Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 175
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие государственной власти и органов государственного управления
1.1. Сущность, назначение государственной власти и ее признаки
1.2. Назначение органов государственного управления
1.3. Реализация взаимодействия органов государственной власти
2.2. Пути повышения эффективности органов государственного управления в РФ
Введение
Актуальность. В правовой литературе справедливо отмечается, что «изучая проблемы государства, вопросы его становления и функционирования, невозможно обойти вопрос о государственной власти, ибо это не только коренной вопрос революции (В. И. Ленин), но и коренной вопрос существования государства»[1], а организация государственной власти является наиболее объемной и традиционной проблемой теории государства и права.
Категории «государственная власть» и «орган государственной власти» являются основополагающими, смыслообразующими для всей концепции разделения государственной власти, они составляют основу ее понятийно-категориального аппарата. В связи с этим изучение данных категорий в аспекте их взаимосвязи с концепцией разделения государственной власти представляет особый интерес. Проблематике власти в целом и государственной власти в частности посвящено множество научных работ, как правоведов, так и политологов, социологов, психологов, культурологов, представителей иных научных направлений. И при всем множестве воззрений на данные понятия ученые, как правило, сходятся в одном: «власть» и «государственная власть» - категории комплексные, многоаспектные, чрезвычайно важные для познания объективной реальности государственной, политической и общественной жизни, а также для конструирования моделей ее совершенствования.
Объектом исследования данной работы являются органы государственного управления.
Цель работы – исследование сущности государственной власти и органов государственного управления.
В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и признаки государственной власти.
- Исследовать понятие и признаки органов государственной власти.
- Выявить проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Методы исследования. В работе проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей деятельности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в работе, осуществлено путем применения историко-правового и логико-юридического методов.
Научно-методическая основа работы: учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет-источники.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Понятие государственной власти и органов государственного управления
1.1. Сущность, назначение государственной власти и ее признаки
Еще Аристотель, а вслед за ним и Дж. Локк отличали политическую или
государственную власть от власти отца над своими детьми, хозяина над слугами и господина над рабом[2]. Во всех названных случаях власть связана с личной зависимостью подвластных, с определенной иерархией[3].
Политическая власть, по определению Аристотеля, распространяется на свободных и, в известном смысле, равных людей, то есть не находящихся в зависимости друг от друга, помимо отношений, связанных с осуществлением власти[4].
В научной литературе предлагаются следующие признаки государственной власти, отличающие ее от общественной власти доклассового общества:
1) классовый характер;
2) государственная власть не совпадает непосредственно с населением, осуществляется выделенным из общества аппаратом управления, состоящим из особой категории людей;
3) возможность государственного принуждения, для осуществления которого создаются вооруженные силы, специально приспособленный для этой цели аппарат, включающий в себя так называемые карательные или правоохранительные органы;
4) уплата налогов для содержания разветвленного государственного аппарата;
5) учреждение политической власти, знаменующей возникновение государства, сообразуется с разделением населения по территориальному признаку;
6) при первобытном строе имела место «власть авторитета», тогда как политическая, государственная власть олицетворяет «авторитет власти».
Своеобразен подход к пониманию государственной власти в рамках либертарно-юридической теории права и государства (B. C. Нерсесянц, В. А. Четвернин, В. В. Лапаева). В рамках данной концепции не любое политико-территориальное образование, которое считают государством нормативисты, может признаваться государством, а только то, право в котором подчинено принципам равенства, свободы и справедливости[5]. Например, с точки зрения такого подхода не являются государствами тоталитарные государства - за ними закрепляется статус «деспотии». Соответственно, и существование государственной власти признается не везде[6].
В частности, основоположник либертарно-юридической теории В. С. Нерсесянц полагал: деспотизм (при всем историческом многообразии форм деспотизма - от древневосточной деспотии до современного тоталитаризма) - это строй без свободы, без права и без государства, строй, который
держится на насилии властвующих (одного деспота или деспотической
клики) над подвластными. ...Деспотическое государство, деспотическое право - это такой же нонсенс, такое же внутренне противоречивое словосочетание, такое же «деревянное железо», как и тиранический правопорядок, тоталитарное право, тоталитарное государство»[7].
Ярким примером подобного рода представлений являются также следующие рассуждения В. А Четвернина: «В современной науке общепризнанна взаимосвязь государства и права, необходимость правовой основы власти в государстве.
Но если считать, что право и закон тождественны, то государственной можно считать любую организацию публичной политической власти, так как и деспотическая власть опирается на законы.
