Файл: Адаптация ребенка к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.04.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что от определения сущности, показателей и путей формирования адаптации зависит содержание обучения и воспитания детей в школе. Готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе. Это становится особенно очевидным, если рассмотреть проблему со стороны адаптации к школе – того процесса и результата, который имеет место в первом классе.

Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой изменения старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и в шесть, и в семь лет. Наблюдение психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются или не справляются совсем с режимом работы и учебной программой.

Адаптация детей в первом классе – особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную, изменяется социальное окружение – появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом, социальном и психологическом отношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.

Теоретическая база исследования. Основы разработки проблемы адаптации детей в контексте готовности к школе в психологии связаны с трудами А.В.Петровского, Д.Б.Эльконина, Я.Ииерасека, Н.И.Гуткиной, Р.А.Захарова, Л.М.Ковалевой, Н.Н.Тарасенко и др.


В научной литературе сформулированы условия, которые помогают адаптации к школьной жизни протекать наиболее успешно. К ним относятся:

- создание материально-технического обеспечения учебно-воспитательного пространства (Ш.А. Амонашвили, В.А. Петровский и др.);

- подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся методов и приемов обучения (Н.В. Бабкина, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев, В.А. Сухомлинский, Г.А.Цукерман и др.);

-учет индивидуально - личностных качеств ученика (А.А.Кирсанов, Е.С.Рабунский, И. Унт и др.).

Можно сказать, что в период адаптации младшие школьники стараются преодолевать большие трудности в обучении. Задача учителя - сделать этот процесс безболезненным для детей. Для того, чтобы облегчить его, педагогу необходимо помнить о новом статусе ребенка и изменении основного вида деятельности, поэтому ему необходимо совместить два этих вида деятельности в процессе обучения

Объектом исследования являются дети младшего школьного возраста.

Предметом исследования являются психолого-педагогические особенности процесса адаптации детей к школе.

Цель работы: на основе изучения теории и проведенной опытно-поисковой работы разработать программу организации адаптации детей в условиях средней школы.

Задачи:

1. Изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

2. Раскрыть сущность понятия «адаптация».

3. Выявить особенности адаптации детей к школьному обучению.

4. Проанализировать методики по организации адаптации детей в школе.

5. Разработать программу по организации адаптации детей в школе.

6. Предоставить методические рекомендации педагогам по организации адаптации детей в школе.

Гипотеза исследования: педагогическая и психологическая поддержка первоклассников в период адаптации к школьной жизни будет эффективной, если:

- своевременно осуществляются диагностики и коррекции психологической адаптации;

- осуществляется включение первоклассников в систему коллективных отношений;

- происходит освоение первоклассниками правил поведения в школе;

- осуществляются комфортные условия перехода от игровой деятельности к учебной деятельности. Решение поставленных задач осуществляется с помощью методов исследования: теоретические: теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования; анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; обобщение;


эмпирические: наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование; педагогический эксперимент в его констатирующей, формирующей и контрольной функциях; анализ результатов деятельности младших школьников;

Опытно-экспериментальная база исследования:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение cредняя общеобразовательная школа с. Бошняково Углегорского городского округа Сахалинской области. Классы 1б и 1а.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список источников и литературы.

Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, гипотеза исследования, цель и задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, опытно-экспериментальная база.

В первой главе раскрыты содержание и сущность данного феномена, представлен анализ теоретических положений исследуемой проблемы, определены ключевые понятия.

Во второй главе представлены критерии, показатели, диагностические методики и уровни адаптации младших школьников; разработаны и апробированы педагогические условия, показана динамика исследования.

В заключении обобщены результаты исследования, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.

Глава 1. Теоретические основы создания психолого-педагогических условий успешной адаптации младших школьников к обучению в школе

1.1. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

Младший школьный возраст является самым ответственным этапом школьного детства. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения.

Рассмотрим возрастные особенности детей младшего школьного возраста.


Г.С. Абрамова объясняет, что поступая в первый класс общеобразовательной школы, ребёнок перестаёт быть дошкольником и переходит в категорию младшего школьника. Обучаясь в начальных классах, ребёнок относится к младшему школьному возрасту, т.е. младший школьный возраст – это годы жизни с 6 до 11 лет [1, с. 26].

И.В. Дубровина предполагает, что сам переход от дошкольника к младшему школьнику, принято считать кризисом семи лет. Именно в этот момент у детей происходит множество изменений в поведении. Ребёнок становится более трудным в воспитательном отношении, в таком возрасте он утрачивает наивность и непосредственность, в поведении, в отношениях с окружающими, становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. С детьми семилетнего возраста становится очень тяжело общаться. Они становятся очень капризными, постоянно раздражаются, начинают манерничать, становятся не такими искренними, в их поведении можно увидеть много наигранного. Дети начинают быть похожими на клоунов, много паясничают. Также в поведении ребёнка часто наблюдается непослушание, детям в этом возрасте всё хочется сделать наоборот, не так, как с них требуют. Они становятся нарочито упрямыми, с ними очень сложно [8, с. 70].

М.В. Ермолаева считает, что в возрасте семи лету детей возникает особая структура переживаний. Когда ребенок начинает понимать, что значит «я доволен», «я огорчен», «я сердит», «я весел», «я добр», «я зол», он начинает обдуманно ориентироваться в своих переживаниях. В виду этого выступают характерные особенности кризиса семи лет.

1. Переживания обретают смысл (озлобленный ребёнок осознаёт свою злость). Ввиду этого ребёнок начинает по-новому относиться к себе.

2. В этот период впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть дети, которые на каждом шагу переживают неудачи. К примеру, когда дети, которые развиваются нормально, играют, ребёнок-неудачник хочет к ним присоединиться, но ему отказывают, над ним насмехаются. В этот момент у него возникает кратковременная реакция по поводу своей собственной недостаточности, а через минуту он снова доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей небольшой ценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У школьника возникает обобщение чувств, т.е. если с ним несколько раз происходила какая-либо ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет [11, с. 87].


Согласно Н.Е. Овчаровой, кризис 7 лет возникает на основе возникновения личного сознания. Основная симптоматика кризиса:

1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

3) симптом «горькой конфеты»: ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым [22, с. 88].

В основе этих симптомов и лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична к внешней, она влияет на неё.

По мнению В.С. Мухиной, возникновение внутренней жизни – чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению [20, с. 153].

Согласно И.Ю. Кулагиной на физиологическом уровне кризис семи лет объясняется тем, что ребёнок начинает расти намного быстрее, что указывает на то, что во всем его организме происходит ряд изменений. Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Действительно, ребёнок резко изменяется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые наблюдаются при кризисе трёх лет. В возрасте 6-7 лет у детей происходит завершение созревания лобного отдела больших полушарий. Это создаёт возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают. Это определяет такие характерные особенности детей, как непоседливость, повышенную эмоциональную возбудимость. Ребенок открыт к воздействию неблагоприятных факторов. При этом изменяется уровень нервно-психического реагирования ребенка на различные «вредности». Так, если по каким-либо причинам дошкольнику плохо, то у него может возникнуть психомоторное возбуждение, тики, заикания. Для младшего школьного возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости и импульсивности, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии или негативизма [18, с. 94].