дня? Соблюдается ли он?_________________________
8. Чему Вы отдаёте предпочтение: обучению чтения, счёту или общему развитию памяти, внимания, мышления?__________________________________________________________
9. От чего, по-вашему, зависит красивый почерк? Как Вы помогаете ребёнку развивать кисть руки?_________________________________________________________________
10. Что Вас больше всего беспокоит по вопросу адаптации ребёнка к школе? ____________________________________________________________________________
Приложение 4
Методика «Краски»
Цель: определение эмоционального взаимоотношения к школьному обучению.
Оборудование: комплект красок либо разноцветных карандашей (чем больше цветов, тем лучше). Альбомные листы, на каждом из которых нарисовано 10 кружков, — в каждый кружок вписаны слова, связанные со школой. Например: звонок, книга, учитель, портфель, класс, физкультура, одноклассники, урок, домашнее задание, тетрадь.
Инструкция: раздаются ученикам листы с просьбой их внимательно прочитать слова, написанные в кружках. Читайте по порядку слова, написанные в кружках, и каждый кружок покрасьте в тот или иной цвет. Необязательно красить кружки разными красками. Выбирайте каждый раз тот цвет, который хочется.
Анализ результатов: если ребенок окрашивает большинство кружков в темные (фиолетовый, синий, лиловый, серый, черный) тона, - это свидетельствует о том, что он ощущает негативные эмоции согласно взаимоотношению к школьному обучению в целом.
Методика «Краски» дала возможность получить следующие результаты:
Катя Л. Выявлено отрицательное отношение к таким понятиям, как («физкультура», «тетрадь»). В целом положительный подход к учебе.
Ира И. В тёмные тона окрасила слова («учитель», «класс», «физкультура»). Боится учителя, трудно привыкает к новой обстановке. В целом благоприятно воспринимает процесс обучения.
Юля М. Большая часть кружков окрашены в тёмные тона («звонок», «класс», «урок», «тетрадь», «домашнее задание», «одноклассники»). Слово «учитель» закрашено красным цветом, это свидетельствует об агрессии. В целом ребёнок ощущает негативные чувства по отношению к школьному
Приложение 5
обучению.
Валя Н. В тёмные тона окрасила слова («звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «урок», «книга»). Слово «класс» закрашено красным цветом, что свидетельствует об агрессии. Ребёнок испытывает отрицательные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Игорь Л. Выявлен отрицательный подход к таким понятиям, как («звонок», «тетрадь»). В целом положительное отношение к обучению.
Никита Г. Большая часть кружков закрашены в тёмные тона («звонок», «класс», «тетрадь», «домашнее задание»). В целом ребёнок ощущает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.
Валера Н. В тёмные тона окрасил слова («звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «книга»). Ребёнок ощущает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.
Слава Е. Выявлен отрицательный подход к таким понятиям, как («домашнее задание», «тетрадь»). В целом положительный подход к обучению.
Рома М. В тёмные тона окрасил кружки («класс», «тетрадь», «одноклассники»). В целом подготовка не вызывает сильных негативных отношений, за исключением некоторых понятий, которые вызывают незначительное напряжение.
Костя У. Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как («звонок», «тетрадь»). В целом положительный подход к обучению.
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»
Цель: раскрытие взаимоотношений детей к школе и мотивационное стремление детей к обучению в школе.
Инструкция: «Дети, нарисуйте, то, что вам больше всего нравится в школе. Изобразить можно все, что желаете. Рисуйте, как умеете, оценки ставиться не будут».
Приложение 6
Оборудование: обычный лист бумаги для рисования, карандаш и ластик.
Анализ и оценка рисунков:
1. Несоответствие теме указывает на:
а) отсутствие школьной мотивации и преимущество других мотивов, больше всего игровых. В данном случае ребята изображают автомобили, игрушки, боевые действия, узоры. Указывает о мотивационной незрелости;
б) детский негативизм. В данном случае ребенок усердно не желает рисовать на школьную тему и изображает то, что он лучше всего может и любит изображать. Подобное действие характерно детям с повышенным уровнем требований и проблемами приспособления к точному выполнению школьных требований;
в) неверное толкование поставленной задачи, ее представление. Подобные дети либо ничего не изображают, либо срисовывают у других сюжеты, не имеющие отношения к данной теме. Больше всего это характерно детям с задержкой психического развития.
