Добавлен: 06.04.2023
Просмотров: 711
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
1.2 Корпоративные конфликты в организациях – виды и сущность
1.3 Особенности организационно-правовой формы ООО
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ КОНФЛИКТАМИ В АПТЕЧНОЙ СЕТИ ООО «РИГЛА»
2.1 Краткая характеристика аптечной сети ООО «Ригла»
2.2 Анализ практики управления корпоративными конфликтами в аптечной сети ООО «Ригла»
ВВЕДЕНИЕ
Экономической интеграцией государств формируется единое экономическое пространство, где основные хозяйствующие субъекты– не страны, а корпорации. Поэтому вопросы, связанные с корпорациями, например,управления ими, создания условийдля их стабильного и поступательного и развития, включая вопросы предотвращения и разрешения корпоративных конфликтов, привлекают к себе самое пристальное внимание.
В промышленно развитых странах процессом становления и развития корпораций пройден долгий путь развития. В Российской Федерации история современных корпоративных отношений охватывает весьма непродолжительный период времени. Корпоративное право в нашей стране создается практически заново.
С возникновением в России таких организаций корпоративного типа, как акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью появилась почва для корпоративных конфликтов, проблема которых сегодня приобрела чрезвычайную актуальность в нашем обществе. Подтверждением ее актуальности служит тот факт, что тема корпоративных конфликтовпредставляла собой предмет двух парламентских слушаний, которые состоялись 12 мая 2003 года и 15 ноября 2004 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Перечисленные обстоятельства определяют актуальность проведения исследования, посвященного управлению корпоративными конфликтами в фармацевтической организации (на примере аптечной сети ООО «Ригла»).
Цель курсовой работы заключается в разработке предложений по совершенствованию управления корпоративными конфликтами в ООО «Ригла».
Задачи курсовой работы:
- провести анализ теоретических основ управления корпоративными конфликтами в организациях;
- дать краткую характеристику аптечной сети ООО «Ригла»;
- провести анализ практики управления корпоративными конфликтами в ООО «Ригла»;
- подготовить предложения по совершенствованию управления корпоративными конфликтами в ООО «Ригла»..
Объектом исследования является система управления общества с ограниченной ответственностью «Ригла».
Предмет – процесс управления корпоративными конфликтами в обществе с ограниченной ответственностью «Ригла», а также пути повышения его эффективности.
Теоретико-методологическая основа курсовой работы –законодательные акты Российской Федерации, ведущие методологические принципы менеджмента и корпоративного права, изложенные такими авторами, как А.А.Данельян, Т.В. Кашанина, Е.Г. Четвертакова и др. При теоретическом осмыслении рассматриваемой проблемы и методическом обеспечении процесса ее исследования использовались ведущие положения менеджмента, психологии и теории управления.
Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, анализ официальных и личных документов, метод экспертных оценок, групповые и индивидуальные беседы.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, 2 глав (5 параграфов), выводов и предложений, списка используемых источников литературы и содержит 3 таблицы и 9 рисунков.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ
1.1 Понятие и виды конфликтов
«Коллектив» (от лат. - собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентации, совместной деятельности и общения».
Конфликт- столкновение, борьба между двумя или более сторонами (лицами или группами), когда каждая сторона старается сделать так, чтобы были приняты именно ее взгляды или цели и помешать другой стороне сделать то же самое.
Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы.
Участники - это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.
Оппонент - участник конфликтной ситуации, имеющий взгляды и убеждения, которые противоположны от исходных, по сравнению с другой стороной.
Объект конфликта - это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты.
Инцидент - это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.
Существует такое представление конфликта:
КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ
В любом трудовом коллективе время от времени возникают конфликты, и руководителям, разумеется, приходится принимать участие в их разрешении. Ученые, занимающиеся теорией управления, признают, что полное отсутствие конфликта внутри организации - условие не только невозможное, но и нежелательное.
Люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах и тогда происходит конфликт, он дезорганизует людей, переводит их в состояние, когда им начинают управлять эмоции, а не разум.
В основе всякого конфликта лежит столкновение людей, их мнений, позиций, взглядов. Если какие-то позиции разделяют не все члены коллектива, эти разногласия совершенно не обязательно перейдут в конфликт. В случае возникновения конфликта различия во взглядах осложняются эмоциональными переживаниями, поведение людей меняется, складывается ситуация острого противоборства. При этом, как правило, человек вступает в конфликт только в значимой для него ситуации, когда не видит другой возможности изменить ее.
ВСамая распространенная разновидность конфликтов в коллективе - разногласия между человеком и человеком. Не существует монолитных коллективов. Столкновения между людьми - это сито, сквозь которое отсеиваются кадры. Причиной возникновения неприязни может стать что угодно - манера одеваться, политические пристрастия, взгляды на жизнь, но чаще всего война между сотрудниками разгорается на почве разного отношения к работе. Если противоречия носят вертикальный характер, т.е. возникают между начальником и подчиненным, то первый считает второго недисциплинированным и безответственным лентяем, а тот в свою очередь считает, что начальник - тиран и сумасброд. Если противоречия носят горизонтальный характер, т.е. возникают между коллегами, то один считает другого выскочкой и подхалимом, а тот, в свою очередь обвиняет первого в равнодушии и непорядочности и т.д.
