Файл: Дидактическая игра как метод обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 205

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

1.1. Понятие и сущностные характеристики дидактических игр

1.2. Особенности интеллектуального развития старших дошкольников

1.3. Педагогические условия применения дидактических игр как средства развития умственных способностей старших дошкольников

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТАПО РАЗВИТИЮ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

2.1. Результаты исследования умственных способностей дошкольников на этапе констатирующего эксперимента

2.2. Программа развития умственных способностей детей подготовительной группы средствами дидактических игр

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию умственных способностей на этапе контрольного эксперимента

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абельская Е.Н. Проблемы прогнозирования интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста / Е.Н. Абельская, Т.Е. Косаревская // Право. Экономика. Психология. – 2015. ‑ №3. – С. 57 – 62.
  2. Боброва Е.Ф. Формирование логического мышления дошкольников средствами дидактических игр и логических упражнений / Е.Ф. Боброва // Проблемы школьного и дошкольного образования: Материалы регионального научно-практического семинара «Достижения науки и практики – в деятельность образовательных учреждений». – 2016. – С. 235 – 237.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / А.К. Бондаренко. – М.: Основа, 2001. – 123 с.
  4. Горбунова Н.В. Интеллектуальное и познавательное развитие старших дошкольников в процессе игровой деятельности / Н.В. Горбунова // Проблемы современного педагогического образования. – 2014. ‑ №43-3. – С. 3 – 10.
  5. Григорьева Е.Д. Формирование математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр / Е.Д. Григорьева // Современная педагогика: Актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 121 – 126.
  6. Гусева Ю.А. Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания младших дошкольников / Ю.А. Гусева, Ю.Ю. Колесниченко // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики: Сборник статей международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 127 – 131.
  7. Джиоева Г.Х. Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе подготовки к школе / Г.Х. Джиоева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2015. ‑ №3. – С. 74 – 78.
  8. Дуракова В.В. Роль дидактических игр в развитии дошкольника / В.В. Дуракова // Слагаемые педагогической практики: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 87 – 89.
  9. Евсеева Т.О. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников / Т.О. Евсеева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. ‑ №5. – С. 583 – 586.
  10. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание / П.И. Зинченко. – М.: Директ-Медиа, 2010.
  11. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новосёловой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.
  12. Казаченко В.Н. Дидактическая игра как средство развития речи у дошкольников / В.Н. Казаченко, Н.А. Откидач // Современное образование: Актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей победителей VIII международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 234 – 236.
  13. Какалова Л.А. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников при помощи дидактических игр и упражнений / Л.А. Какалова // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. ‑ №115-2. – С. 73 – 74.
  14. Калитина Е.Н. Использование дидактических игр в работе с дошкольниками / Е.Н. Калитина, Е.А. Михайлова // Компетентностный подход: инновационная практика образовательных организаций в реализации ФГОС: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конферцении. – 2016. – С. 240 – 241.
  15. Керейтова Ю.Д. Роль дидактических игр в развитии дошкольника / Ю.Д. Керейтова, Т.А. Пирожкова // Наука и образование: векторы развития. Современные тенденции развития школ-интернатов и коррекционных образовательных учреждений России: Материалы Международной научно-практической конференции и Всероссийских педагогических чтений. – 2016. – С. 111 – 115.
  16. Кириллова И.М. Развитие основ логического мышления у старших дошкольников посредством дидактической игры / И.М. Кириллова, А.Н. Переверзева // Педагогика: традиции и инновации: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 35 – 38.
  17. Корниенко Н.А. Личность и индивидуальные различия. Типология личности / Н.А. Корниенко. – Новосибирск, 1998. – 562 с.
  18. Коурдакова Е.Г. Развитие активного словаря дошкольников посредством дидактических игр / Е.Г. Коурдакова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №2-1. – С. 16 – 17.
  19. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
  20. Левшина Н.И. Дидактические игры и упражнения в формировании грамматической стороны речи дошкольников / Н.И. Левшина, Ю.С. Корзун // Мир детства и образование: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с представительством стран СНГ. – 2012. – С. 136 – 141.
  21. Леонтьев А.Н. Психологические основы развития ребёнка и обучения / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2009. – 680 с.
  22. Малинова К.В. Особенности развития универсальных учебных действий у дошкольников посредством использования дидактических игр / К.В. Малинова // Череповецкие научные чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 102 – 103.
