Файл: Дидактическая игра как метод обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

1.1. Понятие и сущностные характеристики дидактических игр

1.2. Особенности интеллектуального развития старших дошкольников

1.3. Педагогические условия применения дидактических игр как средства развития умственных способностей старших дошкольников

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТАПО РАЗВИТИЮ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

2.1. Результаты исследования умственных способностей дошкольников на этапе констатирующего эксперимента

2.2. Программа развития умственных способностей детей подготовительной группы средствами дидактических игр

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию умственных способностей на этапе контрольного эксперимента

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Правила игры. Продолжить предложение прочитанное педагогом.

Ход игры. Педагог диктует начало предложения, дети продолжают; «Мама улыбнулась, потому что… Петя громко вскрикнул, потому что… У Саши заболело горло, потому что… Девочка решила переодеться, потому что… Мама отругала сына, потому что… Девочка поднялась с сиденья автобуса, потому что… Дети сели в лодку, чтобы… Рабочие привезли кирпич, чтобы… Сережа подошел к ручью, чтобы…»

Дидактическая игра «Назови соседей»

Дидактическая задача: Развивать координацию, ловкость движений, уточнение математических представлений, развитие мелкой моторики.

Игровая задача. Закрепить математические знания.

Правила игры. Назвать соседей заданного числа.

Оборудование. Мяч.

Ход игры. Дети играют по двое. Ребенок берет в руки мяч и бросает его партнеру, называя число (от 0 до 10), поймавший мяч должен назвать "соседей" названного числа (на 1 больше, меньше). После этого он называет свое число и бросает партнеру или следующему ребенку. Если поймавший ошибается – выбывает из игры.

Занятие 7.

Дидактическая игра «Путь кружочка»

Дидактическая задача. Развивать зрительно-пространственную ориентацию и произвольное внимание.

Правила игры. Нарисовать путь кружочка, опираясь на условные обозначения.

Оборудование. Рабочие тетради с заданиями, карандаш.

Ход игры. В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием. Дети рисуют путь движения кружочка, опираясь на условные обозначения и схему пути.

Дидактическая игра «Подбери пары»

Дидактическая задача. Развивать логическое мышление.

Правило игры. Из перечисленных слов педагога, назвать два слова образующих логическую пару.

Ход игры. Педагог диктует поочередно несколько слов и просит назвать два слова, образующих логическую пару. Дети объясняют свой выбор.

- Книга, замок, часы, ключ, лес.

- Нос, рыба, альбом, каша, карандаш.

- Мяч, шапка, лампочка, тетрадь, шарф.

- Линейка, шарик, игла, таблетка, нитки.

- Чайка, стрекоза, чашка, булавка, блюдце.

- Кисточка, машина, шоколад, юбка, краски.

- Кружка, гвозди, телевизор, фонарик, молоток.

Занятие 8.

Дидактическая игра «Запомни фигуры»

Дидактическая задача. Развивать зрительную память.

Игровая задача. Передать рисунок.

Правила игры. Запомнить показанную карточку с фигурами, и нарисовать такие же фигуры и так же расположить.


Оборудование. Карточки с фигурами, листы бумаги.

Ход игры. Педагог предлагает поиграть в игру, показывает карточку с фигурами (образец) в течение 10 секунд, затем убирает ее. Дети должны нарисовать такие же фигуры и так же расположить их.

Дидактическая игра «Угадай, как нас зовут»

Дидактическая задача. Развитие речи (знакомство с буквами), словесно-логического мышления.

Игровое правило. Узнать и вспомнить какие есть имена девочек и мальчиков.

Правила игры. Посмотрев карточки, из представленных предметов составить из начальных букв имя девочки или мальчика.

Оборудование. 10 картинок, на каждой из которых изображен мальчик или девочка. Под каждой картинкой даны изображения предметов, начальные буквы, названия которых обозначают имя девочки или мальчика, нарисованного вверху.

