Файл: Эффективность менеджмента организации ООО «Аванта».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на то что многие из критических замечаний справедливы, принципы менеджмента продолжают преподаваться как фундаментальные основы искусства управления. [40, с. 121].

Рассматривая менеджмент с современной точки зрения, принципы, сформулированные Файолем, Муни, Рейли, Гьюликом и Урвиком, можно сформулировать и иным образом:

- основным принципом менеджмента является принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте - это проблема распределения полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии. Оптимальным вариантом считается подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к разработке политики - целей и стратегии фирмы в целом, а децентрализованными - решения, относящиеся к оперативному управлению. [21, с. 435].

Коллегиальность в свою очередь  предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня и прежде всего исполнителей конкретных решений - руководителей производственных отделений. [22, с. 110].

Еще одним важным принципом менеджмента является принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности. [11, с. 113]

В западных фирмах используется принцип единства команды. Менеджеры осуществляют свои связи на один уровень вверх или вниз от своего уровня. [27, с. 49]

Одним из важнейших принципов современного менеджмента является демократизация управления, основанная на корпоративной организации собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, поставлены под единое административное управление.

Таким образом, менеджмент основан на административном управлении, именуемом нами внутрифирменным, и управлении производством, базирующемся на технологии производства.

Процесс менеджмента предполагает выполнение четырех основных функций:

  • планирование;
  • организация;
  • руководство;
  • мотивация;
  • контроль.

Осуществляя эти функции менеджеры обеспечивают условия для эффективного труда работников организации и, следовательно, достигают поставленных целей. Поэтому менеджмент – это еще и умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения работников организации. Это является основой для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом для достижения максимального результата.


Функция планирования - это функция управления с помощью, которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разрабатываются методы наиболее эффективные в конкретных условиях.

Эта функция отвечает на три основных вопроса:

  • оценка слабых и сильных сторон организации.
  • цели организации.
  • методы и формы управления.

Посредством функции организации люди и подразделения соединяются в единый механизм. Это соединение неслучайно, а подчинено целесообразности. [17, с. 156]

Организация как функция менеджмента включает в себя две составляющие:

- организационное проектирование;

- организация процесса работы.

Организационное проектирование — деление организации на блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности по реализации целей организации. [18, с. 38]

Организация процесса работы включает в себя обеспечение нормального функционирования и взаимодействия различных подразделений предприятия для достижения запланированных целей. [18, с. 67]

Руководство(Лидерство) - функция менеджмента, связанная с оказанием влияния на работников в целях побуждения их на достижение целей деятельности организации.

Основные принципы руководства: принцип ориентации руководства на конечную цель и принцип единства целевого назначения.

В руководстве различают понятие типов руководства. [9, с. 25]

Имеются четыре основных типа руководства:

  • жёсткий авторитарный (жёсткая диктатура),
  • благожелательный авторитарный (благожелательное самовластие),
  • совещательный,
  • коллегиальный

Управляющий, прибегающий к жёсткому авторитарному типу руководства, чувствует себя абсолютным диктатором.

Благожелательным автократом считают такого руководителя, который заботится как об успешном решении своих задач, так и о благополучии своих подчинённых. [12, с. 78]

Следующий тип руководства - совещательный. Руководитель в этом случае предлагает подчинённым курс действий Руководитель в конечном счёте принимает решение единолично. Он полностью принимает всю ответственность за это решение, даже если оно базировалось на оказавшихся неудачными советах подчинённых. [10, с. 86]

При коллегиальном руководстве руководитель привлекает подчинённых к процессу подготовки решений. Он просит их предлагать альтернативные решения проблемы и рассматривает такие предложения наравне с собственными. Располагая полным перечнем альтернатив, он вместе с подчинёнными выбирает из них лучшую. [14, с. 206].


Лучшего типа руководства не существует. В каждом конкретном случае тип руководства определяется различными факторами.

Для осуществления своей деятельности руководителю любого уровня нужна власть – возможность влиять на поведение других людей, но эффективный менеджер никогда не будет проявлять свою власть в приказной манере, ожидая беспрекословного подчинения. [10, с. 48]

Контроль – функция менеджмента, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени.

Контроль – это процесс, обеспечивающий достижение целей организации. Он необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьёзными.

Содержание контроля как функции менеджмента заключается в контроле выполнения производственной программы, расходовании материальных и финансовых ресурсов во времени и т.д.

При определении содержания функций контроля Файоль писал: «Контроль состоит в подтверждении того, что всё идёт в соответствии с утверждённым планом, существующими директивными документами и действующими принципами». [13, с. 48]

Задачи контроля можно разбить на две основные группы:

  • Измерение параметров работы подчинённых по нормативам, установленным другими подразделениями и службами.
  • Измерение параметров работы подчинённых по нормативам, установленным лично вами при планировании работ своего подразделения.

Существует несколько этапов контроля:

  1. Установка стандартов, т.е. поддающихся измерению целей, имеющих временные границы.
  2. Этап измерения результатов.
  3. Изменение некоторых внутренних переменных, изменение стандартов или невмешательство в работу системы.

В практической деятельности используют три вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль обычно реализуется в форме определённых политики, процедур и правил.

Текущий контроль осуществляется, когда работа уже идёт, и обычно производится в виде контроля работы подчинённого его непосредственным начальником.

Заключительный контроль осуществляется, когда работа уже закончена. [19, с. 89].

