Файл: КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ФИРМ НА ВНУТРЕННЕМ ИЛИ МИРОВОМ РЫНКАХ ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 245

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Теоретические аспекты разработки комплекс мер по повышению уровня конкурентоспособности предприятия

1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия

1.2 Виды конкурентоспособности торгового предприятия

1.3 Методики оценки конкурентоспособности торгового предприятия

2 Анализ уровня конкурентоспособности торгового предприятия ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк»

2.1 Сравнительня характеристика ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк» по отношению к основным конкурентам

2.2 Выявление факторов конкурентоспособности предприятия

2.3 Оценка конкурентных преимуществ организации

3 Разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк»

3.1 Проект мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия

3.2 Эффективность разработанных мероприятий

Заключение

Список литературы

Необходимость оценки и повышения конкурентоспособности предприятия по той или иной ее составляющей зависит, прежде всего, от масштаба и характера решаемой проблемы, а также от уровня управления. Так, оценка и постоянная работа по повышению конкурентоспособности предложения являются частью должностных обязанностей начальников отделов сбыта и маркетинга. Однако, если решение проблемы (например, сокращение продаж) не может быть найдено только на уровне коррекции предложения – необходимо принимать меры к повышению конкурентоспособности, затрагивающие уровни потенциала (ресурсов) предприятия, а, возможно, менеджмента или предпринимательской идеи.

Таким образом, конкурентоспособность является важной интегральной характеристикой деятельности предприятия. Необходимо ориентироваться на то, чтобы конкурентоспособность предложения, располагаемых ресурсов и менеджмента предприятия были достаточны для реализации выбранной стратегии, направленной на получение желаемых результатов его деятельности.

Понятие конкурентоспособности предприятия очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия. Конкурентоспособность предприятия – это способность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях жесткой конкуренции.

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном потребительском рынке.

1.2 Виды конкурентоспособности торгового предприятия

Услуги торговли занимают заметное место в экономике страны. В последние годы в данной сфере заметно усилилась конкуренция, что вызвано как внутренними факторами развития розничной торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний и импортной продовольственной продукции.

В сложившихся условиях особое значение приобретают вопросы обеспечения конкурентоспособности торговых предприятий различных форматов, и в настоящее время конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых как в целом для народного хозяйства России, так и для отдельного предприятия.


Конкурентоспособность торгового предприятия – понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи. Сущность конкурентоспособности торгового предприятия трактуется как совокупность свойств, отличающих его от других торгующих субъектов более высокой степенью удовлетворения реализуемыми товарами (услугами) потребностей населения, эффективностью деятельности, возможностью и динамикой адаптации к условиям конъюнктуры потребительского рынка, способностью к экономическому развитию на основе реализации конкурентных преимуществ [25, с. 19].

В розничной торговле потребительскими товарами за последние годы усилилась конкуренция, что вызвано, как внутренними факторами развития торговли, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний.

В этих условиях успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных подходов, обеспечивающих его устойчивое рыночное положение. Решение проблемы повышения конкурентоспособности торговых предприятий предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ на рынке потребительских товаров.

Параметры, определяющие конкурентоспособность торгового предприятия:

  1. торгово-сбытовой потенциал (объем реализации торгового предприятия за единицу времени);
  2. финансово-кредитный потенциал (кредиторская задолженность, скорость оборота капитала);
  3. имидж предприятия – моральный капитал предприятия;
  4. товар (ассортиментная структура, товарные запасы, качество товаров);
  5. научно-технический прогресс (проводились ли научные исследования, разработки);
  6. инвестиционный потенциал;
  7. трудовые ресурсы;
  8. управленческий и информационно-аналитический потенциал;
  9. бенч-маркетинг (направление стратегического анализа) – установить вероятность успеха в предпринимательской деятельности [6, с. 110].

Для определения конкурентных позиций торгового предприятия на рынке необходимо выяснение факторов, воздействующих на возможности выигрыша или проигрыша в конкурентной борьбе. Проблема изучения классификации факторов, воздействующих на конкретные позиции организации на рынке, привлекает внимание многих ученых.

Проведенный анализ литературных источников показал, что – разные авторы в зависимости от своих научных взглядов и области рыночных исследований обосновывают разный набор факторов, определяющих конкурентоспособность хозяйствующего субъекта и товара.


Под факторами конкурентоспособности будем понимать совокупность факторов, которые определяют формальные и неформальные «правила игры» на рынке, определяют ту внешнюю среду, в которой, предстоит работать розничному торговому предприятию, и те моменты, которые оно должно учитывать при разработке конкурентоспособной стратегии своего развития.

Ряд авторов применяют подход группировки факторов, воздействующих на конкурентные позиции субъектов. В зависимости от среды, в которой они проявляются, выделяют факторы внешнего и внутреннего порядка (рисунок 1).

