Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
Таким образом, мы получили, что в данном коллективе есть представители 6 из 8 групп. В таблице 8 представлена сравнительная характеристика поведения различных возрастных групп.
Таблица 8. Сравнительная характеристика поведения различных возрастных групп персонала
Возрастная группа |
«+» поведения |
«–» поведения |
сотрудники 18–24 лет (рассматриваем категорию людей сразу после обучения) |
Потребность в достижении; отсутствие ответственности, желания заботиться о других; отвержение взаимопомощи как фактора говорит о низкой потребности в поддержке |
Ориентация на игру; потребность привлекать к себе внимание; много действий совершается в свободных времяпрепровождениях |
24–35 лет (молодые специалисты); |
Потребность в достижении; стремление оказывать помощь; группа ориентирована на достижения, готова много работать и предпринимать усилия, чтобы достичь довольно высоких целей |
Потребность привлекать к себе внимание; потребность в разнообразии |
36–5 лет (зрелые специалисты); |
Потребность в порядке; потребность в достижении; потребность в социальных контактах; |
Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими |
51 год и более (предпенсионный возраст). |
Потребность в порядке; потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке |
Рассмотрим данную категорию работников более подробно:
Потребность в достижении – значимые показатели выявлены в зависимости от социометрического статуса и принятия взаимопомощи. Таким образом, можно говорить о том, что группа ориентирована на достижения, готова много работать и предпринимать усилия, чтобы достичь довольно высоких целей.
Потребность привлекать к себе внимание – на потребность быть в центре внимания, как мы можем увидеть, имеет влияние стаж и возрастная категория. Можно говорить о том, что чем ниже стаж, и, следовательно, возрастная категория, тем выше потребность быть в центре внимания.
Потребность в порядке – зависимость от социометрического статуса. Чем выше статус, тем больше желание запланированности, порядка.
Ориентация на игру – возникает при принятии взаимопомощи, стремлении оказывать помощь, много действий совершается в свободных времяпрепровождениях.
Потребность в поддержке – свидетельствует об отсутствии ответственности, желания заботиться о других; отвержение взаимопомощи как фактора говорит о низкой потребности в поддержке.
Потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке характера для более авторитетных людей.
Потребность в социальных контактах свидетельствует о большой степени доверительных отношений и связей с коллегами и не зависит от стажа, возраста, социометрического статуса.
Потребность ставить себе сложные цели и достигать их, характерна для людей с более высоким стажем работы.
Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими не выражена в данных исследованиях и, следовательно, не вызывает конкуренции в коллективе.
Потребность в разнообразии особенно сильно выражается у людей с более высоким разрядом, большим стажем и возрастной категории. Можно увидеть взаимосвязь возраста, стажа и готовности к переменам. Чем выше данные характеристики, тем большую готовность к переменам мы можем увидеть.
В таблице 9 приведена групповая социометрическая матрица работников ООО «Древо».
Таблица 9 Групповая социометрическая матрица ООО «Древо»
№ п/п |
Кто выбирает |
Кого выбирают среди членов группы А Б В Г Д Е |
Количество отданных выборов + – всего |
|||||||
1. |
А |
X |
+ |
- |
- |
1 |
2 |
3 |
||
2. |
Б |
X |
+ |
1 |
1 |
|||||
3. |
В |
+ |
X |
+ |
+ |
3 |
3 |
|||
4. |
Г |
+ |
X |
+ |
2 |
2 |
||||
5. |
Д |
+ |
+ |
X |
2 |
2 |
||||
6. |
Е |
- |
+ |
X |
1 |
1 |
2 |
|||
Количество полученных «+» выборов |
2 |
3 |
2 |
2 |
1 |
1 |
- |
- |
||
Количество полученных «–» выборов |
1 |
1 |
1 |
- |
3 |
- |
||||
Всего полученных выборов |
1 |
2 |
4 |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
13 |
Сплоченность группы может быть охарактеризована соотношением положительных, отрицательных и нейтральных выборов (табл. 1).
Таблица 1 Соотношение выборов
Всего получено выборов по группе |
Положительных выборов |
Отрицательных выборов |
Нейтральных выборов |
||||
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% |
ед. |
% |
13 |
1 |
1 |
76,9 |
3 |
23,1 |
Заключение
Организационное поведение является научной дисциплиной, которая занимается изучением поведения работающих людей и тем, как они осуществляют деятельность в рамках определенных организационных структур или организаций.
