Файл: Адаптация ребенка к школе (Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера его социальной адаптации).pdf
Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1.1 Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера социальной адаптации
1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
1.3 Педагогические аспекты школьной адаптации
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2 Разработка педагогических условий адаптации первоклассника к школе
Деятельность ребят в любом возрасте исключительно специфична и присуща определенному этапу его существования. Она обусловливается психическими и общественными преобразованиями, которые впервые проявляются в определенном возрасте. Открывает для себя новейшую роль в социальном пространстве человеческих взаимоотношений.
В периодизации применяются три основных аспекта:
1.Социальная обстановка формирования – это своеобразная совокупность того что сложилось в психике детей и тех взаимоотношений, которые формируются с общественной сферой.
2.Представление «ведущая деятельность» - это работа, которая проявляет на данном этапе максимальное воздействие на развитие нервной системы.
3.Новообразование – те высококачественные черты психики, которые первый раз возникают в этот возрастной период.
Возрастное формирование, в особенности детское, не простой процесс, который приводит к изменению всей личности ребенка на любом возрастном этапе. Период формирования характеризуется возрастными новообразованиями, то есть качествами либо свойствами, которых не было ранее в готовом виде. Основой формирования считается социальная среда. Любой этап в развитии детей изменяет воздействие на него среды: среда становится, абсолютно другой, когда ребенок переходит от одной возрастной ситуации к следующей.
Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к регулярному школьному обучению. Начало обучения в школе приводит к главному изменению социальных условий формирования ребенка. Он становится «общественным» субъектом и обладает теперь социально важными прямыми обязанностями, осуществление которых приобретает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. Согласно текстам Л.С. Выготского, этим кризисом раскрывается школьный возраст. В промежуток кризиса семи лет совершается значительная перемена всего эмоционального облика ребёнка. В жизни ребенка начинается переходный период. Появляется потребность довольно резкой замены игровой деятельности на учебную. Наступает достаточно строгое регулирование по времени всего распорядка дня. На отдых как таковой времени почти не остается, очень большая часть нагрузки приходится на умственную работу. Открывается значение новой социальной позиции – позиции школьника.
Внешними проявлениями кризиса считаются ощутимые перемены в поведении ребёнка. Он производит впечатление странного немотивированного поведения. Ребёнок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, обычным для нас нормам поведения. Кроме того может возникнуть скрытость, неуправляемость, нервозность. Нередкими становятся случайные вспышки гнева. Основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности.
Наравне с обострившейся агрессивностью может выразиться противоположное ей проявление – чрезмерная стеснительность, пассивность.
За этими внешне отрицательными проявлениями прячутся основные перемены в психической жизни ребёнка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса семи лет.
В переломные этапы обостряются основные противоречия: с одной стороны, возросшие потребности ребенка и его все еще ограниченные возможности, с другой – между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями с взрослыми. В настоящее время эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.
Период кризиса 7 лет связан с главной переменой социальной ситуации формирования ребёнка. У него впервые появляется понимание своего места в концепции людских взаимоотношений [31]. Это основное индивидуальное формирование, которое теперь приступает устанавливать целую концепцию взаимоотношений ребенка: к себе, к другим людям, к обществу в целом.
В обстоятельствах школьного обучения все это реализуется в стремлении к социальной позиции ученика к осуществлению деятельности, обеспечивающей реализацию данной позиции – учению.
Проблема готовности к школе содержит педагогические и психологические аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.
Педагогическая готовность к школе обуславливается степенью обладания особыми знаниями, умениями и способностями, нужными для обучения в школе. Данные умения прямого и обратного счёта,
осуществление простых точных действий, распознавание печатных букв либо чтение, копирование букв, изложение содержания текста.
Психологическая готовность к школе – это сложное формирование, представляющее собой, целую концепцию взаимосвязанных свойств: отличительных черт мотивации, сформированности элементов свободной регуляции действий, необходимого уровня познавательного, умственного и речевого развития, конкретного вида взаимоотношений с взрослыми и ровесниками. Формирование всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и являться ключевой частью психологической готовности к школе.
В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяют: индивидуальное стремление, волевую и интеллектуальную готовность.
Интеллектуальная готовность ребенка к школьному обучению во многом зависит от того, насколько ребенок желает обучаться, быть учащимся, посещать школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, осуществлять новую, общественно значимую деятельность, формирует внутреннюю позицию ученика, которая считается важным элементом индивидуальной готовности к школе.
Довольно значимой стороной личностной готовности считается умение ребенка определять взаимоотношения сотрудничества с иными детьми.
Волевая готовность непосредственно связана с уровнем развития способности, контролировать поступки усилием воли. Это проявляется в умении слушать, осознавать и четко выполнять предписания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец, концентрировать и сохранять интерес на протяжении длительного периода.
Таким образом, волевая готовность к школе дает возможность первокласснику влиться в общую деятельность, осуществить систему школьных условий, выполнять новые для него правила.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению потребует конкретного уровня познавательного развития. Ребенок должен быть способен встать на точку зрения, которая отличается от своей. Для того что бы изучить объективные знания о мире, не похожих на его непосредственные будничные представления. Для этого ребенку необходимо обладать определенными средствами познавательной деятельности, осуществлять основные мыслительные операции (уметь сопоставлять; подводить итог).
