Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА МОРАЛИ И ЕЕ СУЩНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Генезис развития категории права и морали в историческом развитии общества
1.2 Понятие морали и ее характеристики
1.3 Характеристика моральных ценностей в поведении человека и функций морали
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ
2.2 Взаимосвязь права и морали
2.3 Проблемы правомерного поведения личности в структуре взаимодействия права и морали
С точки зрения динамизма, мораль сложносоставное явление, включающее в себя разнородные элементы.
Изучая все глубже и глубже вопрос о взаимодействии права и морали, большая часть дипломированных правоведов отметили, то, что все, регулируемое и контролируемое правом, так или иначе, регулируется и моралью, т.е. подлежит моральной оценке.
Правовая система закрепляет жизненно важные для человека и всего общества требования морали, нравственную культуру населения той или иной страны, исходит из следующего:
- важной составной величиной общей регулятивной потенции права, является нравственная основа права;
- законы должны быть гуманными и справедливыми, право должно быть нравственным.
Важнейшую нравственную ценность представляют собой основные права человека – юридическое выражение его свободы и достоинства.
В своей работе «Философия права», Гегель вопросы права органически связывает с вопросами морали и нравственности. Эта необыкновенная связь права и морали находит свое место и в теории права, в интерпретации ряда юридических проблем. По мнению Гегеля, мораль требует, чтобы прежде было право и лишь после того как оно будет исчерпано в полной мере, в действие вступили бы моральные определения. Гегель отмечает, «чтобы поступок имел моральную ценность необходимо понимание того, справедлив он или несправедлив, является ли он хорошим или дурным»[9].
Историческое развитие цивилизации показывают, что право и мораль как строительный материал культуры общества органически связаны друг с другом. На такую взаимосвязь права и морали указывают исторические памятники права Древнего мира, средних веков и нового времени. Если проследить исторический путь человечества, можно уверенно заявить, что моральные начала, такие как уважение, любовь, сострадание, прямо влияли на законодательство, со временем изменяя право. В сочетании с другими прогрессивными силами истории, право совершенствовалось, приближаясь тем самым к нравственному идеалу, диктуя следующие условия:
- чтобы правами наделялись все члены общества,
- чтобы личность уважалась везде, всегда и во всем,
- высшей ценностью являлась жизнь человека, личности, гражданина,
- все перед законом равны.
Сознание политическое, моральное, правовое, эстетическое – всем этим формам сознания характерна нормативность. В свою очередь нормативность – это сформированное общественное сознание, заложенное на основе длительной утилитарной деятельности человека, которое в процессе этой деятельности основывало общие принципы, оценки, ценности, соображения, которые на данный момент являются основополагающими частями реальных общественных отношений, несущие регуляционный характер в жизни общества. «Право, - так учит современная юриспруденция, - есть результат борьбы различных общественных сил – сложный продукт их взаимодействия» Оценивая такую борьбу и такое взаимодействие можно сделать конкретный вывод, право никогда не может быть конкретно строго логическим и совершенным. Стремление к примирению различных общественных сторон, оно удовлетворяет, но в некоторой степени, ибо в полной мере удовлетворить невозможно. Из этого выходят вечные поиски другой, новой правды, и эти поиски никогда не прекратятся, так же как не смогут исчезнуть споры, разногласия, различия и т.д.
Прямое влияние морали на право, особенно хорошо видно на практике. Как бы ни была безупречна знакомая нам правовая система, и все же она требует смягчения в своем использовании к жизни. Правда и милость должны господствовать сообща.
В развитии морали, немало важную роль играет право. Только душевных мотивов для людей мало, чтобы задержать проявления их антагонистичных страстей и устранить возможность общественных столкновений. Необходима ультимативная правовая организация, которая могла бы приобщить к внутренним резонам замедляющую силу внешнего закона и охранительный надзор власти. Только формирование решительного правового порядка внушает в общество прочное и стабильное заключение мира разнообразных общественных элементов. Под охранительной сенью закона, обеспечивающего общественный порядок, ратифицируют и укрепляются моральные связи.