Основу любого организации составляет трудовой коллектив. Люди объединяются в группы, что бы совместно осуществлять трудовую деятельность, имеющая существенные преимущества перед индивидуальной деятельностью.
В организационном поведении следует выделить два аспекта: поведение организации как целостного образования и поведение людей, ее составляющих.
В данной исследовательской работе мы изучили сущность группового поведения организации. В 1 главе рассмотрели теоретические термины формирования группового поведения. Во второй главе исследовали психологический климат коллектива в ООО «Древо» и его возможное воздействие на групповое поведение. Таким образом, следует сделать выводы:
1. Успех любого дела эффективен настолько, насколько активно и сознательно участвуют в нем люди. Поэтому эффективными и основополагающими для руководителя предприятия являются социально-психологические приемы и методы менеджмента. Руководители организации должны быть заинтересованы в своих подчиненных не только по долгу службы. Дела пойдут в гору в том случае, если менеджеры активно заинтересованы в способности команды компетентно выполнять свою работу. В следствии чего эффективность команды зависит как от выполнения задачи, так и от личных взаимоотношений. Особую важность приобретает стиль поведения лидера, ориентированный на личные взаимоотношения.
2. Успешный руководитель команды в процессе деятельности уделяет внимание трем основным составляющим: достижению целей; развитию навыков людей; формированию команды.
Управляющий компанией обдает особенную обязанность согласно поддержанию баланса среди индивидуальной независимостью и обязательствами пред установкой. Следует обнаруживать постановления, обостряющие указание, в то же время разрешая членам указания осуществлять собственные, значимые с целью их постановления. Следует установить, в какой степени очень группа способен вмешиваться и сдерживать собственную независимость любого, никак не преступая присутствие данном приверженности целой указания единым мишеням.
Управленческая позиция руководителя, особенно в коммерческой фирме, проявляется, прежде всего, в свободе организационного маневра. Она может быть большей, если есть простор в «коммуникативном пространстве», и наоборот. Организационный маневр предполагает расстановку сил в «коммуникативном пространстве». Руководитель обязан знать, кто его поддержит; кто только создаст видимость поддержки, а потом откажется; кто выступит оппонентом; кто будет категорически против; кто выразит сомнения.
Находясь между этими позициями, руководитель оказывается перед необходимостью так организовать работу, чтобы преодолеть расхождение в «коммуникативном пространстве», создав мобильную команду единомышленников в фирме и обеспечив надежность предпринимательских связей вне нее.
3. Создание профессиональной команды требует от руководителя определенных личностных качеств. В последнее время наблюдается тенденция смещения акцентов при выборе объектов внимания в управленческих процессах: если раньше руководитель в своей политике управления персоналом исследовал моменты, связанные исключительно с работником, на которого было направлено управленческое воздействие, то теперь разрабатываются целые стратегии поведения самих руководителей по отношению к своим подчиненным. Осуществляя их, руководитель должен работать, прежде всего, над собой.
4. Лидерство является ключевым инструментом эффективной команды и представляет собой специфический метод управленческого воздействия, основанный на сочетании властных полномочий, интересов организации и побуждению людей к достижению общих целей.
5. Создание команды начинается с развития групповой сплоченности. На групповую сплоченность имеют влияние различные факторы, такие как:
психологическая характеристика индивида;
квалификация членов команды;
психологический климат внутри команды.
Взаимосвязь этих факторов и их благополучие сказывается, прежде всего, на работе каждого члена команды, на работе всей команды, и, в итоге, на деятельности всей организации в целом.
Существует целый ряд экспериментальных работ по выявлению групповой сплоченности, или, как часто их обозначают, по выявлению группового единства. Новый подход к исследованию сплоченности опирается на идею о том, что главным интегратором группы является совместная деятельность ее членов. В этом случае процесс формирования группы и ее дальнейшего развития предстает как процесс все большего сплачивания этой группы, а не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности.
Проведенный анализ сплоченности ООО «Древо». Группа ООО «Древо», в которой проводился опрос, является довольно сплоченной.