  23. Машковцева Л.М. Возможности организации дидактических игр как средства всестороннего развития дошкольников / Л.М. Машковцева // Актуальные вопросы современной науки и образования: Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 583 – 587.
  24. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
  25. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Юрайт, 2016. – 639 с.
  26. Ожиганова Т.В. Социальная и педагогическая ценность дошкольного детства / Т.В. Ожиганова, Н.А. Владимирова, А.Ш. Щигалова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. – 2015. ‑ №4. – С. 14 – 17.
  27. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология / Н.Н. Палагина. – М.: МПСИ, 2005 – 288 с.
  28. Пальчик К.В. Обучение дошкольников величинам средствами дидактических игр / К.В. Пальчик // Наука сегодня: Глобальные вызовы и механизмы развития: Материалы международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 165 – 168.
  29. Петрова Т.В. Роль дидактических игр и лексических упражнений в обогащении и активизации словаря дошкольников / Т.В. Петрова, Л.В. Суслова // В мире научных открытий: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 76 – 79.
  30. Поклонская В.Д. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников в процессе реализации современных технологий / В.Д. Поклонская, Е.В. Грек // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. ‑ №2. – С. 45 – 46.
  31. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М.: Просвещение, 1964. – 350 с.
  32. Пузанкова Н.В. Дидактическая игра как средство обучения дошкольников / Н.В. Пузанкова // Актуальные проблемы развития среднего и высшего образования: Межвузовский сборник научных трудов. – Челябинск, 2017. – С. 136 – 139.
  33. Расцветаева О.Н. Возрастные особенности формирования интеллектуальных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ / О.Н. Расцветаева // Приоритетные направления развития науки и техники. – 2015. ‑ №4. – С. 113 – 114.
  34. Ретюнских Л.Т. Философия игры / Л.Т. Ретюнских. – М.: Вузовская книга, 2002. – 255 с.
  35. Саввонова О.А. Роль дидактической игры в развитии дошкольников / О.А. Саввонова // Приоритетные научные направления: от теории к практике. – 2016. ‑ №25-1. – С. 39 – 43.
  36. Смондаренко Е.А. Дидактическая игры как форма обучения дошкольника / Е.А. Смондаренко // Наука и образование: новое время. – 2016. ‑ №2. – С. 693 – 695.
  37. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / А.И. Сорокина. – М.: Детство-Пресс, 2008. – 183 с.
  38. Стожарова М.Ю. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в различных формах организации математической деятельности / М.Ю. Стожарова, С.Г. Михалёва // Письма в Эмисся. Оффлайн: Электронный научный журнал. – 2011. ‑ №4. – С. 1569.
  39. Тютюнник В.В. Развитие логического мышления дошкольников средствами дидактических игр математического содержания / В.В. Тютюнник, И.М. Полякова // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 177 – 181.
  40. Урунтаева Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника / Г.А. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2016. ‑ №2. – С. 8 – 15.
  41. Усмаева Ю.А. Дидактические игры как средство развития пространственного мышления старших дошкольников / Ю.А. Усмаева // Совершенствование методологии познания в целях развития науки: Сборник статей международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 159 – 161.
  42. Фалунина Е.В. Обоснование общеразвивающей программы использования логико-математических игр в работе с дошкольниками / Е.В. Фалунина, Е.М. Блинская // Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2016. ‑ №3. – С. 209 – 214.
  43. Чернявская Е.Е. Роль дидактических игр в развитии произвольного внимания дошкольников / Е.Е. Чернявская // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 9 – 11.
  44. Шарафутдинова Г.Г. Развитие математических способностей дошкольников средствами дидактической игры / Г.Г. Шарафутдинова, Т.А. Чинахова // Современные тенденции развития науки и технологий: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 193 – 195.
  45. Шарипова Н.К. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников на занятиях по математике / Н.К. Шарипова, О.В. Забровская // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: Сборник статей. – 2017. – С. 284 – 286.
  46. Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия / А.С. Шаров. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. – 358 с.
  47. Шерешик Н.Н. Роль дидактических игр в развитии саморегуляции поведения старших дошкольников: Дис. канд. психол. наук. – Омск, 2005. – 219 с.
  48. Яббарова Р.А. Развитие произвольного внимания дошкольников в системе дидактических игр / Р.А. Яббарова, С.А. Ключникова // Инновации, технологии, наука: Сборник статей международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 101 – 103.
  49. Янкина Н.В. Применение дидактических игр при работе с дошкольниками / Н.В. Янкина, О.А. Ирешева // Молодой учёный. – 2015. ‑ №20. – С. 511 – 514.
  50. Яфаева В.Г. Модель компонентов интеллектуального развития и интеллектуальных качеств дошкольников / В.Г. Яфаева // Мир науки, культуры, образования. – 2012. ‑ №1. – С. 46 – 55.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Дидактические игры, используемые в ходе формирующего этапа

Первый этап, ориентировочный

1 занятие

Дидактическая игра «Заполни ячейки»

Дидактическая задача. Развивать логическое мышление и произвольное внимание.

