Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абельская Е.Н. Проблемы прогнозирования интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста / Е.Н. Абельская, Т.Е. Косаревская // Право. Экономика. Психология. – 2015. ‑ №3. – С. 57 – 62.
- Боброва Е.Ф. Формирование логического мышления дошкольников средствами дидактических игр и логических упражнений / Е.Ф. Боброва // Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы регионального научно-практического семинара «Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений». – 2016. – С. 235 – 237.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Основа, 2001. – 123 с.
- Горбунова Н.В. Интеллектуальное и познавательное развитие старших дошкольников в процессе игровой деятельности / Н.В. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования. – 2014. ‑ №43-3. – С. 3 – 10.
- Григорьева Е.Д. Формирование математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр / Е.Д. Григорьева // Современная педагогика: Актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 121 – 126.
- Гусева Ю.А. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания младших дошкольников / Ю.А. Гусева, Ю.Ю. Колесниченко // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: Сборник статей международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 127 – 131.
- Джиоева Г.Х. Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе подготовки к школе / Г.Х. Джиоева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. ‑ №3. – С. 74 – 78.
- Дуракова В.В. Роль дидактических игр в развитии дошкольника / В.В. Дуракова // Слагаемые педагогической практики: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 87 – 89.
- Евсеева Т.О. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников / Т.О. Евсеева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. ‑ №5. – С. 583 – 586.
- Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. – М.: Директ-Медиа, 2010.
- Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
- Казаченко В.Н. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников / В.Н. Казаченко, Н.А. Откидач // Современное образование: Актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей победителей VIII международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 234 – 236.
- Какалова Л.А. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников при помощи дидактических игр и упражнений / Л.А. Какалова // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. ‑ №115-2. – С. 73 – 74.
- Калитина Е.Н. Использование дидактических игр в работе с дошкольниками / Е.Н. Калитина, Е.А. Михайлова // Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конферцении. – 2016. – С. 240 – 241.
- Керейтова Ю.Д. Роль дидактических игр в развитии дошкольника / Ю.Д. Керейтова, Т.А. Пирожкова // Наука и образование: векторы развития. Современные тенденции развития школ-интернатов и коррекционных образовательных учреждений России: Материалы Международной научно-практической конференции и Всероссийских педагогических чтений. – 2016. – С. 111 – 115.
- Кириллова И.М. Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры / И.М. Кириллова, А.Н. Переверзева // Педагогика: традиции и инновации: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 35 – 38.
- Корниенко Н.А. Личность и индивидуальные различия. Типология личности / Н.А. Корниенко. – Новосибирск, 1998. – 562 с.
- Коурдакова Е.Г. Развитие активного словаря дошкольников посредством дидактических игр / Е.Г. Коурдакова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №2-1. – С. 16 – 17.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
- Левшина Н.И. Дидактические игры и упражнения в формировании грамматической стороны речи дошкольников / Н.И. Левшина, Ю.С. Корзун // Мир детства и образование: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с представительством стран СНГ. – 2012. – С. 136 – 141.
- Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 680 с.
- Малинова К.В. Особенности развития универсальных учебных действий у дошкольников посредством использования дидактических игр / К.В. Малинова // Череповецкие научные чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 102 – 103.
- Машковцева Л.М. Возможности организации дидактических игр как средства всестороннего развития дошкольников / Л.М. Машковцева // Актуальные вопросы современной науки и образования: Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 583 – 587.
- Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
- Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2016. – 639 с.
- Ожиганова Т.В. Социальная и педагогическая ценность дошкольного детства / Т.В. Ожиганова, Н.А. Владимирова, А.Ш. Щигалова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. ‑ №4. – С. 14 – 17.
- Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н. Палагина. – М.: МПСИ, 2005 – 288 с.
- Пальчик К.В. Обучение дошкольников величинам средствами дидактических игр / К.В. Пальчик // Наука сегодня: Глобальные вызовы и механизмы развития: Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 165 – 168.
