Файл: Дидактическая игра как метод обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

1.1. Понятие и сущностные характеристики дидактических игр

1.2. Особенности интеллектуального развития старших дошкольников

1.3. Педагогические условия применения дидактических игр как средства развития умственных способностей старших дошкольников

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТАПО РАЗВИТИЮ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

2.1. Результаты исследования умственных способностей дошкольников на этапе констатирующего эксперимента

2.2. Программа развития умственных способностей детей подготовительной группы средствами дидактических игр

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию умственных способностей на этапе контрольного эксперимента

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Программа интеллектуального развития включает в себя 3 этапа, которые реализуются в следующем порядке. Первый этап – ориентировочный (2 занятия). Цель этапа: сконцентрировать внимание детей на игровые правила, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую работу. Второй этап – развивающий (8 занятий). Цель этапа – развитие у детей интеллектуальных умений, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать логическую цепь суждений. Третий этап – закрепляющий (2 занятия). Цель этапа – создание условий для применения знаний, умений, навыков в повседневной жизни. Применение дидактических игр закрепляющего характера. Более подробно этапы и тематика организованной образовательной деятельности представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Система организованной деятельности по интеллектуальному

развитию дошкольников подготовительной группы

Этапы интеллектуального развития

Система организованной деятельности

Первый этап, ориентировочный

(2 занятия)

Цель этапа: сконцентрировать внимание детей на игровые правила, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую работу.

Дидактические игры: «Что изменилось?»; «Заполни ячейки»; «Домик»; «Подпрыгни на месте»; «Да – нет»; «Коврик».

Второй этап, развивающий

(8 занятий)

Цель этапа– развитие у детей интеллектуальных умений, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать логическую цепь суждений.

Дидактические игры: «Выполни движение»; «Аналогии»; «Рисунок по клеткам»; «Слушай внимательно»; «Не ошибись»; «Дорисуй картинку»; «Да и нет не говорите»; «Скажи правильно»; «Скопируй по точкам»; «Считай и делай»; «Продолжи предложение»; «Подбери пары»; «Запомни фигуры»; «Угадай как нас зовут»; «Соедини линии и точки»; «Кто здесь прячется?»; «Четвертый лишний»; «Запомним загадку»; «Почемучки»; «Незаконченное предложение».

3 этап, закрепляющий

(2 занятия)

Цель этапа– создание условий для применения знаний, умений, навыков в повседневной жизни. Применение дидактических игр закрепляющего характера.

Дидактические игры: «Запомни звук»; «Конкретизация понятий»; «Запоминание слов»; «Найди закономерность»; «Светофор»; «Вербальные аналогии».


Содержание этапов и дидактических игр приведено в Приложении 1.

Занятия проводятся с группой из 15 дошкольников. Продолжительность одного занятия - от 20 до 30 мин.

Периодичность проведения занятий - 1-2 раза в неделю. Общее количество занятий не является фиксированным и зависит от исходного уровня сформированности мыслительных процессов у детей и темпов их продвижения. Каждое задание «проигрывается» несколько раз в разном материале в течение нескольких занятий.

На первом занятии педагог знакомит детей с первыми двумя играми, дает каждому возможность подумать, предложить свой вариант решения. На следующих занятиях проигрываются уже знакомые детям игры и предлагается одна новая.

Задача педагога - стимулировать умственную активность детей, побуждать к игре тех, кто сознательно отмалчивается, последовательно формируя мнение о том, что в предлагаемых заданиях не существует одного решения, что правильными могут оказаться разные решения, иногда совсем не похожи друг на друга.

Общие рекомендации к предложенным играм:

• Ни в коем случае не прекращать шутливых, непредсказуемых и неожиданных ответов, так как зачастую именно они являются наиболее ярким проявлением нестандартности мышления.

• Педагогу важно установить «золотую середину» между количеством и качеством ответов: с одной стороны, стимулировать как можно большее число различных ответов, с другой - прежде всего поощрять оригинальные, творческие решения.

• Обязательными условиями эффективности проведения игр является обсуждение детьми всех предложенных вариантов.

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию умственных способностей на этапе контрольного эксперимента

В течение опытно-экспериментальной работы, ориентированной на развитие умственных способностей дошкольников на этапе контрольного эксперимента, мы фиксировали достижения учащихся, анализировали изменения в их поведении. По окончании проекта было проведено повторное диагностирование, основанное на тех же принципах, что и первичное. Ниже представлены результаты, полученные на этапе контрольного эксперимента.


Таблица 3.

Результаты констатирующего этапа исследования

Диагностируемый параметр

Значение

Перцептивное моделирование (максимум 48 б)

37,8

Действия идентификации (максимально 32)

23,7

Приравнивание к эталону (максимум 36)

34,1

Наглядно-образное мышление (максимум 44 балла)

28,7

Логическое мышление (24 балла)

18,7

Рис.3. Сравнительная диаграмма констатирующего и контрольного этапов исследования

Как видно из диаграммы, значительный прирост наблюдается в случае деятельности, связанной с приравниванием к эталону. Также нельзя не отметить то факт, что прирост по остальным показателям составил е менее 5-ти баллов, что соответствует сокращению детей с низким уровнем на 20-30% в сравнении с констатирующим этапом исследования.

Методика диагностики интеллектуального развития (Л.А. Венгер) выявила, что по параметру «перцептивное моделирование» и «логическое мышление» низкий уровень присущ 6,7% испытуемым, средний – 56,7%, высокий – 36,7%; по параметрам «действия идентификации» и «наглядно-образное мышление» низкий уровень характерен для 10,0% детей, средний – для 56,7%, высокий – для 33,3%; по параметру «приравнивание к эталону» низкий уровень продемонстрировали 10,0% дошкольников, средний – 50,0%, высокий – 40,0% (Рисунок 2.8.).

