Файл: Адаптация ребенка к школе (Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера его социальной адаптации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цель адаптационного периода: создать психолого – педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи адаптационного периода для первоклассников:

1) сформировать программу, нацеленную на адаптацию первоклассников;

2) помочь ребенку вжиться в позицию школьника (по­этому важно показать различие: школьник — не школьник);

3) ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии;

4) научить ребенка задавать вопрос (не столько в про­цедурном плане, сколько в смысле решимости);

5) подготовить родителей к новой роли — родителя школьника.

6) показать описание программы с учетом педагогических условий.

Для поддержания физического, психического и социального здоровья детей необходимо правильно организовать школьную жизнь первоклассника.

Детей невозможно принудить, заставить быть внимательным, организованным, активным. Необходимо сделать серьезное обучение интересным, не наполнять детей знанием, не вынуждать, а привлекать внимание, приглашая ребенка к новой концепции взаимоотношений: учебного сотрудничества, взаимопонимания, самоутверждения. Достигнуть этого помогают уроки-игры, уроки-экскурсии, уроки-театрализации, уроки-импровизации и т. д. На данных занятиях исследуется и фиксируется программный материал. Главные старания следуют на организацию такой развивающей среды, которая способствовала бы сохранению здоровья ребенка и постепенному переходу от дошкольных к школьным конфигурациям работы детей.

Первоначальный период обучения, какие бы для этого не создавались подходящие условия, сопутствуется конкретным стрессом для ребенка. По этой причине, с начало следует убрать тревожность, сформировать доброжелательную ат­мосферу в классе. Важно посодействовать каждому ребенку, ощутить себя нужным, создать атмосферу доброжелательности и удобства. Благоприятный эмоциональный настрой в классе положительно воздействует на процесс обучения. А его результативность в большей мере зависти от того, как ребенок эмоционально относится к учебе, как он настроен на занятие.

Как бы ни пытался педагог подбирать содержание, способы и формы деятельности, если они не будут приняты обучаемыми, работа не даст положительных результатов. Значит, у любого ребенка должен быть мотив учения. Обдуманная мотивация обеспечения активности познавательной деятельности ученика является движущей силой в формировании ребенка, в его работе.


Безусловно, невозможно полагаться на быстрый положительный результат обучения. Не всегда случается найти простой подход к детям. И тут невозможно обойтись без поддержки родителей. Вести подготовку к новой роли - родителей ученика - следует и взрослым. Нельзя резко изменять свои требования к детям. Немаловажно, для того чтобы самооценка ребенка не повисала в воздухе, не была вымышленной, безупречной, необходимо, чтобы она была подкреплена чем-то настоящим. Под самооценкой принято осознавать оценку личностью себя, собственных качеств и места среди других людей. Ребенок должен понимать, что он на многое способен и многое умеет, а что-то - даже лучше, нежели другие..

Работа педагогического коллектива школы по организации благоприятной адаптационной среды на переходе от дошкольного к начальному школьному образованию нацелена на создание дальнейших педагогических условий (приложение 9-12):

1. Поддержка физического, психического и социального здоровья детей

2. Формирование контактов с учащимися и учителями

3. Развитие соответственного поведения

4. Освоение способностей учебной деятельности

5. Организация режима школьной жизни первоклассника

6. Формирование предметно - пространственной среды.

7. Организация оздоровительно-профилактической деятельности.

8. Организация вне учебной жизни первоклассников.

9. Взаимодействие с родителями первоклассников.

Таким образом, эта программа составлена с учетом педагогических обстоятельств необходимых для эффективной адаптации первоклассников к школе и поэтому может быть применена в работе педагогического коллектива общеобразовательной школы.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

С целью подготовки ребенка к благополучному школьному обучению существуют различные подходы: специальные занятия в детском саду на этапе адаптации к школе, диагностирование школьной готовности и подготовка до школы.