Все виды контроля основываются на обратных связях и действуют на принципах: эффективности, всесторонности, непрерывности, убедительности, гласности, массовости, своевременности и экономичности.

Эффективно поставленный контроль должен обязательно иметь стратегическую направленность на достижение конкретных результатов.

Система мотивации как функция менеджмента – это эффективный инструмент менеджера. Чтобы управлять текущей ситуацией, непосредственный руководитель должен гибко и оперативно менять механизмы мотивации, подстраиваясь под текущие условия и задачи. При разработке систем мотивации надо учитывать «заказчиков» и «исполнителей» работы, за которую устанавливается оплата (кто и для кого делает работу). Мотивация включает в себя как материальный, так и нематериальный аспект. [10, с. 118]


Методы мотивации в менеджменте бывают экономического и неэкономического характера. Экономические методы заключаются в материальном стимулировании работников посредством изменения уровня заработной платы, выдачи премий или денежного вознаграждения. К неэкономическим же относятся организационные, то есть такие, которые позволяют работнику участвовать в организационной деятельности компании, и морально-психологические. [24, с. 25].

К морально-психологическим стимулам относится похвала, одобрение или же наоборот порицание, признание заслуг.

Существуют различные виды мотивации в зависимости от основного признака. Например, если признаком является группа потребностей, то мотивацию можно разделить на материальную, трудовую и статусную. [23, с. 49].

По источникам возникновения выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. В зависимости от главенствующего способа мотивации выделяют нормативную (идейное и психологическое воздействие), принудительную (власть) мотивацию и стимулирование. Мотивация как функция менеджмента нацелена на построение системы мотивации, которая одновременно учитывает цели организации, её руководства и сотрудников.

Таким образом, основные понятия менеджмента, как принципы и функции дают теоретические представления о системе менеджмента.

1.2. Теории организации системы менеджмента

Теория организации – наука, изучающая принципы, законы и закономерности возникновения организации как явления, ее эволюции, механизмы функционирования, взаимодействия ее частей и элементов между собой, а также с внешней средой для достижения намеченных и/или проектирования новых целей. [8, с. 66].

Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессионально подходить к формированию протекающих в организациях процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей.

Основы современных представлений о теории организации были заложены отечественным ученым Богдановым А. Если Ф. Тейлор формировал свои принципы управления, то Богданов А. исследовал объективные законы создания и развития организации. Эту науку он назвал «тектология», или «всеобщая организационная наука». [25, с. 62].

Основная идея тектологии состоит в тождественности природных и общественных явлений с точки зрения организационной. Каждый элемент природы или общества рассматривается как система, для которой важны отношения между частями и отношения целого с внешней средой. Все законы, закономерности и принципы едины для любых объектов, и самые разные явления объединяются между собой общими структурными связями и на основе общих правил.


Главным для тектологии А. Богданов считал;

- установление объективных закономерностей возникновения, функционирования и разрушения систем. Он полагал, что от способа сочетания любых элементов системы зависит положительное или отрицательное их функционирование. В случае, когда целое оказывается больше суммы составляющих его частей, можно говорить об организованности в системе, в противном случае речь идет о дезорганизованности. Положительность и отрицательность считаются в относительными понятиями. Выводы тектологии уникальны потому, что допускают дезорганизованность как частный случай организации. [28, с. 45].

В основе тектологии лежат понятия формирования и регулирования динамических систем. А. Богданов вводит три типа систем:

1) организованные;

2) дезорганизованные;

3) нейтральные.

По А. Богданову такая типология зависит от контекста и наблюдателя, формулируя принцип относительности в теории организации.

Организация есть поток составляющих ее независимых процессов производства, связанных циклами развития и деградации. Этот процессуальный взгляд ученого на организацию, является основой современных представлений о процессной модели организации. [29, с. 276].

Развивая понятие системности, А. Богданов рассматривал организацию как целое, которое больше суммы своих частей. Систему он понимал не как множество составляющих с определенными отношениями между ними, а как процесс или поток независимых составляющих, связанных циклами развития и деградации. Организация, по Богданову - это сеть процессов производства ее составляющих, а структура - особый пространственно-временной образ произведенных составляющих. [30, с. 117].

Сам организационный процесс имеет дело с активностями, а активности характеризуются всегда тем, что они производят изменения. Сохранение является всегда лишь результатом того, что каждое из возникающих изменений уравновешивается другим, противоположным. Действительное сохранение форм возможно только путем прогрессивного развития, без него сохранение сводится к разрушению. Само развитие как процесс сохранения возможно с учетом двух сторон: внешней среды и внутренней среды, которая состоит из активных субъектов. К процессуально ориентированным стратегиям и методам управления можно отнести методику «точно вовремя», концепцию всеобщего управления качеством и некоторые другие инструменты менеджмента.

Именно А. Богданов первым представил организацию не нечто стационарное, застывшее, а как процесс постоянных преобразований, связанных с непрерывной сменой состояний равновесия. Он подчеркивал, что только активное использование внешней среды обеспечивает сохранение системы. С точки зрения открытых систем внешняя среда смотрится как одно из главных условий существования и развития организаций, и вместе с тем. как источник неопределенности, который обеспечивает необходимое разнообразие состояний организации. Организация взаимодействует с внешней средой, но, будучи связанной с ней, адаптируется к изменениям и развивается вместе со средой. Современные концепции посттейлоровских предприятий конкретизируют давние идеи А. Богданова. [32, с. 567].