Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 2
Программа интеллектуального развития включает в себя 3 этапа, которые реализуются в следующем порядке. Первый этап – ориентировочный (2 занятия). Цель этапа: сконцентрировать внимание детей на игровые правила, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую работу. Второй этап – развивающий (8 занятий). Цель этапа – развитие у детей интеллектуальных умений, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать логическую цепь суждений. Третий этап – закрепляющий (2 занятия). Цель этапа – создание условий для применения знаний, умений, навыков в повседневной жизни. Применение дидактических игр закрепляющего характера. Более подробно этапы и тематика организованной образовательной деятельности представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Система организованной деятельности по интеллектуальному
развитию дошкольников подготовительной группы
Этапы интеллектуального развития |
Система организованной деятельности |
---|---|
Первый этап, ориентировочный (2 занятия) |
Цель этапа: сконцентрировать внимание детей на игровые правила, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую работу. Дидактические игры: «Что изменилось?»; «Заполни ячейки»; «Домик»; «Подпрыгни на месте»; «Да – нет»; «Коврик». |
Второй этап, развивающий (8 занятий) |
Цель этапа– развитие у детей интеллектуальных умений, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать логическую цепь суждений. Дидактические игры: «Выполни движение»; «Аналогии»; «Рисунок по клеткам»; «Слушай внимательно»; «Не ошибись»; «Дорисуй картинку»; «Да и нет не говорите»; «Скажи правильно»; «Скопируй по точкам»; «Считай и делай»; «Продолжи предложение»; «Подбери пары»; «Запомни фигуры»; «Угадай как нас зовут»; «Соедини линии и точки»; «Кто здесь прячется?»; «Четвертый лишний»; «Запомним загадку»; «Почемучки»; «Незаконченное предложение». |
3 этап, закрепляющий (2 занятия) |
Цель этапа– создание условий для применения знаний, умений, навыков в повседневной жизни. Применение дидактических игр закрепляющего характера. Дидактические игры: «Запомни звук»; «Конкретизация понятий»; «Запоминание слов»; «Найди закономерность»; «Светофор»; «Вербальные аналогии». |
Содержание этапов и дидактических игр приведено в Приложении 1.
Занятия проводятся с группой из 15 дошкольников. Продолжительность одного занятия - от 20 до 30 мин.
Периодичность проведения занятий - 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов их продвижения. Каждое задание «проигрывается» несколько раз в разном материале в течение нескольких занятий.
На первом занятии педагог знакомит детей с первыми двумя играми, дает каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На следующих занятиях проигрываются уже знакомые детям игры и предлагается одна новая.
Задача педагога - стимулировать умственную активность детей, побуждать к игре тех, кто сознательно отмалчивается, последовательно формируя мнение о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожи друг на друга.
Общие рекомендации к предложенным играм:
• Ни в коем случае не прекращать шутливых, непредсказуемых и неожиданных ответов, так как зачастую именно они являются наиболее ярким проявлением нестандартности мышления.
• Педагогу важно установить «золотую середину» между количеством и качеством ответов: с одной стороны, стимулировать как можно большее число различных ответов, с другой - прежде всего поощрять оригинальные, творческие решения.
• Обязательными условиями эффективности проведения игр является обсуждение детьми всех предложенных вариантов.
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию умственных способностей на этапе контрольного эксперимента
В течение опытно-экспериментальной работы, ориентированной на развитие умственных способностей дошкольников на этапе контрольного эксперимента, мы фиксировали достижения учащихся, анализировали изменения в их поведении. По окончании проекта было проведено повторное диагностирование, основанное на тех же принципах, что и первичное. Ниже представлены результаты, полученные на этапе контрольного эксперимента.
Таблица 3.
Результаты констатирующего этапа исследования
Диагностируемый параметр |
Значение |
Перцептивное моделирование (максимум 48 б) |
37,8 |
Действия идентификации (максимально 32) |
23,7 |
Приравнивание к эталону (максимум 36) |
34,1 |
Наглядно-образное мышление (максимум 44 балла) |
28,7 |
Логическое мышление (24 балла) |
18,7 |
Рис.3. Сравнительная диаграмма констатирующего и контрольного этапов исследования
Как видно из диаграммы, значительный прирост наблюдается в случае деятельности, связанной с приравниванием к эталону. Также нельзя не отметить то факт, что прирост по остальным показателям составил е менее 5-ти баллов, что соответствует сокращению детей с низким уровнем на 20-30% в сравнении с констатирующим этапом исследования.
Методика диагностики интеллектуального развития (Л.А. Венгер) выявила, что по параметру «перцептивное моделирование» и «логическое мышление» низкий уровень присущ 6,7% испытуемым, средний – 56,7%, высокий – 36,7%; по параметрам «действия идентификации» и «наглядно-образное мышление» низкий уровень характерен для 10,0% детей, средний – для 56,7%, высокий – для 33,3%; по параметру «приравнивание к эталону» низкий уровень продемонстрировали 10,0% дошкольников, средний – 50,0%, высокий – 40,0% (Рисунок 2.8.).
Рис.4. Результаты контрольного этапа исследования (по уровням)
Таблица 4.