Если посмотреть с иной стороны, налагая запрет и карая ожесточенные проявления человеческой воли, право обладает знаменитым воспитательным значением: оно истребляет неудержимый произвол человеческих страстей и в самом духовном мире человека оставляет отпечатки своего воздействия.
Поэтому так важно, чтобы весь правовой склад общественных отношений проникся нравственным духом и, чтобы правовая жизнь народа проходила в здоровой атмосфере твердого, несгибаемого порядка и законной справедливости.
Право и мораль обладают также общим функциональным назначением: они создают эталоны и стандарты поведения, составляющие, ценностно-нормативную ориентацию общества.
Наиболее присущей чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, приумножение их слаженного влияния на общество. В процессе общего регулирования общественных отношений завязывается качественно новый процесс - морально-правовое воздействие.
Право и мораль как составные доли этого процесса, не раскрываясь в нем и не утрачивая своих персональных качеств, в совокупности сформируют социальную ценность, в действительности существующую и активно оказывающую влияние на практику.
Типичной чертой права должна быть его моральная основательность, ибо сохранение этических связей есть не только право законодателя, но и его обязанность.
Вывод. Таким образом, с течением времени взаимодействие права и морали скорее упрочивается, чем ослабляется, и, быть может, далекое будущее готовит нам новейшее единение обеих отраслей, при котором юридические нормы точнее будут воссоздавать требования морального сознания, и внутреннее чувство чаще и совершеннее будет олицетворять собой внешнее осуществление закона.
2.3 Проблемы правомерного поведения личности в структуре взаимодействия права и морали
Господство в общественных отношениях правомерного поведения характеризует общество как дисциплинированную общность людей, основанную на подлинной свободе личности в рамках правового пространства. Правомерное поведение по сути дела – это реализация лицом своей воли, воплощение его свободы. В правовом обществе личность, ее права и свободы признаются высшей ценностью. Следовательно, каждый индивид, реализуя свои субъективные права, строит свое поведение в соответствии с принципом: «Разрешено все то, что не запрещено законом».
Рассматривая тему правомерного поведения нельзя не остановиться на проблемах правового воспитания, а также профилактики правонарушений. Не секрет, что с переходом населения нашей страны на качественно новый жизненный уклад пересмотру подверглись общественные ценности, критерии определения добра и зла, а также принципов морали и нравственности. Как следствие тяжелых социально – экономических условий, политических потрясений, крушения существовавшей системы идеологии, отказа от морально – этических взглядов советского периода в нашей стране произошел всплеск правонарушений. Последствия этого социального явления мы переживаем и по настоящее время[10].
Так, результатом порочной государственной налоговой политики и по сей день нормой ведения бизнеса в нашей стране является уклонение от налогообложения всеми возможными способами, большинство из которых неправомерны. Привычка решения коммерческих проблем криминальными способами сохранилась и сегодня, приняв изощренные формы рейдерства, скрытых коммерческих форм. Пороки таможенной системы создают благоприятные условия нарушения законодательства о внешнеэкономической деятельности, а также в области защиты прав потребителей. Нарушения трудового права стали настолько обычными и в большинстве случаев безнаказанными, что работники утратили веру в возможность защиты своих прав даже в судебном порядке. Причиной последнего обстоятельства являются пороки судебной системы.