Второй вид разногласий в коллективе - между личностью и группой. Эти разногласия также могут быть вертикальными и горизонтальными. Первая разновидность реализуется в случае назначения нового начальника в сложившийся коллектив. Новый руководитель часто излишне старателен, придирчив и требователен, с ним сложно договориться, как с прежним. Вторая разновидность имеет место, когда новый сотрудник не находит общего языка с коллегами. Вариантов развития событий здесь может быть два - либо новый сотрудник увольняется, либо меняется сам или умудряется изменить отношение к себе.
Третья разновидность противостояний в коллективе - противостояние групп. Если обстановка на работе нездоровая, то коллектив дробится на различные кланы, группы, объединённые общей идей неприятия или, наоборот, поддержки инициатив руководства. Такова общая схема классификации разновидностей конфликтов на работе. Рассмотрим теперь более подробно те из них, которые встречаются чаще всего.
Застраховаться от конфликтов практически невозможно, так как в любой организации существует масса объективных причин, которые могут способствовать обострению обстановки. Так, любая ситуация, связанная с ограничением ресурсов, подлежащих распределению, ведет к возникновению напряженности. Появление информации, приемлемой для одной стороны и неприемлемой для другой (слухи, сплетни), стимулирует неадекватное поведение некоторых сотрудников. Примером такой ситуации может служить проведение аттестации в коллективе, когда работников не поставили в известность обизменении системы отбора и возможных сокращениях. Расхождение ценностей и целей сотрудников с целями организации является весьма существенной причиной для развития споров. Существовали и будут существовать коммуникативные или поведенческие причины, включая поведение сотрудников, несоответствующее ожиданиям окружающих, а также вопросы собственности, социального статуса, властных полномочий, ответственности и т.д. И если при наличии стольких объективных причин застраховаться от конфликта нельзя, то научиться управлять им не только можно, но и крайне необходимо.
1.2 Корпоративные конфликты в организациях – виды и сущность
Значительные перемены, которые происходят в России в последние годы, придают проблеме корпоративных конфликтов особенную актуальность в политических и научных кругах. Данную проблему стали активно исследовать. Тем не менее, термин «корпоративный конфликт» до настоящего времени не закреплен в законодательстве.
Разработчики Кодекса корпоративного поведения попытались дать определение корпоративного конфликта. Так в главе 10 Кодекса записано: «Любое разногласие или спор между органом общества и его акционером, которые возникли в связи с участием акционера в обществе, либо разногласие или спор между акционерами, если это затрагивает интересы общества, по своей сути представляет собой корпоративный конфликт, так как затрагивает или может затронуть отношения внутри общества»[1].
Следует отметить, что данный Кодекс не является нормативным актом. Этот документ является сборником разнообразных правил и рекомендаций в части организации корпоративного управления акционерным обществом, а также в области организации взаимодействия между обществом и его акционерами. Базой положений Кодекса являются признанные в международной практике принципы корпоративного управления, которые разработаны Организацией экономического сотрудничества и развития. Таким образом, определение корпоративного конфликта, предложенное в Кодексе, носит не обязательный, а рекомендательный характер.
Таким образом, корпоративный конфликт – это спор, который зарождается и развивается внутри корпорации. Далее, чтобы сформировать определение корпоративного конфликта, необходимо определить возможный круг его участников. Напомним, что в РФ к корпорациям можно отнести:
- акционерные общества;
- ассоциации и союзы;
- общества с ограниченной и дополнительной ответственностью;
- полные товарищества;
- производственные и потребительские кооперативы;
- товарищества на вере.
Анализ административной и судебной практики показывает, что корпоративные конфликты возникают:
- непосредственно между участниками вышеприведенных организаций;
- между участниками и самими организациями;
- участники, организации с одной стороны, иные лица с другой.
Под иными лицами следует, например, понимать менеджмент корпорации, в случае спора, связанного с назначением и т.д.
Таким образом, можно дать следующее определение корпоративного конфликта: «Корпоративный конфликт — это спор между участниками корпорации, либо между участником(ми) корпорации и корпорацией, объектом которого являются корпоративные правоотношения, а также иные правоотношения, связанные с деятельностью корпорации, либо с требованиями, предъявляемыми в интересах корпорации, а так же спор между участником(ми) корпорации или корпорацией, с одной стороны, и иными лицами (исполнительные органы корпорации, держатель реестра владельцев ценных бумаг, депозитарий, внешний инвестор), с другой стороны, если он затрагивает или может затронуть отношения внутри корпорации, обусловленный противоположными целями и интересами сторон конфликта в связи с желанием контролировать и направлять поведение другой стороны, либо изменить свой статус и юридическое состояние»[2].
Классификация представляет собой научный метод, который заключается в разъединении всего множества изучаемых объектов и последующим их объединении в группы на основе какого-либо признака. Указанный признак называется основанием классификации.
Анализ теории, судебной и административной практики применения законодательство по данной категории споров позволяет утверждать, что критерии классификации корпоративных конфликтов могут быть выдвинуты по нескольким основаниям. В результате проведенного анализа предлагаются следующие основные критерии классификации корпоративных конфликтов: