Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА МОРАЛИ И ЕЕ СУЩНОСТИ В ПОВЕДЕНИИ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Генезис развития категории права и морали в историческом развитии общества
1.2 Понятие морали и ее характеристики
1.3 Характеристика моральных ценностей в поведении человека и функций морали
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ
2.2 Взаимосвязь права и морали
2.3 Проблемы правомерного поведения личности в структуре взаимодействия права и морали
Термин «мораль» по своему содержанию подобно латинскому древнегреческому понятию «ethos» (этика). В латинском языке имеется слово «mos» что в переводе обозначает нрав, привычка, устойчивый порядок, традиция. На основе слова «mos», Цицирон для обогащения языка создал прилагательное «моральный» - «moralis». Уже впоследствии в IV веке возникло слово «мораль» – «moralitas», в качестве характеристики моральных проявлений.
В русском языке мораль обусловливается как «нравственность и правила нравственности», а нравственность в свою очередь как «общеприняты правила, определяющие поведение: душевные и духовные качества, необходимые человеку для благоприятной жизни в обществе, а так же выполнение этих правил поведения» .
Мораль и нравственность – это два тожественных понятия. Некоторые аналитики стремятся уставить отличия между моралью и нравственностью, ратифицируя, что мораль – это совокупность норм, а нравственность – это степень их соблюдения.
Мораль (лат. мoralis – нравственный; mores – нравы) – общественный институт, который осуществляет функцию регулирования поведения человека в обществе. В каждом обществе поступки немалого количества людей слаженны в совокупную коллективную деятельность и, во всяком случае, должны подчиняться установленным общественным законам. Мораль как регулятор поведения человека, окружает все области общественной жизни: в труде и быту, в политике и науке, в семье и общественных местах, и т.д.
Б.Н. Топирнин дает другое определение морали: Мораль (нравственность) – это позиции, соображения, суждения, мнения и правила, появляющиеся, как естественное отображение условий общественной жизни в сознании людей. В виде категорий: [5]
В современной философии мораль понимается как нравственность, необычная конфигурация общественного разума и вид общественных отношений, один из существенных способов регулирования поступков человека в обществе при помощи норм.
Не существует единого постулата морали, исходя из которого, можно было бы развить последовательную, логическую систему нравственности так, чтобы она охватывала все суждения, подводящие явления под определенные категории: "добра" и "зла". «Нельзя распутать сложный и запутанный узор морального мира, найдя начало одной его нити, ибо узор этот образован из нескольких переплетающихся и взаимно перекрещивающихся нитей».
Специфическая сущность морали, конкретно выявляется во взаимодействии развитых функций:
- справедливости и несправедливости,
- добра и зла,
- похвального и постыдного,
- поощряемого и порицаемого обществом,
- чести,
- совести,
- долга,
- достоинства и т.д.
Вывод. Таким образом, роль морали в существовании общества и некоторой личности имеет коренной характер. Для всех земных существ, природа сама составила образ жизни и судьбу, то человек – существо историческое и разумное – на протяжении всего времени составляет свою судьбу и образ жизни сам. Для человеческого рода не существует раз и навсегда написанного закона, так как наша история и личная судьба еще не завершили свой длинный, и тернистый путь.
1.3 Характеристика моральных ценностей в поведении человека и функций морали
Моральные ценности в поведении человека - это общественные установки, как правило выраженные в форме нормативных представлений: о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека (с точки зрения моральной значимости), которые служат нормативной основой ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные конструкции действий.
Нравственный идеал - это ценностный образец высоко нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, правильным, статусным. Нравственный идеал позволяет оценивать уровень поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования и самовоспитания.
Мораль имеет свою структуру и включает в себя элементы:[6]
1. Моральное сознание - одна из форм общественного сознания, являющаяся, как и другие его формы, отражением общественного бытия людей. Моральное сознание включает в себя ценности, нормы, идеалы. Здесь мораль проявляет себя как стремление к совершенству. Моральное сознание - духовная сторона морали: нормы и принципы поведения, целевые установки, эмоции, чувства, переживания, убеждения, волевые акты и другие идеальные факторы. Моральное сознание функционирует на двух уровнях регуляции в отношениях между людьми: эмоционально-чувственном (обыденное сознание) и рационально-теоретическом (этика). Эмоциональный уровень - психическая реакция личности на событие, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроение.
2. Нравственное самосознание. Это осознание человеком себя к личности и своего места в общественной деятельности людей. Самосознание является важнейшим компонентом структуры морали. Самосознание в основе своей несет нравственное начало, и пронизано значимостью другого или других, в том числе и в стремлении к совершенству к идеалу.
3. Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности, реализующее ее нравственные отношения, является результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом если моральное сознание выступает субъективной формой этих отношений, то моральное поведение является формой их объективации, их материализации. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры.
4. Моральные отношения - центральный элемент, в котором фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.