Анализируя реагирование детей на школьную нагрузку естественно использовать такой арсенал методов: анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними и их родителями, анкетирование родителей, ежедневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни – на уроках, на переменах, на прогулках и экскурсиях.

Проделанная диагностическая деятельность с первоклассниками показала, что, в целом, подход учащихся к школе положительный, никаких страхов они не испытывают, овладение новой социальной роли «ученика» прошло успешно. И все без исключения проблемы обусловлены ничем иным, как осложнениями в концепции коммуникативной деятельности с ровесниками.


В виду того, что обучение вступило в жизнь первоклассников сравнительно недавно, игра занимает наиболее существенную роль в сознании учеников, нежели учебная деятельность. Данное заключение во многом обусловило подбор методов работы с первоклассниками согласно стабилизации межличностного взаимодействия в группе сверстников, а кроме того с целью сосредоточения внимания в процессе познавательной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время в литературе уделяется большое внимание вопросу о детях, не готовых к школьному обучению и имеющих проблемы школьной адаптации в 1 классе.

Адаптация первоклассников к школьной жизни считается одной из важных проблем, стоящих перед педагогической наукой и практикой. Обращение к этой проблеме обуславливается ориентацией на личность школьника и фиксации необходимости в социально адаптированных учащихся.

Обучение и развитие личности первоклассника в начальной школе считается составляющей частью всей системы образования. Раннее начало обучения, интенсификация учебной программы, повышение объема информации, увеличение условий к образованию, формирование умственных возможностей детей, их созидательная динамичность в общеобразовательной практике не всегда совмещаются с возможностями сохранения и укрепления здоровья, налаживанию отношений с ровесниками и педагогом. Это порождает разногласие среди необходимости в формировании всесторонне сформированной личности, самостоятельной и творческой, ценящей себя и других, и потребностью сохранения самочувствия детей.

Таким образом, исследование научной литературы доказало потребность углубленного изучения проблемы адаптации к школе в самом начале процесса обучения.

Именно поэтому целью нашего исследования необходимо было выявить уровень адаптации первоклассников к школьной жизни. В результате диагностики адаптации первоклассников к школьной жизни значительных проблем в области учебной деятельности выявлено не было. Внутренняя позиция школьника у учеников сформирована, социальная роль ученика изучена, страхов перед школой у детей не прослеживается.

Первый год в школе – это испытательный срок для родителей, когда отчетливо выражаются родительские недоработки, невнимательность к ребенку, неосведомленность его особенностей, недостаток контакта инее способность посодействовать. Иногда родителям не достаточно упорства и снисходительности, спокойствия и доброты: зачастую из добрых побуждений они становятся виновниками школьных стрессов. По какой причине? Скорее всего, вследствие того, что не всегда принимают во внимание трудность и продолжительность процесса. Так как не день, не неделя требуется для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно продолжительный процесс, взаимосвязанный со значительным напряжением абсолютно всех концепций организма. Непосредственно по этой причине концепция обучения и воспитания в школе и дома должна быть создана таким образом, чтобы и педагог, и родители знали и принимали во внимание, какой ценой расплачивается организм ребенка за достигнутые успехи, особенно на первых порах обучения.


Целью исследования было – выявить уровень адаптации первоклассников к школе и разработать педагогические условия успешной адаптации.

Выдвинутая цель исследования достигнута, установленные задачи благополучно разрешены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович - М.: Педагогика, 1968. – 214 с.

2. Буре Р.С. Готовим детей к школе [Текст] / Р.С Буре - М., 2001. – 96 с.

3. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание [Текст] / Л. Венгер - 1995. - № 8. -с. 66-74.

4. Бабаева Т.И. У школьного порога [Текст] / Т.И. Бабаева - М., 2003. - 203 с. воспитание [Текст].

5. Выготский Л.С. Лекции по психологии [Текст] / Л.С Выготский - СПб.: Союз, 2006. -144 с.