На мой взгляд, решение проблемы противоправного поведения необходимо осуществлять в нескольких стратегических направлениях:[11]
1. создание благоприятного социально – экономического климата в стране. На сегодняшний день в нашей стране не решена проблема бедности, занятости, наркомании, а также сиротства - эти проблемы являются наиболее существенными причинами правонарушений. Решение указанных проблем отличается масштабностью и дороговизной, что обусловливает необходимость активного участия государства в их решении;
2. осуществление правового воспитания, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста в учреждениях системы образования. Учреждения дошкольного и школьного воспитания обладают огромным потенциалом и ресурсами воздействия на сознание формирующейся личности, по этой причине школа не может ограничиваться задачей организации учебного процесса. В детском саду и младшей школе у ребенка должны складываться четкие представления о добре и зле, допустимости и недопустимости того или иного поведения. Средняя и старшая школа должна формировать у учащегося более сложные представления и понятия о правомерности и противоправности. В этих целях представляется эффективным привлечение к проведению профильных уроков представителей правоохранительных органов и общественных организаций;
3. формирование государственной идеологии, направленной на правовое воспитание. Сегодня в нашей стране практически отсутствует какая – либо идеология на государственном уровне, не используется потенциал подконтрольных государству средств массовой информации, не ведется пропаганда на общегосударственном уровне. Тем временем, у понятий «идеология» и «пропаганда» имеется как отрицательный, так и положительный смысл. В нашей же стране государство использует свои ресурсы для пропаганды потребительского образа жизни и недостаточно проработанных национальных проектов, вместо пропаганды правового поведения и просветительства;
4. правовое воспитание в семье. Семья всегда была и остается основным источником формирования представлений о правомерности и противоправности, она обладает наибольшим влиянием на человека. В связи с этим необходимо осуществлять просветительскую работу в целях стимулирования правового воспитания в семьях. Органам внутренних дел следует особое внимание уделять профилактической работе с неблагополучными семьями, а также с семьями, в которых имеются члены семьи, совершившие преступления;
5. необходимо ужесточать наказание за совершение преступлений и проступков. Сегодня повсеместно, в том числе на самом высоком уровне, говорится о необходимости гуманизации наказаний, активного применения альтернативных видов наказаний. Я не могу согласиться с данным мнением, поскольку смягчение наказаний, замена более строгого наказания альтернативным приведет лишь к увеличению числа преступлений. Наказание всегда выполняло одну из наиболее важных социальных задач – профилактика правонарушений путем предупреждения о негативных для правонарушения последствиях. Чем более негативными являются возможные последствия для правонарушителя, тем меньше число нарушений закона; перспектива смягчения и замены наказания приводит к прямо противоположному эффекту.
Итак, правомерное поведение как основанную на правовых принципах и нормах правореализационную деятельность, осуществляемую субъектами правоотношений в форме использования своих субъективных прав, исполнения юридических обязанностей и соблюдения правовых запретов. Классификация правомерного поведения может проводиться в зависимости от степени его социальной значимости, а также в зависимости от отношения субъекта права к своему поведению.
Формирование представлений о правомерности должно осуществляться всеми субъектами правового воспитания, начиная с первых лет и на протяжении всей жизни личности в следующих направлениях:
- создание благоприятного социально – экономического климата в стране, повышение уровня и качества жизни основной массы населения;
- осуществление правового воспитания, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста в учреждениях системы образования;
- формирование государственной идеологии, направленной на правовое воспитание;
- стимулирование правового воспитания в семье;
- повышение эффективности профилактической работы правоохранительными органами;
- ужесточение наказаний за совершение преступлений и проступков.
При всем при этом, по нашему мнению, не стоит забывать еще об одном важнейшем отличительном признаке права и морали, а именно мотиве поведения.
Согласно этому нам представляется, что важнейшим элементом формирования правового сознания граждан в обществе и повышения их правовой культуры является целенаправленная и непрерывная деятельность в государстве, связанная с правовой пропагандой, правовым обучением и правовым воспитанием сограждан. Ведь только при формировании определенной мотивационной направленности личности на соблюдение и исполнение действующих в государстве правовых норм, основанной на искреннем понимании их необходимости и целесообразности следования им, мы сможем добиться развития гражданского общества в государстве и реализации всего комплекса принципов правового государства[12].
Взаимодействие права и морали можно представить в виде следующих форм: влияние морали на формирование права; влияние права на формирование нравственных норм; охрана правом моральных норм; использование нравственных норм при применении права.
Мораль оказывает влияние на содержание и функционирование права. Лица, принимающие законы, сами являются носителями определенной морали, имеют определенные представления о добре и зле, совокупности моральных ценностей. Их моральные воззрения неизбежно оказывают влияние на содержание принимаемых нормативных правовых актов10. Кроме того, изменяется мораль - следом изменяется и право. Например, раньше в Советском Союзе спекуляция осуждалась и с позиции морали и с позиции права, теперь это считается определенным видом предпринимательской деятельности; в Великую Отечественную войну преступников по законам военное времени могли расстрелять на месте; в некоторых странах ответственность за правонарушения, связанные с наркотиками «очень жесткая», в некоторых довольно «мягкая» и др.