Количественная оценка динамики уровня интеллектуального развития
Констатирующий этап |
Контрольный этап |
Динамика |
||||||||
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
В |
С |
Н |
||
Перцептивное моделирование |
16,7 |
53,3 |
30 |
36,7 |
56,3 |
6,7 |
-20 |
-3 |
23,3 |
|
Действия идентификации |
16,7 |
53,3 |
30 |
36,7 |
56,3 |
6,7 |
-20 |
-3 |
23,3 |
|
Приравнивание к эталону |
16,7 |
50 |
33 |
33,3 |
56,7 |
10 |
-16,6 |
-6,7 |
23 |
|
Наглядно-образное мышление |
20 |
43,3 |
36,7 |
33,3 |
56,7 |
10 |
-13,3 |
-13,4 |
26,7 |
|
Логическое мышление |
13,3 |
60 |
26,7 |
40 |
50 |
10 |
-26,7 |
10 |
16,7 |
Как видно из Таблицы 4, значительно выросло количество детей с высоким уровнем (прирост 13,3-26,7%). Наибольший прогресс выявлен в случае развития логического мышления, наименьший – наглядно-образного. Подытоживая вышесказанное, отметим, что проведенный анализ продемонстрировал целесообразность и эффективность применения дидактических игр для умственного развития дошкольников. Таким образом, гипотезу исследования можно считать доказанной.
Выводы по второй главе
1. С целью изучения особенностей умственного развития дошкольников на этапе констатирующего эксперимента мы использовали диагностический аппарат, включавший в себя методику диагностики интеллектуального развития (Л.А. Венгер).В исследовании принимали участие 15 детей подготовительной группы (6-6.5 лет). Исследование проводилось в ГБДОУ № 118 города Санкт – Петербурга Выборгского р-на
2. Разработанная и внедренная нами программа интеллектуального развития включала в себя 3 этапа. Первый этап – ориентировочный (2 занятия). Цель этапа: сконцентрировать внимание детей на игровые правила, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую работу. Второй этап – развивающий (8 занятий). Цель этапа – развитие у детей интеллектуальных умений, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать логическую цепь суждений. Третий этап – закрепляющий (2 занятия). Цель этапа – создание условий для применения знаний, умений, навыков в повседневной жизни. Применение дидактических игр закрепляющего характера.
3. Положительный прирост как в балльном распределении, так и уровневом позволяет судить о эффективности применения дидактических игр для умственного развития дошкольников. Таким образом, гипотезу исследования можно считать доказанной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование было посвящено изучению и анализу дидактических игр как средства развития умственных способностей детей подготовительной группы. Ниже представлены основные выводы.
1. Результаты исследований игр современных дошкольников доказывают, что сегодня изменились игры и игрушки, в которые играют дети, игровая деятельность в целом. Она исчезает из жизни старших дошкольников, вытесняется ранним обучением. Однако, именно дидактические игры, являясь играми с правилами – играми, организуемые взрослым в целях обучения и воспитания, могут быть эффективным современным средством развития психики старших дошкольников. Успешное освоение ребенком психологического механизма игры – превращения – при включении дошкольника в различные виды дидактических игр будет способствовать развитию его психических процессов, свойств и состояний. Следовательно, проблемы, связанные с изучением психологических механизмов игры и их влияния на психическое развитие дошкольников, не теряют своей актуальности.
2. Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста подразумевает: дифференцированное восприятие; четкое логическое мышление и запоминание; аналитическое мышление (способность воспроизвести образец, осваивать главные признаки, связи и отношения между процессами и явлениями); интегрированное осмысление воспринимаемого материала; рациональный подход к объективной действительности; познавательный интерес к новым знаниям, процессу их освоения за счет дополнительных занятий; овладение грамотной разговорной речью на слух и способность к осмыслению и применению символов, знаков, операций и т.д.; развитие чутких движений рук, моторно-двигательных и зрительных координаций.
3. Эффективность дидактических игр в развитии умственных способностей дошкольников подготовительной группы обеспечивается следующими педагогическими условиями: 1) необходимо четко определять дидактическую цель игры; 2) следует проводить инструктаж о правилах игры, ее хода, критериев оценки; 3) нужно предвидеть возможность усложнения игры; 4) целесообразно стимулировать и предусматривать коллективное взаимодействие дошкольников, совместное обсуждение, взаимный контроль и оценку; 5) процесс игры должен направляться и руководствоваться педагогом, при этом он может принять участие в игре как равноправный участник; 6) не следует допускать многократного повторения одной и той же игры; 7) способ подсчета результатов игры (конечных и промежуточных) должен быть простым и понятным, соответствовать реальным возможностям и особенностям игры.
3. Разработанная и внедренная нами программа интеллектуального развития включала в себя 3 этапа. Первый этап – ориентировочный (2 занятия). Цель этапа: сконцентрировать внимание детей на игровые правила, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую работу. Второй этап – развивающий (8 занятий). Цель этапа – развитие у детей интеллектуальных умений, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать логическую цепь суждений. Третий этап – закрепляющий (2 занятия). Цель этапа – создание условий для применения знаний, умений, навыков в повседневной жизни. Применение дидактических игр закрепляющего характера.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что проведенный анализ продемонстрировал целесообразность и эффективность применения дидактических игр для умственного развития дошкольников. Таким образом, гипотезу исследования можно считать доказанной.