Файл: Особенности политики развития персонала малых предприятий.pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы политики развития персоналом
1.1. Система политики развития персонала малых предприятий
1.2. Принципы и методы политики развития персонала предприятия
ГЛАВА 2. Экономическая деятельность ИП Орловская Н.А.
2.1 Экономическая характеристика предприятия
2.2 Система мотивации труда как основное направление развития персонала предприятия
Глава 3. Совершенствование политики развития персонала в ИП Орловская Н.А.
3.1 Совершенствование системы морального и материального стимулирования
Также, для ИП Орловская Н.А возможно применение многоуровневого подхода при оплате труда с применением прибавочных коэффициентов, что позволило бы повысить эффективность материального стимулирования. Идея такого подхода заключается в градации показателей выполнения задач и назначении им соответствующих коэффициентов. Показатели будут отражать вес данных критериев и устанавливаться в соответствии со спецификой организации, её продуктов, услуг, клиентов.
Произведение всех коэффициентов позволит получить итоговый коэффициент. Такой подход не позволит снизить общую эффективность, если показатели по отдельной задаче низкие. А если получены низкие результаты по всем критериям, то снижение итогового коэффициента будет усиливаться.
Можно порекомендовать коэффициенты в пределах от 0,8 до 1,2 с шагом не выше 20%, для обеспечения гибкости системы.
Например, для такого критерия по выполнению плана следует установить коэффициент 1, если план выполнен на 120 %. Как указывают некоторые источники по менеджменту, перевыполнение плана возможно в том случае, если сам план поставлен неверно.
Такую же систему материального стимулирована, которая бы опиралась на трудовой вклад каждого работника надо разработать и для торгового персонала.
Основная цель вознаграждения этой группы работников будет заключаться:
- в мотивации и повышении ответственности;
- в удовлетворении актуальных потребностей (безопасность, финансовая помощь и т.д.);
- в демонстрации заботы организации о потребностях своих сотрудников.
Для того, чтобы простимулировать торговый персонал на принесение большей прибыли организации ИП Орловская Н.А. необходимо заработную плату сотрудников этой группы также разделить на несколько частей. 50% заработной платы будет составлять основная часть. Выплаты, которые зависят от личного вклада необходимо установить в 20%. Премии, выплачиваемые по результатам работы всего магазина - 25%. А разные надбавки и льготы в 5%.
А теперь, следует рассмотреть, как будет осуществляться выплата заработной платы торговому персоналу по предложенной системе:
- 50% (от общей суммы) - в виде гарантированной неприкасаемой почасовой оплате:
- 20% (от общей суммы) - в виде процента от личных продаж;
- 25% (от общей суммы) - в виде продаж от всего магазина;
- 5% (от общей суммы) - в виде различных надбавок, доплат (стаж, тяжёлые условия);
Такой подход в премировании простимулирует торговый персонал к увеличению товарооборота всего магазина, к увеличению числа личных продаж, следовательно, это приведёт к более эффективной работе всей организации ИП Орловская Н.А. [40]
Помимо всего вышеперечисленного необходимо также ввести механизм премирования работников. Премия должна выплачиваться в определённых случаях и это будет весьма эффективным стимулом.
При этом, необходимо соблюдать общие принципы премирования:
- Вознаграждением можно отмечать любые, в том числе и самые незначительные успехи;
- Вознаграждение должно быть своевременным;
- Необходимо соблюдать чёткую связь между вознаграждением и результатами труда, пауза между 2 и 3 пунктом не должна быть слишком большой
- Премии можно выплачивать часто, но такие выплаты не должны быть регулярными, и они не должны рассматриваться персоналом как заработная плата.
- Вознаграждение должно быть достаточным. Желательно учитывать психологическую особенность сотрудника, чтобы премия не казалась незначительной.
- Критерии выплат вознаграждений необходимо регулярно пересматривать и корректировать, и соотносить их с условиями деятельности организации.
К показателям премирования можно отнести трудовые достижения персонала, например:
- внедрение новой разработки;
- высокую прибыль и высокую производительность труда;
- снижение затрат и рациональное использование ресурсов;
- повышение качества обслуживания покупателей;
- разные выдающиеся достижения в организации.
