Файл: Дидактическая игра как метод обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 207

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

1.1. Понятие и сущностные характеристики дидактических игр

1.2. Особенности интеллектуального развития старших дошкольников

1.3. Педагогические условия применения дидактических игр как средства развития умственных способностей старших дошкольников

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТАПО РАЗВИТИЮ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

2.1. Результаты исследования умственных способностей дошкольников на этапе констатирующего эксперимента

2.2. Программа развития умственных способностей детей подготовительной группы средствами дидактических игр

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию умственных способностей на этапе контрольного эксперимента

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Дошкольное детство – это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений и постигает их особенности через общение с близкими взрослыми, со сверстниками, через игровые отношения. Это также пора закладки фундамента для дальнейшего развития. В это время происходит приобретение знаний об окружающем мире, формирование нравственных навыков и привычек, усвоение общечеловеческих ценностей. Дошкольный период развития является важным не только с психологической, но и с педагогической точки зрения. Расширение кругозора ребёнка, постепенное формирование у него целостной картины мира обусловлено не только особенностями индивидуально-личностного развития, но и целенаправленным педагогическим влиянием, оказываемым значимыми взрослыми.

Общеизвестно, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Авторы многочисленных психолого-педагогических исследований солидарны в том, что феномен детской игры является основополагающим для развития различных сфер личности дошкольников, в том числе и интеллектуальной. Через игру ребёнок общается с другими людьми, развивается, познаёт окружающий мир. Следовательно, воспитательно-образовательные программы, предлагаемые дошкольными образовательными учреждениями, должны базироваться, преимущественно, на игровом подходе. Особую роль при этом играют дидактические игры, представляющие собой своеобразный мост между чисто игровой и учебной деятельностью дошкольников. В связи с этим важным и целесообразным представляется исследование влияния дидактических игр на развитие умственных способностей детей подготовительной группы.

Цель исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка влияния дидактических игр на развитие умственных способностей детей подготовительной группы.

Объект исследования – процесс развития интеллектуальной сферы дошкольников посредством дидактических игр.

Предмет исследования – условия развития умственных способностей детей подготовительной группы средствами дидактических игр.

Гипотеза исследования. Дидактические игры будут способствовать развитию умственных способностей детей подготовительной группы, если: 1) чётко определены цели игры, ей правила, ход и критерии оценки результатов; 2) предусмотрено коллективное взаимодействие дошкольников, их взаимоконтроль и взаимооценка; 3) предложенные игры соответствуют возрастным и индивидуально-психологическим особенностям дошкольников.


Задачи исследования:

  1. раскрыть понятие и сущностные характеристики дидактических игр;
  2. выявить особенности интеллектуального развития старших дошкольников;
  3. осуществить теоретический анализ применения дидактических игр как средства развития умственных способностей старших дошкольников;
  4. выявить уровень развития умственных способностей дошкольников на этапе констатирующего эксперимента;
  5. разработать и внедрить программу развития умственных способностей детей подготовительной группы при помощи дидактических игр;
  6. провести анализ опытно-экспериментальной работы по развитию умственных способностей на этапе контрольного эксперимента.

Методы исследования: анализ педагогической литературы, педагогическое наблюдение, опытно-экспериментальная работа, математическая статистика, сравнение, графические методы представления полученных данных и др.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование было осуществлено на базе ГБДОУ 118 Выборгского р-на г. Санкт -Петербурга Выборку составили 15дошкольников.

Работа обобщает результаты исследования, проводившегося в три этапа:

  • первый этап был посвящён изучению и анализу педагогической литературы, включал определение объекта и предмета исследования, формулировку цели, гипотезы, задач исследования, разработку научного замысла изучения дидактических игр как средства развития умственных способностей детей подготовительной группы;
  • второй этап исследования предполагал обобщение результатов анализа педагогической литературы по исследуемой проблеме, написание части работы, посвящённой теоретическим основам исследования дидактических игр как средства развития умственных способностей детей подготовительной группы;
  • третий этап включал эмпирическое исследование и опытно-экспериментальную работу: была разработана и внедрена программа развития умственных способностей детей посредством дидактических игр; получены и проанализированы результаты исследования умственного развития дошкольников на этапе констатирующего и контрольного экспериментов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в нём представлены, систематизированы и проанализированы различные подходы к проблеме дидактических игр и интеллектуальной сферы дошкольников; получены и проанализированы результаты исследования умственных способностей детей до и после внедрения программы. Результаты исследования могут быть интересны педагогам дошкольного и дополнительного образования.


Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

1.1. Понятие и сущностные характеристики дидактических игр

  1. В психолого-педагогической литературе описано и упоминается много явлений, обозначаемых словами «игра» и «игровая деятельность». Очень часто эти понятия употребляют синонимично. Однако, для более точного понимания сути и специфики этих феноменов, считаем необходимым, вслед за Л.Т. Ретюнских, рассматривать игру как сложный многоуровневый феномен, онтологически укорененный в антропологической реальности и наделенный характеристикой субъективности, а игровую деятельность как совокупность действий, предпринимаемых субъектом в процессе игры [Ретюнских Л.Т. Философия игры / М.: Вузовская книга, 2002. – 255 с.].

Чаще всего исследователи игры описывают ее, формулируют определения игры и игровой деятельности, характеризуют функции игры и ее значение в жизни человека (Й. Хейзинга, К. Бюлер, А. Валлон, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Несмотря на повышенный интерес к игре и игровой деятельности современных дошкольников и взрослых людей, недостаточно исследована внутренняя структура игры: ее психологические механизмы и процессы. Обобщая существующие подходы к пониманию психологических механизмов игры, считаем, что основным психологическим механизмом является превращение. Превращение процесс перехода конкретного человека в кого-то другого, «я» в «ты», «мы» в «они» (Э. Каннети, А.С. Шаров) [Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия / А.С. Шаров. – Омск: Изд-во Ом ГПУ, 2000.]. Это древнейший социально-психологический механизм, посредством которого человек осваивает культуру во всех ее проявлениях. Условием его осуществления является сама игра со всеми присущими ей признаками, правилами, нормами, ситуациями и желаниями игроков.