Игровая задача. По аналогии видеть недостающие геометрические фигуры.

Игровые действия. Действия с рабочими тетрадями.

Правила игры. Посмотрев внимательно на задания в рабочей тетради, по аналогии дорисовать и заполнить пустые ячейки.

Оборудование. Рабочие тетради и ручка.

Ход игры. В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием. Дети заполняют пустые ячейки.

Дидактическая игра «Домик»

Дидактическая задача. Развитие мелкой моторики.

Игровые действия. С помощью пальцев с сопровождающим текстом выполнять задание.

Правила игры. Выполнение пальцами рук фигурки домика.

Ход игры. Выполнение фигурки домик из пальцев с сопровождающим текстом: «Дом стоит с трубой и крышей, на балкон гулять я вышел». (Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (трубу, балкон)).

Занятие 2

Дидактическая игра «Подпрыгни на месте»

Дидактическая задачаРазвивать внимание и слухо - речевую память.

Игровая задача. Вспомнить и узнать профессии.

Игровые действия. На слух отбирать профессии.

Правила игры. Слушать внимательно слова произносимые педагогом, подпрыгивать на месте при названии профессии.

Ход игры. Дети образуют круг и слушают слова, которые произносит педагог: лампа, водитель, ножницы, механик, липа, токарь, яблоко, болтун, архитектор, карандаш, гроза, строитель, столяр, обруч, мельница, ткач, попугай, пекарь, шахтер, листок, экскурсовод. Когда дети слышат название профессии – подпрыгивают. Затем педагог просит повторить названные профессии.

Дидактическая игра «Да – нет»

Дидактическая задача. Учить детей мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Игровое правило. На вопросы водящего можно отвечать только словами «да» и «нет».

Игровое действие. Угадывание предмета посредством вопросов, даваемых в логической последовательности.


Дидактическая игра «Коврик»

Дидактическая задача. Развивать зрительно - пространственную ориентацию, мелкую моторику рук и произвольное внимание.

Игровое действие. В рабочей тетради дорисовать вторую половину коврика.

Правила игры. В рабочей тетради на листе с заданием дорисовать узор коврика.

Оборудование. Рабочая тетрадь с заданием, ручка.

Ход игры. В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием. Дети дорисовывают вторую половину коврика.

Второй этап, формирующий

Занятие 3.

Дидактическая игра "Выполни движение"

Дидактическая задача. Развивать произвольное внимание, аудиальную память и моторную память.

Игровая задача. Правильно выполнять движения.

Правила игры. По инструкции педагога выполнять правильно движения.

Ход игры. Педагог вместе с детьми встает на ковер и дает инструкцию: «Постарайтесь правильно выполнить движения. Если услышите название цветка – хлопните в ладоши, название птицы – взмахните руками, название дерева – положите руки на колени». Затем называет слова: дятел, ромашка, береза, тюльпан, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, пальма, цапля, фиалка, филин.

Дидактическая игра «Аналогии»

Дидактическая задача. Развивать словесно-логическое мышление.

Игровая задача. Подобрать слово-аналог.

Правила игры. К перечисленным словам педагога подбирать слово - аналог.

Ход игры .Педагог диктует слова. Дети подбирают слово-аналог.

Корова – молоко, курица‑ …

Книга – читать, радио ‑ …

Рыба – река, волк‑ …

Пылесос – уборка, стиральная машина ‑ …

Яблоко – сад, огурец ‑ …

Курица – цыпленок, медведь ‑ …

Игла – шить, пила‑ …

Автобус – водитель, самолет ‑ …

Волк – волчонок, лиса ‑ …

Девочка – мама, мальчик ‑ …

Дидактическая игра «Рисунок по клеткам»

Дидактическая задача. Развивать зрительно-пространственную ориентацию и произвольное внимание.

Игровая задача. Узнать что, получиться, рисуя по соответствующим адресам.

Правила игры. Работать с рабочими тетрадями в соответствии инструкции.

Оборудование. Рабочие тетради с заданиями, ручка.

Ход игры. В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием и объясняет, что рисовать крестики нужно в тех клетках таблицы, которые соответствуют «адресам», указанным ниже.


В результате получается рисунок уточки.

А - 2 5 6 7 8

Б- 2 4 9

В - 1 3 9

Г - 1 5 6 7 9

Д - 1 4 5 7 9

Е- 2 3 5 7 9

Ж - 5 6 9

З - 5 8

И- 4 5 6 7

Занятие 4.