2. Соответствие заданной теме свидетельствует о присутствии положительного отношения к школе, при этом необходимо принимать во внимание сюжет рисунка, т. е. что непосредственно изображено:
а) учебные ситуации - учитель с указкой, сидящие за партами ученики, доска с записанными заданиями и т.п. Указывает о высокой школьной мотивации учебной деятельности ребенка, присутствие у него познавательных учебных мотивов;
б) ситуации не учебного характера – школьное задание, ученики на перемене, ученики с портфелями и т. п. Характерны детям с положительным отношением к школе, но с огромной направленностью на внешние школьные свойства;
в) игровые ситуации — качели на школьном дворе, игровая комната,
Приложение 7
игрушки и другие предметы, стоящие в классе (например, телевизор, цветы на окне и т. п.). Характерны детям с положительным отношением к школе, однако, с
доминированием игровой мотивации.
Для большей надежности оценки детских рисунков при проведении обследования целесообразно задать вопрос ребенку, что он изобразил, по какой причине нарисовал этот либо другой предмет, эту или иную ситуацию.
В ряде случаев по рисункам детей, возможно, оценивать не только об уровне их учебной мотивации, об их отношении к школе, но и обнаружить те стороны школьной жизни, какие считаются для ребенка наиболее заманчивыми.
Анализ результатов по методике проективного рисунка «Что мне нравится в школе»:
Катя Л. Изображение отвечает установленной теме, т.к. представлена стандартная обстановка - учитель с указкой у доски. Это указывает о значительной школьной мотивации учебной активности ребенка, присутствие у него познавательных учебных мотивов.
Ира И. Рисунок соответствует заданной теме, но представлена ситуация не учебного характера - доска и стол учителя. Это свидетельствует о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Юля М. На рисунке изображён календарь природы. Поэтому изображение отвечает установленной теме и имеет не учебный характер, то, что указывает о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные свойства.
Валя Н. Нарисовала компьютер, который стоит в офисе. Данная игровая обстановка, рисунок соответствует теме. Это говорит о положительном отношении к школе, но с доминированием игровой мотивации.
Приложение 8
Игорь Л. Рисунок соответствует установленной теме и носит игровой характер - мальчик на турниках. Указывает о положительном отношении к школе, но с доминированием игровой мотивации.
Никита Г. На рисунке представлена доска - изображение соответствует
заданной теме и имеет не учебный характер, что указывает о положительном отношении к школе, но с большой направленностью на внешние школьные атрибуты.
Валера Н. Представлена стандартная игровая обстановка - качели. Это свидетельствует о положительном отношении к школе, но с преобладанием игровой мотивации.
Слава Е. Представил себя на турниках - это игровая ситуация. Изображение говорит о положительном отношении к школе, но с доминированием игровой мотивации.
Рома М. Изображение соответствует заданной теме, однако представлена обстановка не учебного характера - доска, стол, дверь. Это свидетельствует о положительном отношении к школе, но огромной тенденцией на внешние школьные свойства.
Костя У. Изображение соответствует заданной теме, т.к. представлена стандартная учебная ситуация - учитель с указкой у доски, сидящие за партами ученики. Это указывает о значительной школьной мотивации, учебной деятельности ребенка.
Приложение 9
Таблица 1.
Уровень адаптации первоклассников к школе(%)
Уровни адаптации |
Количество учащихся |
% соотношение |
Высокий |
2 |
20 |
Средний |
4 |
40 |
Низкий |
4 |
40 |
Поддержка физического, психического и социального здоровья детей.
1. Проведение утренней гимнастики
2. Выполнение порядка проветривания классной комнаты
3. Привитие гигиенических норм поведения
5. Релаксация (прослушивание спокойных музыкальных произведений)
6. Самоанализ (развитие самооценки ребенка)
7. Построение положительных отношений (одобрение)
8. Улыбка педагога и его доброжелательное отношение
9. Организация подвижных игр на перемене
10. Регулярное проведение физминуток
11.Смена деятельности на уроке
12. Организация различных конфигураций деятельности (групповая, парная, фронтальная, индивидуальная)
13. Применение различных видов уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация)
Приложение 10
Формирование контактов с учащимися и учителями
1. Организация игр на знакомство с одноклассниками и учителями
2. Поддерживание здоровых контактов в различных формах совместной деятельности (работа в парах и группах)
3. Организация дежурства в классе
4. Поздравление именинников
5. Оформление страницы дневника «Мой класс»
Развитие соответственного поведения
1. Ознакомление с правилами школьной жизни
2. Опора на личный опыт ребенка
3. Рассмотрение позитивных примеров из литературных произведений и из жизни
4. Методика «Минутки вхождения в день»
Освоение навыками учебной деятельности
1. Освоение организационных способностей (внешняя и внутренняя готовность к уроку, порядок на столе, в портфеле, в тетради, контроль за наличием школьных принадлежностей)