Премирование осуществляется при следующих условия:
- наличие повода для премирования;
- отсутствуют грубые нарушения трудовой дисциплины;
- пропущено не более 20% рабочего времени по уважительной причине.
Всё вместе призвано обеспечить персоналу хороший уровень дохода, при добросовестном отношении к работе.
Помимо материальной мотивации, необходимо также провести изменения и подходе нематериальной мотивации.
Потребность в уважении, потребность в признании заслуг, в оценке личностного достоинства и качества - всё это нематериальная мотивация, проявляющаяся в стремлении к нематериальным аспектам человеческих потребностей.
Нематериальные стимулы условно можно разделить на три группы:
- материальные стимулы без финансовых вложений;
- материальные стимулы с финансовыми вложениями и с без адресности распределения;
- материальные стимулы с финансовыми вложениями, но распределяемые адресно.
В нашем случае, необходимо применить все три способа нематериального стимулирования персонала.
Первый и самый простой способ и без финансовых вложений, который бы можно было предложить, заключается в публичном признании успехов сотрудников. Например, предлагаю внедрить следующее:
- награждения грамотой и знаком отличия добросовестного и долго проработавшего сотрудника, тёплые слова от руководства;
- создание атмосферы соперничества перед группой работников с регулярным подведением итогов и вручением знаков отличия лучшим работникам;
- внедрение программы по повышению квалификации, в которой бы сотрудники выступали в качестве докладчиков;
- внедрение открытой и прозрачной системы оценки и оплат труда;
- также неплохо было присваивать сотрудникам внутри организации знаки отличия за вклад в деятельность организации.
К нематериальным стимулам с финансовыми вложениями, распределяемыми как адресно, так и безадресно отнесём систему льгот и различного рода компенсаций. Но, перед разработкой и внедрением таких мероприятий, необходимо опросить персонал на предмет их предпочтений. Опрос, о том, что могло бы простимулировать лично и каждого из сотрудников.
К этому виду стимулов, которые бы следовало внедрить, отнесём:
- безвозмездную материальную помощь, например, на свадьбу или иные торжества;
- оплату мобильной связи, интернета, особенно, если такая связь необходима работникам для выполнения своих служебных обязанностей;
- предоставление рабочей формы с фирменными отличиями;
- улучшение условий труда и рабочего места;
- организацию и проведение праздничных организационных мероприятий.
- предоставление неполной рабочей недели, льготного рабочего дня, гибкого (скользящего) графика работы.
Основной целью внедрения подобных мероприятий на основе нематериального стимулирования является увеличение заинтересованности персонала в работе, и эта заинтересованность должна повысить производительность труда, что в свою очередь, отразится на прибыльности организации.
Следует отметить особую роль руководящего персонала, которая заключается в постоянном обеспечении повышения эффективной деятельности персонала и предприятия, повышения уровня оргкультуры и в вовлечении максимального числа сотрудников в укрепление и развитие организации ИП Орловская Н.А. Как итог, всё это повысит мотивацию персонала, желание эффективно работать, повысит уровень самоорганизации, увеличить доверие между работодателем и работниками.
Особо стоит коснуться организационной культуры в ИП Орловская Н.А. Оргкультура любой организации является основой, благодаря которой и происходит развитие организации. Это фундамент психологического отношения между работниками и работодателем. В небольших организациях, подобных ИП Орловская Н.А. основным носителем ценностей является сам предприниматель. Именно от него зависит по какой системе работают люди, насколько им проще или трудней это делать и насколько ценится их в клад в общее дело организации. Именно культура определяет позицию отношений сотрудников друг к другу и к коллективу в целом. Поэтому, система стимулирования лишь тогда будет давать хороший результат, когда будут сочетаться все вышеуказанных способы и направления.
Положительные влияние на оргукультуру оказывают следующие мероприятия, которые необходимо внедрить в рассматриваемой организации:
- подарки и поздравления сотрудникам на дни рождения, общие праздники, круглые даты работы в организации;
- проведение различных мероприятий, спортивных праздников, конкурсов, празднование каких-нибудь памятных дат.
Участие в совместных мероприятиях будет способствовать поддержанию здоровой положительной психологической среды в коллективе, а это обязательно скажется на работоспособности сотрудников.