Рис.4. Результаты контрольного этапа исследования (по уровням)

Таблица 4.

Количественная оценка динамики уровня интеллектуального развития

Констатирующий этап

Контрольный этап

Динамика

В

С

Н

В

С

Н

В

С

Н

Перцептивное моделирование

16,7

53,3

30

36,7

56,3

6,7

-20

-3

23,3

Действия идентификации

16,7

53,3

30

36,7

56,3

6,7

-20

-3

23,3

Приравнивание к эталону

16,7

50

33

33,3

56,7

10

-16,6

-6,7

23

Наглядно-образное мышление

20

43,3

36,7

33,3

56,7

10

-13,3

-13,4

26,7

Логическое мышление

13,3

60

26,7

40

50

10

-26,7

10

16,7


Как видно из Таблицы 4, значительно выросло количество детей с высоким уровнем (прирост 13,3-26,7%). Наибольший прогресс выявлен в случае развития логического мышления, наименьший – наглядно-образного. Подытоживая вышесказанное, отметим, что проведенный анализ продемонстрировал целесообразность и эффективность применения дидактических игр для умственного развития дошкольников. Таким образом, гипотезу исследования можно считать доказанной.

Выводы по второй главе

1. С целью изучения особенностей умственного развития дошкольников на этапе констатирующего эксперимента мы использовали диагностический аппарат, включавший в себя  методику диагностики интеллектуального развития (Л.А. Венгер).В исследовании принимали участие 15 детей подготовительной группы (6-6.5 лет). Исследование проводилось в ГБДОУ № 118 города Санкт – Петербурга Выборгского р-на

2. Разработанная и внедренная нами программа интеллектуального развития включала в себя 3 этапа. Первый этап – ориентировочный (2 занятия). Цель этапа: сконцентрировать внимание детей на игровые правила, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую работу. Второй этап – развивающий (8 занятий). Цель этапа – развитие у детей интеллектуальных умений, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать логическую цепь суждений. Третий этап – закрепляющий (2 занятия). Цель этапа – создание условий для применения знаний, умений, навыков в повседневной жизни. Применение дидактических игр закрепляющего характера.

3. Положительный прирост как в балльном распределении, так и уровневом позволяет судить о эффективности применения дидактических игр для умственного развития дошкольников. Таким образом, гипотезу исследования можно считать доказанной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование было посвящено изучению и анализу дидактических игр как средства развития умственных способностей детей подготовительной группы. Ниже представлены основные выводы.

1. Результаты исследований игр современных дошкольников доказывают, что сегодня изменились игры и игрушки, в которые играют дети, игровая деятельность в целом. Она исчезает из жизни старших дошкольников, вытесняется ранним обучением. Однако, именно дидактические игры, являясь играми с правилами – играми, организуемые взрослым в целях обучения и воспитания, могут быть эффективным современным средством развития психики старших дошкольников. Успешное освоение ребенком психологического механизма игры – превращения – при включении дошкольника в различные виды дидактических игр будет способствовать развитию его психических процессов, свойств и состояний. Следовательно, проблемы, связанные с изучением психологических механизмов игры и их влияния на психическое развитие дошкольников, не теряют своей актуальности.


2. Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста подразумевает: дифференцированное восприятие; четкое логическое мышление и запоминание; аналитическое мышление (способность воспроизвести образец, осваивать главные признаки, связи и отношения между процессами и явлениями); интегрированное осмысление воспринимаемого материала; рациональный подход к объективной действительности; познавательный интерес к новым знаниям, процессу их освоения за счет дополнительных занятий; овладение грамотной разговорной речью на слух и способность к осмыслению и применению символов, знаков, операций и т.д.; развитие чутких движений рук, моторно-двигательных и зрительных координаций.

3. Эффективность дидактических игр в развитии умственных способностей дошкольников подготовительной группы обеспечивается следующими педагогическими условиями: 1) необходимо четко определять дидактическую цель игры; 2) следует проводить инструктаж о правилах игры, ее хода, критериев оценки; 3) нужно предвидеть возможность усложнения игры; 4) целесообразно стимулировать и предусматривать коллективное взаимодействие дошкольников, совместное обсуждение, взаимный контроль и оценку; 5) процесс игры должен направляться и руководствоваться педагогом, при этом он может принять участие в игре как равноправный участник; 6) не следует допускать многократного повторения одной и той же игры; 7) способ подсчета результатов игры (конечных и промежуточных) должен быть простым и понятным, соответствовать реальным возможностям и особенностям игры.

3. Разработанная и внедренная нами программа интеллектуального развития включала в себя 3 этапа. Первый этап – ориентировочный (2 занятия). Цель этапа: сконцентрировать внимание детей на игровые правила, погрузить детей в особую игровую атмосферу, быстро и без усилий настроиться на специфическую работу. Второй этап – развивающий (8 занятий). Цель этапа – развитие у детей интеллектуальных умений, выделять главное (общее и отличное), сравнивать, систематизировать, обобщать, делать выводы, устанавливать взаимосвязи, воспринимать и выстраивать логическую цепь суждений. Третий этап – закрепляющий (2 занятия). Цель этапа – создание условий для применения знаний, умений, навыков в повседневной жизни. Применение дидактических игр закрепляющего характера.

Подытоживая вышесказанное, отметим, что проведенный анализ продемонстрировал целесообразность и эффективность применения дидактических игр для умственного развития дошкольников. Таким образом, гипотезу исследования можно считать доказанной.