- Петрова Т.В. Роль дидактических игр и лексических упражнений в обогащении и активизации словаря дошкольников / Т.В. Петрова, Л.В. Суслова // В мире научных открытий: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 76 – 79.
- Поклонская В.Д. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников в процессе реализации современных технологий / В.Д. Поклонская, Е.В. Грек // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. ‑ №2. – С. 45 – 46.
- Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – 350 с.
- Пузанкова Н.В. Дидактическая игра как средство обучения дошкольников / Н.В. Пузанкова // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: Межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск, 2017. – С. 136 – 139.
- Расцветаева О.Н. Возрастные особенности формирования интеллектуальных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ / О.Н. Расцветаева // Приоритетные направления развития науки и техники. – 2015. ‑ №4. – С. 113 – 114.
- Ретюнских Л.Т. Философия игры / Л.Т. Ретюнских. – М.: Вузовская книга, 2002. – 255 с.
- Саввонова О.А. Роль дидактической игры в развитии дошкольников / О.А. Саввонова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. ‑ №25-1. – С. 39 – 43.
- Смондаренко Е.А. Дидактическая игры как форма обучения дошкольника / Е.А. Смондаренко // Наука и образование: новое время. – 2016. ‑ №2. – С. 693 – 695.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 183 с.
- Стожарова М.Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в различных формах организации математической деятельности / М.Ю. Стожарова, С.Г. Михалёва // Письма в Эмисся. Оффлайн: Электронный научный журнал. – 2011. ‑ №4. – С. 1569.
- Тютюнник В.В. Развитие логического мышления дошкольников средствами дидактических игр математического содержания / В.В. Тютюнник, И.М. Полякова // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 177 – 181.
- Урунтаева Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника / Г.А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. ‑ №2. – С. 8 – 15.
- Усмаева Ю.А. Дидактические игры как средство развития пространственного мышления старших дошкольников / Ю.А. Усмаева // Совершенствование методологии познания в целях развития науки: Сборник статей международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 159 – 161.
- Фалунина Е.В. Обоснование общеразвивающей программы использования логико-математических игр в работе с дошкольниками / Е.В. Фалунина, Е.М. Блинская // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2016. ‑ №3. – С. 209 – 214.
- Чернявская Е.Е. Роль дидактических игр в развитии произвольного внимания дошкольников / Е.Е. Чернявская // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 9 – 11.
- Шарафутдинова Г.Г. Развитие математических способностей дошкольников средствами дидактической игры / Г.Г. Шарафутдинова, Т.А. Чинахова // Современные тенденции развития науки и технологий: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 193 – 195.
- Шарипова Н.К. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников на занятиях по математике / Н.К. Шарипова, О.В. Забровская // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: Сборник статей. – 2017. – С. 284 – 286.
- Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия / А.С. Шаров. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. – 358 с.
- Шерешик Н.Н. Роль дидактических игр в развитии саморегуляции поведения старших дошкольников: Дис. канд. психол. наук. – Омск, 2005. – 219 с.
- Яббарова Р.А. Развитие произвольного внимания дошкольников в системе дидактических игр / Р.А. Яббарова, С.А. Ключникова // Инновации, технологии, наука: Сборник статей международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 101 – 103.
- Янкина Н.В. Применение дидактических игр при работе с дошкольниками / Н.В. Янкина, О.А. Ирешева // Молодой учёный. – 2015. ‑ №20. – С. 511 – 514.
- Яфаева В.Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников / В.Г. Яфаева // Мир науки, культуры, образования. – 2012. ‑ №1. – С. 46 – 55.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Дидактические игры, используемые в ходе формирующего этапа
Первый этап, ориентировочный
1 занятие
Дидактическая игра «Заполни ячейки»
Дидактическая задача. Развивать логическое мышление и произвольное внимание.
Игровая задача. По аналогии видеть недостающие геометрические фигуры.
Игровые действия. Действия с рабочими тетрадями.
