Файл: Эффективность менеджмента организации ООО «Аванта».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 211

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Развитие рыночных отношений в России изменило формы и методы управления различными предприятиями. В условиях рынка, растущей конкуренции возникает необходимость более активного использования методов менеджмента. Это обусловлено высоким уровнем неопределенности внешней среды, влияющей на увеличение рисков и потерь при принятии управленческих решений, необходимостью оптимизации использования ресурсов предприятий, повышения точности прогнозирования и планирования хозяйственной деятельности.

Актуальность работы состоит в том, что отрасли туризма и гостиничного бизнеса отрасли являются одними из самых высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Вместе с тем, возрастающая сложность современной экономической среды, в которой функционируют туристские организации, усиление конкуренции, требуют от участников рынка исключительных знаний менеджмента.

Объектом исследования является ООО «Аванта».

Предметом исследования являются организационные аспекты управления в организации.

Целью работы является оценка состояния системы менеджмента (управления) организации и разработка предложений по совершенствованию системы менеджмента организации на примере ООО «Аванта».

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, сущность, функции и принципы менеджмента.
  • изучить теории организации системы менеджмента
  • определить современные теоретические направления совершенствования системы менеджмента
  • оценить организационно-правовую характеристику организации
  • оценить основные экономические и финансовые показатели деятельности организации
  • оценить современное состояние системы менеджмента (управления) организации
  • разработать и обосновать направления совершенствования системы менеджмента (управления) в организации
  • сформировать экономическое обоснование эффективности совершенствования системы менеджмента (управления) организации

Для решения поставленных задач в работе были использованы труды российских и зарубежных экономистов и аналитиков, таких как Аакер Д., О.С. Виханский, Р. А. Фатхутдинов, П.В. Шеметов, Красильников В.И. и др.

Практическая значимость работы состоит в возможности применения результатов работы не только в деятельности предприятий гостиничного бизнеса или для создания современных гостиничных комплексов, но и при управлении практически любой предпринимательской организацией.


Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введение описана актуальность, поставлены цели и задачи исследования, подчеркнуты научная новизна и практическая значимость работы.

Первая глава описывает теоретические основы совершенствования системы менеджмента организации: понятия, сущность, функции и принципы менеджмента.

Во второй главе – практической, приводится оценка деятельности и анализ современного состояния системы менеджмента ООО «Аванта».

В третьей главе представлены основные предложения и мероприятия по разработке и обоснованию направлений совершенствования системы менеджмента в организации ООО «Аванта».

В заключении сформулированы основные выводы по выполненной работе.

В процессе исследовательской работы были применены следующие методы: анализа литературы, анализа нормативно-правовой документации по теме дипломной работы, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, сравнение, теоретический анализ и синтез, классификация и обобщение.

ГЛАВА 1. Теоретические основы совершенствования системы менеджмента организации

1.1. Понятие, сущность, функции и принципы менеджмента

Слово "менеджмент" в том виде, в котором оно повсюду существует в современном английском языке, возникло еще в дошекспировские времена в Шотландии, хотя термин имеет латинские, итальянские и французские корни. Он ведет свое прохождение от латинского manus, что означает не только "рука", но также и "власть", и "сфера полномочий".

Итальянское слово manneggiare возникло в средние века в сфере управления собственностью и коммерческими предприятиями; примерно в тот же период вошло в употребление и французское manegerie. Английское

слово manage впервые появилось в 1561 г., слово manager - в 1588 г. и слово management - в 1589 г., причем все они первоначально имели отношение к особенностям жизни в сельской местности.

То, что называется современным менеджментом, представляет, явление XX в. В США в конце XIX в. был разработан университетский курс делового администрирования, в Германии вскоре стали преподавать частично совпадающий с ним курс "бизнес-экономикс", а в Японии стали действовать высшие коммерческие курсы [3, с. 154].


Процесс менеджмента предполагает выполнение четырех основных функций: планирование, организация, мотивация и контроль, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для эффективного труда работников организации и, следовательно, достигают поставленных целей. Поэтому менеджмент – это еще и умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения работников организации. Это является основой для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом для достижения максимального результата.

Тейлор определял менеджмент как искусство знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом: «Этим искусством должна обладать определенная категория людей – менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения поставленных целей. Главная задача этих людей – это эффективное использование и координация всех ресурсов организации: капитала, знаний, оборудования, материалов, труда и информации для достижения ее целей». [12, с. 59]

В современных словарях, энциклопедиях менеджмент (от англ. to manage - управлять) – это совокупность принципов, методов, средств и стилей управления, которые применяются с целью эффективного достижения целей организации.

Предметом изучения науки о менеджменте является совокупность инструментов, позволяющих проводить эффективную управленческую деятельность. К ним могут быть отнесены законы, категории, принципы, закономерности, механизмы, модели и т.д.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и выбранное для изучения. Объектом изучения менеджмента является процесс управления в организации. [11, с. 98]

Субъектом изучения менеджмента являются работники организаций, занимающиеся управлением.

К изучению менеджмента существует три подхода: системный, ситуационный, процессный.

Принципы управления отражают теоретический идеал управления, к достижению которого необходимо стремиться, т. е. они являются критерием эффективности и обоснованности.