6. Георгиевский А.Б. Некоторые философские проблемы адаптации //

Философские проблемы эволюционной теории [Текст] / А.Б. Георгиевский - М., 1971. -С. 27-37.

7. Гуткин Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Гуткин - М.: Образование, 1996. -184 с.

8. Давыдов А.В. и др. Психологический словарь [Текст] / А.В. Давыдов- М., 2000.- 448 с.

9. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология [Текст] / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан - М., 2003. -464 с.

10. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка [Текст] / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких - М., 2000. -144 с.

11. Ильина М.Н. Подготовка к школе [Текст] / М.Н. Ильина - СПб., 2003.- 205 с.

12. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е.Е. Кравцова - М., 1991.- 145 с.

13. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника [Текст] / Л.В. Ковинько - М., 2000.- 288 с.

14. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Текст] / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров - М., 2001. -176 с.

15. Коджаспирова Г.М., Борикова Л.В., Бостанджиева Н.И. Педагогическая практика в начальной школе [Текст] / Г.М. Коджаспирова, Л.В. Борикова, Н.И. Бостанджиева - М., 2000. -272 с.

16. Кумарина Г.Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст] / Г.Ф. Кумарина и др. - М., 2003. - 320 с.

17.Люблинская А.А.Учителю о психологии младшего школьника [Текст] / А.А. Люблинская - М., 1977. - 224 с.

18. Мухина В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина - М., 2003. -456 с.

19. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В.С.Мухина - М., 2000. - 175 с.

20. Подласый И.П. Педагогика.: в 2 кн. [Текст] / И.П. Подласый - М., 2003. - 256 с.

21. Подласый И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П. Подласый - М., 2002. - 464 с.


22. Практическая психодиагностика: методики и тесты/ ред. - сост. д. Я. Райгородский. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ-М", 2008.

23. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Учеб. Пособие. В 2 кн.3-е изд. - М.: Гуманит. узд. центр ВЛАДОС, 2000.

24. Соколова Н.Г. Неврозы у детей [Текст] / Н.Г. Соколова - Ростов н/Д., 2003. - 160 с.

25. Савина Н.Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины // Наука и школа. 2010. - №3. - С.118-121.

26. Скрипченко А.В., Волынская Л.В., Огороднийчук Е.В. и др. Возрастная и педагогическая психология. /Учебное пособие - М.: Просвещение, 2001.

27. Сухов А.Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

28. Теория и методика воспитания: учебное пособие / Е.В. Головнева. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2009.

29. Философский энциклопедический словарь – М., 2001. - 576 с. .

30. Федоренко Е.Б. Ресурсы работы с гиперактивными детьми/ /Народное образование. 2009. - №7.

31. Сухов А.Н. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

32. Цукерман Г.А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь [Текст] / Г.А.Цукерман, К.Н.Поливанова, - Томск, 1992. - 133 с.

33. Энциклопедический словарь юного биолога - М., 2002. - 352 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Анкета для родителей первоклассников

     

Уважаемые _______________________________________________________________

Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты к собранию “Адаптация первоклассника к школе”. Ваши откровенные полные ответы на вопросы помогут нам в организации родительского собрания и работе с детьми.

Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к вашему ребёнку.

  1. Охотно ли идёт ребёнок в школу?

    -неохотно (ДА)

     -без особой охоты (ВДА)

     -охотно, с радостью (А)

     -затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает как должное новый распорядок?

-пока нет (ДА)

-не совсем (ВДА)

-в основном, да (А)

-затрудняюсь ответить

3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

      -скорее нет, чем да (ДА)

       -не вполне (ВДА)

       -в основном да (А)

       -затрудняюсь ответить

4.Часто ли ребёнок делится с Вами школьными впечатлениями?

     -иногда (ВДА)

      -довольно часто (А)

      -затрудняюсь ответить

5.Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

       -в основном отрицательные впечатления (ДА)