Реализация превращения осуществляется в ходе двух этапов: стать и быть игроком. На первом этапе (стать игроком) человек принимает решение о том, что он будет играть, знакомится с правилами игры и демонстрирует готовность их соблюдать. Это способствует освоению многомерного (психологического, физического, аксиологического) игрового пространства. У ребенка возникает желание играть, потому что он хочет действовать как взрослый (Д.Б. Эльконин), а взрослый человек стремится в игре снять возникающее в процессе жизнедеятельности значимое напряжение [Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия / А.С. Шаров. – Омск: Изд-во Ом ГПУ, 2000]. Превращение начинается с «принятия роли», с желания «стать другим». Желание играть приводит к тому, что, используя маску, одежду, специфический язык персонажа, человек настраивается на исполнение роли, затем проигрывает ее, изображая кого-то или что-то, имитируя поведение героя. Это можно объяснить воздействием на игрока первого горизонтального компонента превращения – «вхождение в игру».

Полному и эффективному вхождению в специфический мир игры способствует воображение. Оно также помогает игроку проникнуть во внутренний мир того персонажа, роль которого он исполняет, ощутить его эмоции и переживания. Таким образом, происходит «вчувствование в роль», т.е. процесс активного проникновения человека в эмоциональный мир другого, что позволяет игроку выполнять определенные ролевые функции. Переживая и действуя как персонаж, которого он изображает, человек изменяет свои эмоции и чувства, таким образом, изменяется эмоциональная сфера игрока. Это происходит за счёт функционирования второго горизонтального компонента психологического механизма игры – «освоение роли». Проникая в пространство игры, человек ощущает на себе ее специфическое напряжение, захваченность происходящим, однако, трансформации его самого на этом этапе не происходит.

На втором этапе реализации превращения (быть игроком) человек, исполняя определенную роль, «выходит» за пределы своего обыденного «Я»: изменяется его активность, ценностно-смысловая система, внутренний мир в целом. На какое-то время человек по своей сути становится другим. Теперь ценностно-смысловое поле игры трансформирует человека, заставляя его соответствовать роли. Однако и сам игрок вносит некоторые изменения в игровое пространство: его индивидуально неповторимая речь, только ему присущие игровые действия специфически «окрашивают» игру, вносят коррективы в сюжет и в отношения между играющими. Чувствуя себя теперь не столько прежним человеком, сколько персонажем, игрок попадает под сильное (иногда – полное) влияние роли, изменяющей его поведение. Это происходит за счёт разворачивания ещё одного горизонтального компонента превращения – «проживание роли». Функционирование этого компонента приводит к тому, что человек выполняет ролевые функции, переживает эмоции и чувства героя, его действия и поведение в целом, обусловлены ролью. Следствием этого будет изменение отношения игрока к реальному миру, поскольку его восприятие, поведение, рефлексивная функция сознания носят изменённый «обыгранный» характер [Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия / А.С. Шаров. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000. ].


Мы описали три горизонтальных компонента основного психологического механизма игры превращения: вхождение в игру, освоение роли и проживание роли. Они разворачиваются в ходе двух этапов реализации превращения (стать и быть игроком) и последовательно проявляются во времени. Как уже было отмечено, игра воздействует на личность игрока в целом. Диалектика внешнего и внутреннего в превращении разворачивается и на личностном уровне [Шаров А.С. Ограниченный человек: значимость, активность, рефлексия / А.С. Шаров. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000.]. В соответствии с психологической структурой человека наряду с горизонтальными, можно выделить три вертикальных компонента основного психологического механизма игры. Первый – мотивационный –направлен на изменение и оформление ценностно-смысловой системы играющего. Посредством его идет дифференциация и интеграция игровых и жизненных мотивов, смыслов и ценностей играющего. Этот компонент разворачивается и на этапе «стать игроком», когда у человека формируется стойкий игровой интерес и желание полноценно освоить роль, и на этапе «быть игроком», когда играющий хочет быть успешным игроком, стремиться к выигрышу.

Второй вертикальный компонент превращения – активности –дифференцирует и интегрирует различные виды активности игрока: оформляет чувства и переживания, развивает поведенческую и познавательную сферу человека в ходе обоих этапов реализации превращения. Посредством этого компонента у играющего развиваются произвольное внимание, память, мышление, возникают новые чувства и переживания, формируются поведенческие умения и навыки. Изменение в различных видах активности наблюдается и на этапе «стать игроком» (понимание и принятие игровых правил; активное освоение роли; развитие умений и навыков, необходимых для успешного выполнения игровых действий), и на этапе «быть игроком» (переживание эмоций и чувств персонажа; поведение, присущее герою).

Третий вертикальный компонент превращения – рефлексивный –помогает формировать навыки обратной связи, развивать у игрока умения оценивать результаты действий или игры в целом (системная рефлексия), прислушиваться к себе (предметная рефлексия). Можно сказать, что этот компонент превращения способствует развитию рефлексии. В ходе реализации первого этапа превращения (стать игроком) человек постоянно сравнивает свою внешнюю активность с активностью персонажа, свой внешний вид в внешним видом героя, а на втором этапе – прислушивается к себе, оценивает результаты своих действий как персонажа и результаты игры в целом [Шерешик Н.Н. Роль дидактических игр в развитии саморегуляции поведения старших дошкольников: Дис. канд. психол. наук. – Омск, 2005.].