Правила игры. Посмотрев внимательно на задания в рабочей тетради, по аналогии дорисовать и заполнить пустые ячейки.
Оборудование. Рабочие тетради и ручка.
Ход игры. В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием. Дети заполняют пустые ячейки.
Дидактическая игра «Домик»
Дидактическая задача. Развитие мелкой моторики.
Игровые действия. С помощью пальцев с сопровождающим текстом выполнять задание.
Правила игры. Выполнение пальцами рук фигурки домика.
Ход игры. Выполнение фигурки домик из пальцев с сопровождающим текстом: «Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел». (Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (трубу, балкон)).
Занятие 2
Дидактическая игра «Подпрыгни на месте»
Дидактическая задача. Развивать внимание и слухо - речевую память.
Игровая задача. Вспомнить и узнать профессии.
Игровые действия. На слух отбирать профессии.
Правила игры. Слушать внимательно слова произносимые педагогом, подпрыгивать на месте при названии профессии.
Ход игры. Дети образуют круг и слушают слова, которые произносит педагог: лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, гроза, строитель, столяр, обруч, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод. Когда дети слышат название профессии – подпрыгивают. Затем педагог просит повторить названные профессии.
Дидактическая игра «Да – нет»
Дидактическая задача. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.
Игровое правило. На вопросы водящего можно отвечать только словами «да» и «нет».
Игровое действие. Угадывание предмета посредством вопросов, даваемых в логической последовательности.
Дидактическая игра «Коврик»
Дидактическая задача. Развивать зрительно - пространственную ориентацию, мелкую моторику рук и произвольное внимание.
Игровое действие. В рабочей тетради дорисовать вторую половину коврика.
Правила игры. В рабочей тетради на листе с заданием дорисовать узор коврика.
Оборудование. Рабочая тетрадь с заданием, ручка.
Ход игры. В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием. Дети дорисовывают вторую половину коврика.
Второй этап, формирующий
Занятие 3.
Дидактическая игра "Выполни движение"
Дидактическая задача. Развивать произвольное внимание, аудиальную память и моторную память.
Игровая задача. Правильно выполнять движения.
Правила игры. По инструкции педагога выполнять правильно движения.
Ход игры. Педагог вместе с детьми встает на ковер и дает инструкцию: «Постарайтесь правильно выполнить движения. Если услышите название цветка – хлопните в ладоши, название птицы – взмахните руками, название дерева – положите руки на колени». Затем называет слова: дятел, ромашка, береза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, пальма, цапля, фиалка, филин.
Дидактическая игра «Аналогии»
Дидактическая задача. Развивать словесно-логическое мышление.
Игровая задача. Подобрать слово-аналог.
Правила игры. К перечисленным словам педагога подбирать слово - аналог.
Ход игры .Педагог диктует слова. Дети подбирают слово-аналог.
Корова – молоко, курица‑ …
Книга – читать, радио ‑ …
Рыба – река, волк‑ …
Пылесос – уборка, стиральная машина ‑ …
Яблоко – сад, огурец ‑ …
Курица – цыпленок, медведь ‑ …
Игла – шить, пила‑ …
Автобус – водитель, самолет ‑ …
Волк – волчонок, лиса ‑ …
Девочка – мама, мальчик ‑ …
Дидактическая игра «Рисунок по клеткам»
Дидактическая задача. Развивать зрительно-пространственную ориентацию и произвольное внимание.
Игровая задача. Узнать что, получиться, рисуя по соответствующим адресам.
Правила игры. Работать с рабочими тетрадями в соответствии инструкции.
Оборудование. Рабочие тетради с заданиями, ручка.
Ход игры. В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием и объясняет, что рисовать крестики нужно в тех клетках таблицы, которые соответствуют «адресам», указанным ниже.
В результате получается рисунок уточки.
А - 2 5 6 7 8
Б- 2 4 9
В - 1 3 9
Г - 1 5 6 7 9
Д - 1 4 5 7 9
Е- 2 3 5 7 9
Ж - 5 6 9
З - 5 8
И- 4 5 6 7
Занятие 4.