В принципах обобщены познанные законы и закономерности и обоснованный опыт управления. Принципы не привнесены извне, они вытекают из самой сущности общества, из уровня развития его производительных сил, культуры и тому подобного (например, японская и американская модели менеджмента) [1, с. 154].

Принцип менеджмента - это правила, основные положения, нормы, которыми руководствуются менеджеры в практической деятельности.


Возникновение современной теории управления часто связывают с именем Фредерика Тейлора, бывшего безусловным лидером всего движения научного менеджмента между 1883 и 1911 гг. [4, с. 245].

Однако в его трудах рассматриваются прежде всего проблемы управленцев низшего звена, непосредственно взаимодействующих с рабочими. Пионером в разработке принципов руководства на высшем уровне был Анри Файоль, в 1916 г. описавший 5 "элементов" и 14 "принципов" менеджмента. Работы Файоля, а также тех, кто после него писал о планировании, организации и контроле - прежде всего Джеймса Муни, Алана Рейли, Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика, - лежат в основе современной теории. Их работы объединяет стремление к составлению кодекса универсальных правил, на основании которых в каждом случае можно было бы принимать наилучшие управленческие решения. Эти правила воспринимаАвантаь ими как нечто большее, чем просто обобщение их богатого профессионального опыта. Скорее, они считали, что формулируют законы, действующие везде и всегда, подобно законам природы. [16, с. 32]

Условно открытые ими принципы можно разделить на три группы:

1. Анри Файоль - принципы, описывающие функции управления;

2. Джеймс Муни и Алан Рейли - общие принципы построения организационной структуры;

3. Лютер Гьюлик и Линдэлл Урвик - свод синтетических правил, объединяющих менеджмент, организацию и государственное управление .

Файоль рассматривал управление как процесс, имеющий место во всех без исключения организациях - военных, государственных, промышленных, коммерческих и религиозных, - вне зависимости от их характера и размера. Он выделяет шесть основных сторон деятельности, пять функций и четырнадцать принципов, которые должны воплощаться в работе управленцев высшего звена.

Основные стороны деятельности по Файолю включают:

1. Техническую: производство продукта.

2. Коммерческую: закупку товаров, продажу и обмен готовой продукции.

3. Финансовую: получение и использование капитала.

4. Обеспечение безопасности труда и собственности.

5. Ведение отчетности.

6.Управление, в котором Файоль выделяет пять функций, или типов задач, менеджера:

1) Планирование. Постановка целей, поиск путей их достижения и определение направлений, в которых должно продвигаться предприятие.

2) Организация. Конструирование и создание структуры, соответствующей целям и средствам, намеченным в ходе планирования.

3) Командование. Оперативное руководство исполнителями спланированных мероприятий.


4) Координация. Согласование и упорядочение деятельности подразделений и представителей организации, направленное на достижение наибольшей общей эффективности.

5) Контроль. Оценка эффективности в соответствии с разработанной ранее системой правил. [4, с. 156]

Таким образом, Файоль отводит основную роль функциям планирования и организации а все остальные служат их дополнением и развитием. Четырнадцать принципов предназначены для того, чтобы объяснить менеджерам, как именно им следует исполнять эти функции:

  • Разделение труда. Файоль полагал, что разделение труда всегда повышает его производительность и сокращает затраты.
  • Полномочия и ответственность [12, с. 88].
  • Дисциплина.
  • Единоначалие [2, с. 47].
  • Единство направления.
  • Подчиненность личных интересов общим.
  • Вознаграждение персонала.
  • Централизация/децентрализация [38, с. 48]
  • Скалярная цепь [5, с. 119].
  • Порядок.
  • Справедливость
  • Стабильность рабочего места для персонала.
  • Инициатива.
  • Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации.

Джеймс Муни и Алан Рейли - руководители компании "Дженерал Моторс" опубликовали свои принципы под названием "Принципы организации”. [12, с. 98]

Они утверждали, что существуют свойства организации, которые проявляются во всех без исключения группах людей, и что результативное управление возможно только за счет знания этих свойств. Свою главную задачу они видели в том, чтобы сформулировать принципы построения эффективной структуры, дополнив, таким образом, работу Файоля. И перечисляют четыре таких принципа: принцип координации, принцип иерархии ("скалярный принцип"), принцип функциональности, принцип линейного и штабного персонала. [7, с. 92].

Муни и Рейли считали - основной задачей управления является создание эффективной организационной структуры.

Так же как Файоль, Муни и Рейли (и так же, как Тейлор), Гьюлик и Урвик полагали, что существуют всеобщие законы управления, одинаково истинные для любой организации и любой ситуации.

Описывая те виды управленческой деятельности, которые наблюдаются во всех организациях, Гьюлик изобрел акроним POSDCORB, первые буквы которого соответствуют английским словам "планирование, организация, подбор персонала, командование, координация, отчетность и бюджетирование". POSDCORB задумывался как связующее звено между теорией управления и реальной управленческой практикой. [4, с. 45]

Он формулируется следующим образом:

Планирование - Организация - Подбор - Отчетность - Бюджетирование. [35, с. 59]