Ход игры. Например:

Арбуз - ножницы - яблоко (Аня)

Арбуз - санки - яблоко (Ася)

Обруч - лопата - яблоко (Оля)

Ножницы - игра - ножницы - арбуз (Нина)

Лопата - игла - дом - арбуз (Лида)

Ведро - арбуз - санки - яблоко (Вася)

Ведро - арбуз - лопата - яблоко (Валя)

Троллейбус - облако - лопата - яблоко (Толя)

Ведро - арбуз - ножницы - яблоко (Ваня)

Ведро - очки - ведро -арбуз (Вова)

Дидактическая игра «Соедини линии и точки»

Дидактическая задача. Развивать зрительно-пространственную ориентацию, ввести понятия «вне» и «внутри». Развитие мелкой моторики рук.

Правила игры. Соединить все точки, чтобы фигуры с углами оказались вне замкнутой линии, а круги внутри нее.

Оборудование. Рабочие тетради с заданием ,карандаш.

Ход игры. В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием. Дети соединяют все линии и точки так, чтобы фигуры с углами оказались вне замкнутой линии, а круги – внутри нее.

Третий этап, закрепляющий

Занятие 11.

Дидактическая игра «Запомни звуки»

Дидактическая задача. Развитие слуховой памяти, сосредоточенности, внимания.

Правило игры. Повторять воспроизведение хлопков и ударов педагога.

Оборудование. Палочки на каждого ребенка.

Ход игры. У детей по одной палочке. Педагог просит запомнить, сколько раз он хлопнет в ладоши и сколько ударит «молоточком» (палочкой) по столу (например, три хлопка и один удар). После каждого хлопка или удара дети воспроизводят звуки.


Дидактическая игра «Конкретизация понятий»

Дидактическая задача. Развитие мыслительных операций (обобщение, классификация), формирование умений обобщать предметы по главным и второстепенным признакам.

Правила игры. Разложить картинки по группам и назвать обобщающим словом.

Оборудование. Картинки с изображением посуды.

Ход игры. Детям предлагают картинки, на которых изображены чайник, чашка с блюдцем, глубокая тарелка, ложка, вилка, кофейный набор (кофейник, чашка с блюдцем), котелок, миска, кружка, фляжка. Картинки расположены в случайном порядке. Дети должны разложить их по группам и назвать обобщающим словом «посуда». Затем следует назвать каждую группу предметов: чайная, столовая, кофейная, походная посуда – и объяснить, почему она так называется. Педагог просит назвать и другие признаки, по которым можно разгруппировать посуду (например, по материалу – фарфоровая, керамическая, металлическая).

Дидактическая игра «Запоминание слов»

Дидактическая задача. Развитие произвольного запоминания, умения воспроизводить слова на основе смысловых связей.

Ход игры. Педагог говорит: «Ребята, я буду произносить слова, а вы должны их запомнить. Подумайте, как это лучше сделать. Среди слов есть такие, которые подходят друг к другу». Слова для запоминания следует повторить два раза в том же порядке: врач, дом, мотор, нитки, строитель, больной, машина, иголка; воспроизводить их дети могут в любом порядке. Сначала это будет механическое запоминание, поэтому нужно подсказать им прием логического запоминания на основе смысловых связей (слово врач подходит к слову больной). Затем дети будут находить смысловые связи сами (дом – строитель, нитки – иголка).

Занятие 12.

Дидактическая игра «Найди закономерность»

Дидактическая задача: развитие логического мышления на основе перцептивных действий.

Игровое действие. Дорисовывание картинок по основным принципам.

Оборудование .Рабочие тетради с заданием, карандаш.

Ход игры. Педагог предлагает дорисовать картинки. Для выполнения этих заданий дети должны усвоить основные принципы: 1) в каждом последующем рисунке происходит увеличение элементов, в последней клеточке создается условный образ чего-либо; 2) в каждом последующем рисунке происходит уменьшение элементов, в последней клеточке целостный образ распадается; 3) при определении закономерности обращать внимание на чередование цвета.