Если же исходить из различения прав и закона и либертарного понимания права, то следует признать, что государственной властью является лишь такая публичная политическая власть, при которой хотя бы часть подвластных, часть общества обладает свободой»[8].
По нашему мнению, такую концепцию нельзя признать обоснованной. По сути, представители данной концепции отказывают в «праве на собственное право» и на собственную государственную власть целому ряду государств, существовавших в прошлом или существующих ныне[9]. По сути, руководствуясь таким подходом, следует признать, что не существовало государственной власти ни в рабовладельческих государствах, таких как греческие полисы или даже Римская Империя, ни в феодальных, например, средневековой Англии или Франции, поскольку в этих государствах значительная часть жителей была несвободной (рабы, зависимые крестьяне), а о каком-либо равенстве речи вообще не шло[10].
Кроме того, не следует забывать, что представители либертарно-юридической теории относят к тоталитарным странам не только такие, как нацистская Германия времен А. Гитлера или фашистская Италия времен Б. Муссолини, но и СССР в период нахождения у власти И. В. Сталина. Следовательно, по логике либертаристов, значительный период истории нашей страны, ознаменовавшийся рядом выдающихся достижений в области государственного строительства, оказывается «недостойным» и «вычеркивается» из истории государства и права, государственной власти, которых якобы в СССР не было вовсе, а существовала лишь «деспотия».
По нашему мнению, в рассмотрении концепции разделения государственной власти следует исходить из нормативистской концепции и признавать государственную власть неотъемлемым атрибутом любого государства[11].
Представляется, что может быть предложено следующее определение
государственной власти, отражающее ее характерные черты: государственная власть – это социально необходимая власть, осуществляемая в государственно-организованном обществе специально предназначенными для этого органами, функционирующими, как правило, в рамках системы разделения
властей и реализующими государственную волю методами авторитета,
убеждения, добровольного подчинения граждан, а в необходимых случаях также и принуждения, и обладающая для этого необходимыми правовыми, материальными, кадровыми, организационными, информационными и иными ресурсами[12].
Из предложенного определения вытекают следующие признаки
государственной власти:
1) она является социально необходимой, то есть выполняет в каждом
сложноорганизованном обществе важнейшие функции, направленные на поддержание самого существования данного общества и на его развитие;
2) государственная власть - атрибут не любого общества, а только государственно-организованного (входит в перечень обязательных признаков государства наряду с населением, территорией и суверенитетом) [13];
3) осуществляется не всем населением, а специально предназначенными для этого органами (органами государственной власти)[14];
4) органы государственной власти в современном обществе функционируют, как правило, в рамках системы разделения властей (разумеется, из данного правила, как и из любого другого, существует ряд исключений);
5) органы государственной власти реализуют государственную волю, направленную на выполнение функций государства, реализацию его социальной миссии[15];
6) государственная воля реализуется посредством комплекса методов, которые не могут быть сведены только лишь к принуждению (хотя и оно может осуществляться в необходимых случаях), а включают также наряду с
прочими методы убеждения, авторитета власти и властвующих лиц, добровольному подчинению подвластных (в силу моральных принципов, стремления к выгоде, боязни наказания, привычки, конформистского поведения, следования образцу поведения социального окружения)[16];
7) для реализации принуждения как отличительной особенности государственной власти (иные методы используют и прочие разновидности
власти) она вправе использовать разнообразные ресурсы, которыми обладает государство - правовые (возможность принимать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и индивидуальные правовые акты), материальные (финансовые средства, формируемые путем взимания налогов), кадровые (государственные служащие, выполняющие соответствующие полномочия, например, судьи, иные сотрудники правоохранительных органов), организационные (система органов и организаций, способствующих реализации данных функций, например система судов, система исправительных учреждений), информационные (например, различные базы данных, официальная статистика) [17].
1.2. Назначение органов государственного управления
Следует отметить, что государственная власть реализуется через механизм государства, то есть целостную систему государственных органов, посредством которых осуществляется государственная власть, решаются задачи, стоящие перед государством.
Концепция разделения государственной власти строится во многом именно на том, что определенные властные функции концентрируются у отдельных органов государственной власти и один и тот же орган не должен исполнять функции сразу нескольких ветвей власти.
По определению М. И. Байтина[18], «орган государства - это юридически
оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства»[19].
Т. Н. Радько полагает, что орган государства - это «наделенная властными полномочиями для реализации функций государства определенная государственная структура»[20].
Своеобразное определение органа государственной власти мы находим у H. M. Коркунова: «те лица, за которыми признается право распоряжения в определенном отношении властью, называются органами государственной власти»[21].