Дидактическая игра «Слушай внимательно»
Дидактическая задача. Развивать аудиальное восприятие и внимание.
Игровая задача. Услышать повторяющиеся слова.
Правила игры. Внимательно слушая педагога, выбрать часто повторяющиеся слова.
Ход игры. Педагог диктует слова: кошка, линейка, слон, чеснок, вода, гусь, метро, облако, слон, арбуз, еж, зонтик, экран, сон, школа, слон, парта, танец, кровать. Дети должны сказать, какое слово встречается чаще других.
Дидактическая игра «Не ошибись»
Дидактическая задача. Развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.
Игровые правила. Получив в руки кубик, надо назвать одно какое-либо занятие, действие, которое делают в определенное время суток, затем, назвав любое время суток, передать кубик другому игроку.
Игровое действие. Передача кубика.
Ход игры. Педагог проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью.
Вариант 1. Педагог предлагает игру: «Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово «утро». Что вы назовете?» Дети вспоминают: «Просыпаемся, здороваемся, умываемся, чистим зубы, причесываемся». «Правильно, ‑ говорит педагог. ‑ Но во время игры будет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие («иду в детский сад», или «делаю гимнастику», или «занимаюсь»); назвавший передает кубик другому играющему. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!» Педагог называет разные части суток, дети отвечают.
Вариант 2. Педагог называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, вечер, ночь. Например, педагог говорит: «Завтракаю», ‑ и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: «Утром». Педагог: «Смотрю телевизор». Дети могут назвать два слова: «Днем», «вечером».
Дидактическая игра «Дорисуй картинку»
Дидактическая задача. Развивать зрительно-пространственную ориентацию, мелкую моторику рук, учить ориентироваться в клеточном поле.
Ход игры. В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает картинку и спрашивает, какое изображение получится, если дорисовать его правую часть. Дети дорисовывают по клеткам вторую половину свечи.
Занятие 5.
Дидактическая игра «Да» и «нет» не говорите»
Дидактическая задача. Развивать внимание и слуховое восприятие.
Игровая задача. Узнать правильно ли отвечают на вопросы.
Правила игры. Отвечать на вопросы педагога, ответом да или нет.
Ход игры: Педагог по очереди задает детям по одному вопросу; «Ты девочка (мальчик)?В школу ходишь? Птицы летают? Снег белый? Тебе шесть лет? Гуси мяукают? Сейчас зима?» Ребенок должен отвечать на вопрос, не используя слова «да» и «нет».
Дидактическая игра «Скажи правильно»
Дидактическая задача. Учить сравнивать понятия, развивать внимание и словесно- логическое мышление.
Правило игры. Ребенок должен понять, правильно ли педагог составил предложения, затем исправить ошибку и сказать предложение правильно.
Ход игры. Педагог диктует каждому ребенку предложение: «У Лены длинная юбочка, а у Тани юбочка синего цвета. Дерево высокое, а куст красиво цветет. Мел твердый, а творог сделан из молока. Птица летает, а рыба молчит. Великан большого роста, а гном носит колпак. Река широкая, а ручей мелкий».
Дидактическая игра «Скопируй по точкам»
Дидактическая задача. Развивать мелкую моторику рук и произвольное внимание.
Правила игры. По точкам передать рисунок.
Оборудование. Рабочая тетрадь с заданием, карандаш.
Ход игры. В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием.
Занятие 6.
Дидактическая игра «Считай и делай»
Дидактическая задача. Развивать координацию движений. Развивать произвольное внимание.
Игровое действие. Определить содержание действия в соответствии с числом.
Правило игры. Выполнять движение в соответствии с текстом.
Ход игры. Дети вместе с педагогом встают на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом. «Один – подняться, потянуться. Два ‑ согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть».
Дидактическая игра «Продолжи предложение»
Дидактическая задача. Развивать словесно-логическое мышление.