Всю предлагаемую систему стимулирования можно представить в виде:
- Стимулирование, в основе которого лежат результаты деятельности:
- Стимулирование материальное, а именно:
заработная плата;
премирование;
индивидуальное премирование;
-
- Стимулирование моральное с финансовой оплатой, а именно:
оплата мобильной связи и интернета;
различная материальная помощь;
оплата проезда общественным транспортом;
- Стимулирование, в основе которого лежит организационная культура:
- стимулирование моральное с финансовой оплатой, а именно:
присвоение различных знаков отличия (например, «лучший работник месяца»);
скользящий график работы;
самостоятельность и творчество;
участие управлении организацией;
-
- Симулирование как организационная культура, а именно:
современные условия труда;
высокий уровень организационной и управленческой культуры;
своевременное решение или предупреждение конфликтов;
улучшение и сохранения имиджа организации.
Критерии оценки, согласно существующим должностям будут заключаться в индивидуальном результате, в прибыли за отчётные период, в качестве управленческих решений, в приросте прибыли, в выполнении плана, в инновациях в управлении, в инициативности.
Такой подход в мотивации персонала приведёт:
- к рациональному отбору кадров, где новые сотрудники примут нормы и ценности, которые уже сложились в коллективе;
- позволит оценить инициативу, способности, самостоятельность всех работника;
- нематериальное стимулирование повысит лояльность сотрудников к организации;
- повысится заинтересованность сотрудников в работе;
- увеличится производительность труда.
Обычно, в рассматриваемой организации, новые работники предоставлены сами себе и самостоятельно обучаются на рабочем месте. А уже работающие сотрудники с трудом идут на контакт, неохотно дают советы, неохотно делятся информацией и, не редко, в организации возникает нездоровая атмосфера соперничества на этой почве. Даже несмотря на то, что в организации ИП Орловская Н.А. текучесть кадров незначительная, всё же стоит порекомендовать ввести систему адаптации и наставничества.
Наставничество в легкой форме присутствует, особенно на начальном этапе работы нового сотрудника, но неразвито и полностью отсутствует какая-либо мотивация и ответственность для такого «наставника».
Осуществлять наставничество будет опытный сотрудник, зарекомендовавший себя с положительной стороны. Наставник будет оказывать необходимую поддержку, контролировать выполнение заданий и помогать в развитии и поддержке деловых отношений с коллективом.
Естественно, что такую деятельность необходимо мотивировать материально, а результат такой деятельности будет заключаться:
- в позитивном отношении нового сотрудника к работе;
- в качестве подготовки и квалификации персонала;
- в экономии времени на обучение новых сотрудников;
- в уменьшении текучести кадров;
- в скорейшем достижении рабочих показателей, которые необходимы данной организации.
Адаптационным периодом будет считаться испытательный срок. Наставник в течении этого срока будет наблюдать за поведением нового работника, изучать его личные и профессиональные качества, делать выводы. В конце испытательного срока наставник проводит оценку нового работника, оценивает его готовность к самостоятельной работе, необходимость в дополнительном обучении.
В качестве мер по усовершенствованию адаптации можно предложить следующие методы. После оформления соответствующих документов, ознакомления с должностной инструкцией, новому работнику назначается испытательный срок и наставник, который и будет осуществлять адаптацию.
Испытательный срок необходим для того, чтобы новый работник овладел необходимыми рабочими навыками, а организовывает регулярную помощь ему в этом наставник. В конце испытательного срока новый работник извещается о соответствии на претендующую должность.
Ознакомление с должностью нового сотрудника на рабочем месте производится его руководителем или специально назначенным наставником. Руководитель знакомит его с коллективом, остановкой, с требованиями, с возможными трудностями, с самыми распространёнными ошибками, рассказывает о коллегах с трудным характером и о тех, на кого можно положится, попросить совета.
Наставник к новому сотруднику прикрепляется коммуникабельный, готовый прийти на помощь, обладающий достаточным статусом и авторитетом в коллективе, а также необходимыми знаниями.
Наставник инструктирует нового сотрудника, контролирует его первые шаги в работе на новой должности, выявляет слабые стороны его работы, а также оказывают любую помощь в дополнительном обучении и адаптации.