Вывод. Таким образом, понятие морали, как самостоятельного института, имеет духовные корни, является стимулятором, регулятором поведения людей, повышает самооценку людей, развивает стремление к идеалам, положительным внутренним убеждениям, участвует в повышении уровня общественного сознания масс.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ И ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ПРАВОМ И МОРАЛЬЮ
2.1 Единство права и морали
Право и мораль такие два понятия, которые по своей сути имеют сходства и различия, противоречия и взаимосвязь, и сущность этих понятий не конкретна, но объективна. Каждое понятие имеет свои начала, свою терминологию, свои парадоксальные различия и конкретные сходства.
Право и мораль как два особых института имеют общие свойства и черты.
Основной совместной чертой этих двух понятий является прямая принадлежность к культуре общества. Так же единство права и морали очень хорошо отображается в регулировании поведения и поступков общества, имея нормативное содержание. Право и мораль имеют общие социально – экономические, политические условия жизни общества, служат общей цели удовлетворять интересы людей и общества.[7]
Единство этих понятий, как и всех остальных социальных институтов, основывается на определенных социально – экономических интересах, культуры общества, и отношению людей к идеологии касательно свободы и справедливости.
Какое же единство между правом и моралью?
И то и другое понятие является властвующим над экономическим институтом и обществом;
Базовая платформа включает в себя экономическую, социально – политическую, идеологическую основу;
Главная цель двух понятий заключается в утверждении общечеловеческих норм, ценностей, тенденций в цивилизованном обществе;
Состоят из всеобщих правил поведения, отражающие определенную волю, т.е. направлены на установление и поддержание общественного порядка на должном уровне;
Носят нормативно – правовой характер, и в тех и в других присутствуют отрицательные стороны, при нарушении установленных нормативно – правовых норм человек понесет соответствующее совершенному нарушению наказание;
Эти два понятия, в сущности, представляют собой основополагающий механизм, который существенно воздействует на поведение людей.
И мораль и право имеют феноменальную способность проникать в разнообразные области общественной жизни. Общность права и морали, зародившаяся в результате единых общественных отношений, плюс ко всему и общность их функционального значения, право и мораль формируют стандарты и эталоны, которые входят в ценностно-нормативную политику общества.
Предписания права и морали берут свои истоки из деятельности людей, создавая «связный ряд общения», приобретающих в результате многочисленных повторяемостей нормативный характер и выступающих регуляторами поведения людей. Общность права и морали (по Гегелю) определяется, прежде всего, общностью их субстанции. С одной стороны, Гегель определяет посредствам понятия свободы, нравственности: «нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания». С другой стороны, право Гегель определяет как «наличное бытие свободной воли»
Стоит отметить тот факт, что все политические отношения и прения всегда подвергаются моральной оценке (политические акции государства, внутренняя и внешняя его политика, деятельность политических лидеров и т. п.)
Таким образом, и правовую и моральную систему объединяет их политическая насыщенность.
Великий судебный деятель А. Ф. Кони выделял большие акценты в проблеме внутреннего убеждения судьи. Судья, по мнению А. Ф. Кони, обязан прилагать все свои душевно – моральные силы для определения истины в деле. «В основе душевного приговора должна лежать не только логическая неизбежность, но и нравственная обязательность». По мнению Кони «совесть – это высочайшее проявление души. Правосудие не может быть отрешенно от справедливости»
Право во всех его сущностях – как нормативная система, движущая сила всех общественных отношений, правосудие должно быть насквозь пропитано нравственностью. Внутренняя моральность права – одно из важных условий его эффективности. Право совершенно не стремится к тому, чтобы занять высшее место в структурной цепи социальных ценностей. Однако, социальные схемы, которые двигают право на задний план, выставляя его чем-то не существенным и второстепенным, в истории цивилизованного общества ничего кроме отрицательных последствий не приносили[8].
Правовые и нравственные нормы имеют одинаковые цели – контроль над поведением людей в обществе. Вместе с тем, различные социальные регуляторы, каждый из которых обладает своей спецификой.
Вывод. Таким образом, право и мораль как социальные регуляторы по-прежнему сталкиваются с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за действия. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему приспособиться в сложном и переменчивом мире общественных отношений. Свобода и ответственность – механизм исторической активности человека, способ его существования в правовых и нравственных отношениях. Право и мораль выступают как величина измерения свободы индивида, определяют ее границы. Право является конкретной исторически - обусловленной мерой свободы. «Право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию – это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, формальная свобода».
2.2 Взаимосвязь права и морали
Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно говорить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Они дополняют и поддерживают друг друга в регулировании общественных отношений. Правовые законы, воплощающие в себе принципы справедливости, гуманизма, равенства людей, напрямую определяют объективную обусловленность такого взаимодействия.
Ю.А. Агешина считал: «…право, активно воздействуя на мораль, способствует более глубокому ее укоренению в обществе, в то же время оно само под влиянием морального фактора постоянно обогащается: расширяется его нравственная основа, повышается авторитет, возрастает его роль как социального регулятора общественных отношений».
Таким образом, вступает в силу процесс обратной связи: влияние морали на право, сопутствует процесс обратного воздействия права на мораль.