Интеллектуальная готовность подразумевает также наличие умственной активности ребенка, желание узнавать что-то новое.
Психологическая готовность к школе – это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного детства. Недостаточный уровень развития того или иного или нескольких параметров психологической готовности указывает о недостатках развития ребенка в предыдущий возрастной период.
Уровень педагогической готовности выявляет учитель. Психологическая готовность определяется психологом, в распоряжении которого существуют специализированные диагностические проекты .
Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребенком при приеме в школу, анализируются педагогом и психологом с тем, чтобы они имели возможность общими стараниями сформировать тактику работы с любым учеником, принимая во внимание его характерные особенности.
Несформированность одного из компонентов школьной готовности считается неблагоприятным вариантом развития и приводит к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической сфере.
1.3 Педагогические аспекты школьной адаптации
Школа - это место, в котором происходит не только обучение детей, но и место, где он обретает настоящих друзей, знакомится со всеми радостями и трудностями жизни. Где происходит освоение им учебной деятельности, правил и норм поведения в школе. В этом ему помогают преподаватели и другие взрослые. Школа, если ее анализировать с точки зрения социализации человека, обладает своими особыми функциями, которые отличаются от образовательных.
К социализирующим функциям школы относятся:
1) Функция эмансипации, реализуется, вследствие того, что ребенок попадает в систему межличностных отношений, где требуется высокий уровень самостоятельности;
2) Функция усвоения общественных ценностей и норм на уровне социальных стереотипов: нормы школьной жизни соответствуют (а часто являются идентичными) нормам жизни в обществе, а согласно этому способствуют введению ребенка в систему социальных взаимоотношений;
3) Функция социальной дифференциации. Она ориентирована на распределение детей согласно к ролевой структуре взрослого сообщества в связи с их личных особенностей, склонностей, заинтересованностей. Ребёнок обладает довольно обширным диапазоном социальных отношений с различными людьми, позволяющим испытать разнообразные социальные роли и различные виды деятельности.[5]
Индивид становится человеком вследствие человеческой общности и вне этой общности его подготовка и развитие невозможно. Целью социально - педагогической деятельности в школе является – формирование педагогических и социально - психологических условий, позволяющих ребёнку благополучно учиться и совершенствоваться в педагогической среде (школьной системе взаимоотношений). На каждом этапе собственного формирования человек находится в той или иной среде, в которой
контактирует, взаимодействует с собственным окружением.
В младшем школьном возрасте – это классный коллектив. Общение с ровесниками и педагогом также считается очень важным. Подходящая коммуникативная ситуация дает возможность первокласснику благополучно адаптироваться, занять достойное общественное положение в классном коллективе и осуществить в себе новую социальную значимость – роль ученика.
Стиль общения с классом - одна из наиболее значимых характеристик, высококлассной работы педагога. Так же подобранный учителем стиль взаимодействия с классом значительно влияет на формирование взаимоотношений первоклассников к школе в целом и обучению в частности. Если личность классного руководителя является демократической, то процесс усвоения правил школьной жизни, налаживания взаимоотношений с ровесниками и самообучение формируются подходящим способом.
Для демократического стиля свойственен обширная связь с детьми, проявления доверия и уважения к ним, разъяснение вводимых правил поведения, условий, оценок. Педагог объясняет детям значимость нормативного поведения, учит управлять собственным действием в условиях доверительности и взаимопонимания. Демократический стиль ставит детей в позицию дружеского взаимопонимания. Он гарантирует положительные эмоции, решительность в себе, друге. В тоже время он объединяет детей, формирует ощущение сопричастности к единому процессу, давая опыт самоуправления.
В случае если педагог руководствуется авторитарного стиля, то могут возникнуть некоторые проблемы. Учащиеся могут начать испытывать боязнь перед походом в школу, что может воспрепятствовать в процессе усвоения правил учебной деятельности. Так же могут появиться проблемы в отношениях с одноклассниками.
Хорошо подготовленные к школе дети, прибывая в класс, где ему предстоит учиться, понимают, что многие дети не знают даже букв. Педагог,
больше уделяя внимания тем, кто менее понимает, стремится их подтянуть, а далее рассчитывает стимулировать деятельность всего класса. У подготовленного ребенка может возникнуть негативная установка по отношению к школе, педагогу и одноклассникам по следующим причинам:
1) Его чаще всего не замечают на занятии (недостаток общения с педагогом на уроке отрицательно влияет на процесс усвоения учебной деятельности);
2) Он знает ответ, но его не спрашивают, лишая самопроявления и обрекая на бездействие;
3) Нового для него практически ничего нет либо весьма не достаточно;
4) Ему становится абсолютно мало неинтересно, учиться, то, что он знает, ему, может показаться весьма простым и неясно, почему другие не могут это понять или запомнить.
Степень готовности к школе неразделимо связана с общим уровнем формирования организма. Это хорошо демонстрируется несовпадением уровня школьной зрелости у детей одного паспортного возраста, но находящихся на разных ступенях биологического развития.