Таким образом, наша гипотеза, поставленная во введении курсовой работы доказана: на формирование группового поведения (групповая сплоченность) зависит от благоприятного психологического климата в коллективе
Список использованной литературы
- Артамонова, Н.В. Организационное поведение: учеб. пособие / Н.В. Артамонова, Л.П. Фрумкин, И.Г. Головцова. – СПб.: СПб ГУАП, 26. – 52 с.
- Аширов Д.А. Организационное поведение: учебник. – М.: Инфра-М, 27. – 375 с.
- Валиева О.В. Управление персоналом. – М.: Приор, 29. – 176с.
- Варламов А. Командообразование или мысли о командном строительстве. // Менеджмент в России и за рубежом. – 28. - №9. – С. 17-25.
- Васильев Д.А. Организационное поведение/ Д.А. Васильев, Е.М. Деева. М.: ЮНИТИ-ДАНА,27. – 42 с.
- Глумаков В.Н. Организационное поведение. Учебное пособие / ВЗФЭИ. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 27., 1. - 256с.
- Званковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов/ Москов. психол. – социал. ин- т. – М.: Флинта: МПСИ, 28. – 647 с.
- Казначевская Г.Б. Менеджмент. – Ростов-на-Дону: Феникс, 29. – 352с.
- Комаров А.Г., Кудашев А.Р., Брандукова А.А., Муфтиев Г.Г. Современный менеджмент: теория и практика / Под ред. А.Г. Комарова, Г.Г. Муфтиева. — СПб.: Питер, 28. – 396 с.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений. – СПб.: Питер, 28. – 316 с.
- Лютанс, Ф. Концепция организационного поведения: прошлое как пролог к настоящему и будущему / Ф. Лютанс -http://www.big.spb.ru.
- Меньшова В.Н. Формирование профессиональной команды. – Новосибирск: СибАГС, 27. 225 с.
- Мункоев, А.К. Организационное поведение: учеб. пособие / А.К. Мункоев – Улан-Удэ: ВСГТУ, 29. – 184 с.
- Построение команды по Мередиту Белбину (интервью с М. Белбином). // Менеджмент в России и за рубежом. – 28. - №3. – С. 32-36.
- Савеленок, Е. Идеология управления в организации / Е. Савеленок -http://hghltd.yandex.net
- Сарычев, С.В, Социально-психологические аспекты надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности / С.В. Сарычев, А.С. Чернышев - Курск: Изд-во КГПУ, 26. – 295 с.
- Серый А.В, Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности / А.В. Серый, М.С. Яницкий. - Кемерово: КГУ, 24. - 92 с.
- Тейлор, Ф.У. Принципы научного менеджмента / Ф.У. Тейлор - http://rusneb.ru
19. https://glosum.ru
2. https://znachenie-slova.ru/
22.https://studfiles.net
23.https://studbooks.netПриложение 1
Штатное расписание предприятия
Наименование подразделений и должностей |
Число штатных единиц |
Месячный должностной оклад, руб. |
Персональная надбавка, руб. |
Итого зарплата, руб. |
1. Руководство предприятия |
||||
1 Директор предприятия |
1 |
15 |
15 |
|
2 Заместитель директора по производству |
1 |
13 |
1 |
14 |
3 Заместитель директора по коммерции |
1 |
13 |
5 |
135 |
Итого |
3 |
21 |
15 |
225 |
2. Специалисты при руководстве |
||||
4 Секретарь-референт |
1 |
12 |
- |
12 |
5 Юрисконсульт-кадровик |
1 |
12 |
5 |
125 |
Итого |
2 |
14 |
5 |
145 |
3. Производственно-технический отдел |
||||
6 Начальник отдела |
1 |
125 |
5 |
13 |
7 ст. Экономист по планированию |
1 |
12 |
4 |
124 |
8 Программист-оператор |
1 |
118 |
- |
118 |
9 Инженер-диспетчер |
1 |
116 |
- |
116 |
1 Инженер по новой технике и качеству |
1 |
116 |
2 |
118 |
Итого |
5 |
195 |
11 |
116 |
Всего по предприятию |
4 |
172 |
8 |
18 |
В расчете на 1 работника |
1 |
118 |
2 |
12 |