Дидактическая игра «Слушай внимательно»

Дидактическая задача. Развивать аудиальное восприятие и внимание.

Игровая задача. Услышать повторяющиеся слова.

Правила игры. Внимательно слушая педагога, выбрать часто повторяющиеся слова.

Ход игры. Педагог диктует слова: кошка, линейка, слон, чеснок, вода, гусь, метро, облако, слон, арбуз, еж, зонтик, экран, сон, школа, слон, парта, танец, кровать. Дети должны сказать, какое слово встречается чаще других.

Дидактическая игра «Не ошибись»

Дидактическая задача. Развивать быстроту мышления, закреплять знания детей о том, что они делают в разное время суток.

Игровые правила. Получив в руки кубик, надо назвать одно какое-либо занятие, действие, которое делают в определенное время суток, затем, назвав любое время суток, передать кубик другому игроку.

Игровое действие. Передача кубика.

Ход игры. Педагог проводит с детьми беседу, закрепляя их знания о разных частях суток. Дети вспоминают, что они делают утром, днем, вечером, ночью.

Вариант 1. Педагог предлагает игру: «Дети, давайте теперь с вами поиграем вот так. Я буду называть одно слово, часть суток, а вы вспомните, что вы в это время делаете. Например, я скажу слово «утро». Что вы назовете?» Дети вспоминают: «Просыпаемся, здороваемся, умываемся, чистим зубы, причесываемся». «Правильно, ‑ говорит педагог. ‑ Но во время игры будет отвечать только тот, кому я положу кубик, и назвать можно только одно действие («иду в детский сад», или «делаю гимнастику», или «занимаюсь»); назвавший передает кубик другому играющему. Если кто-то не вспомнит и ничего не скажет, он должен стукнуть кубиком о стол и передать его дальше. Тогда он считается проигравшим. Будьте внимательны, не ошибитесь!» Педагог называет разные части суток, дети отвечают.

Вариант 2. Педагог называет различные действия детей, а они должны ответить лишь одним словом: день, утро, вечер, ночь. Например, педагог говорит: «Завтракаю», ‑ и кладет кубик играющему. Тот быстро отвечает: «Утром». Педагог: «Смотрю телевизор». Дети могут назвать два слова: «Днем», «вечером».

Дидактическая игра «Дорисуй картинку»

Дидактическая задача. Развивать зрительно-пространственную ориентацию, мелкую моторику рук, учить ориентироваться в клеточном поле.


Ход игры. В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает картинку и спрашивает, какое изображение получится, если дорисовать его правую часть. Дети дорисовывают по клеткам вторую половину свечи.

Занятие 5.

Дидактическая игра «Да» и «нет» не говорите»

Дидактическая задача. Развивать внимание и слуховое восприятие.

Игровая задача. Узнать правильно ли отвечают на вопросы.

Правила игры. Отвечать на вопросы педагога, ответом да или нет.

Ход игры: Педагог по очереди задает детям по одному вопросу; «Ты девочка (мальчик)?В школу ходишь? Птицы летают? Снег белый? Тебе шесть лет? Гуси мяукают? Сейчас зима?» Ребенок должен отвечать на вопрос, не используя слова «да» и «нет».

Дидактическая игра «Скажи правильно»

Дидактическая задача. Учить сравнивать понятия, развивать внимание и словесно- логическое мышление.

Правило игры. Ребенок должен понять, правильно ли педагог составил предложения, затем исправить ошибку и сказать предложение правильно.

Ход игры. Педагог диктует каждому ребенку предложение: «У Лены длинная юбочка, а у Тани юбочка синего цвета. Дерево высокое, а куст красиво цветет. Мел твердый, а творог сделан из молока. Птица летает, а рыба молчит. Великан большого роста, а гном носит колпак. Река широкая, а ручей мелкий».

Дидактическая игра «Скопируй по точкам»

Дидактическая задача. Развивать мелкую моторику рук и произвольное внимание.

Правила игры. По точкам передать рисунок.

Оборудование. Рабочая тетрадь с заданием, карандаш.

Ход игры. В рабочую тетрадь каждого ребенка педагог вклеивает лист с заданием.

Занятие 6.

Дидактическая игра «Считай и делай»

Дидактическая задача. Развивать координацию движений. Развивать произвольное внимание.

Игровое действие. Определить содержание действия в соответствии с числом.

Правило игры. Выполнять движение в соответствии с текстом.

Ход игры. Дети вместе с педагогом встают на ковер и выполняют движения в соответствии с текстом. «Один – подняться, потянуться. Два ‑ согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка. Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – на место тихо сесть».

Дидактическая игра «Продолжи предложение»

Дидактическая задача. Развивать словесно-логическое мышление.