Внутренние факторы конкурентоспособности торгового предприятия свидетельствуют о наличии возможностей самого предприятия в сложившихся условиях на данном рынке, с учетом внешнего окружения (внешние факторы).

Внешние факторы подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия. Внешние факторы косвенного воздействия (государственное регулирование и законотворчество, уровень развития экономики и технологии, социально-демографические и культурные характеристики населения и др.) определяют условия глобальной конкурентоспособности в одинаковой степени для всех предприятий. Над внешними факторами прямого воздействия розничная торговая организация условно, с оговоркой, все-таки имеет инструменты ограниченного контроля. Сочетание этих факторов прямого воздействия (особенно поставщиков, инвесторов, конкурентов) у каждой розничной торговой организации различается и формирует локальную конкурентоспособность в зоне ее расширения на рынке.

Рис. 1. Факторы конкурентоспособности в торговле

Внешнюю среду формирования конкурентоспособности в торговле составляют:

1. Демографические факторы определяются количеством потребителей, их возрастными особенностями, уровнем образования, количеством экономически активного населения и т.д. Необходимо также учитывать динамику изменений данного фактора.

2. Правовые факторы, влияющие посредством нормативно-правовых актов, федеральных и региональных законов, регулирующих торговую отрасль.

3. Социокультурные факторы определяют количество платежеспособного населения, национальные и культурные традиции населения, уровень жизни населения, степень устойчивости контингента обслуживаемых потребителей.

4. Экономические факторы учитывают степень развития инфраструктуры рынка региона, в котором ведет деятельность торговое предприятие, специфику экономического развития региона и т.д.


5. Конкурентные факторы предполагают определение количества и плотности размещения конкурентов на рынке, а также оценку потенциальной силы конкурентов предприятия и стратегию их развития.

6. Экологические факторы (природно-климатические) учитывают безопасное взаимодействие торговых предприятий с окружающей природной средой, особенности климатических условий конкретного региона.

К внутренним факторам, влияющим на конкурентоспособность в торговле можно отнести:

1. Управленческие факторы представляют собой сложившуюся организационную структуру предприятия, являются одними из основных факторов формирования конкурентных преимуществ, обеспечивая целостность экономической системы, поскольку имеющиеся конкурентные преимущества организаций требуют постоянного их совершенствования относительно конкурентов, то есть определенный действий со стороны руководства торговой организации.

2. Финансовые факторы характеризуют соотношение имеющихся у организации собственных и заемных средств для закупки и реализации товаров, инвестиционный потенциал торговой организации, состояние деловой активности, ликвидности, финансовой устойчивости, платежеспособности организации в целом и т.д.

3. Экономические факторы разнообразны по своему составу и раскрывают особенности ведения коммерческой деятельности в организации: ассортиментная структура и его устойчивость, ценовая политика, кадровый потенциал организации, скорость обращения товаров, логистическая составляющая организации, ритмичность товароснабжения, товарооборот организации, развитие материально-технической базы организации, отношения с партнерами и т.д.

4. Международная деятельность торговой организации предполагает ориентир на экспансию на зарубежные рынки (например, стран СНГ и ближнего зарубежья).

5. Информационные ресурсы организации раскрывают степень использования продуктов научно-технического прогресса в деятельности организаций - в первую очередь, это информационные системы.

6. Качество торгового обслуживания и предоставление сопутствующих торговому процессу услуг. Потребителям предоставляется комплекс разнообразных услуг, предполагающий более полное удовлетворение покупательского спроса. Данный фактор оказывает значительное влияние на формирование имиджа торговой организации. В основе имиджа находится существующий стиль внутренних, внешних деловых и межличностных отношений [29, с. 15].

Качество услуг, оказываемых торговым предприятием, является одним из ключевых факторов конкурентоспособности предприятия торговли с точки зрения потребителя. Предприятие торговли само не производит реализуемую им продукцию, оно лишь оказывает услуги потребителям по реализации этих товаров. От качества и содержания этих услуг (а к ним относятся удобное для потребителя месторасположение, доступность товара для ознакомления, компетентность и вежливость персонала предприятия торговли и т.п.) во многом зависит величина спроса на товар при равных ценовых характеристиках у конкурирующих предприятий [5, с. 98].


С ростом конкуренции между предприятиями торговли растет уровень обслуживания покупателей, предприятия предлагают широкий круг разнообразных дополнительных услуг, облегчающих процесс приобретения товаров или делающих его приятнее и комфортнее. К таким услугам традиционно относят услуги, создающие удобства для покупателей (паркинги, камеры хранения, детские развлекательные комнаты и др.), а также услуги вспомогательного характера такие как, наличие сервисов по обмену валюты, прокату двд дисков, услуги связи и прочее.

Несмотря на разнообразие дополнительных услуг, предлагаемых торговыми предприятиями, не связанных с процессом продажи товара, для покупателя важнее всего именно те сервисы и услуги, которые позволяют максимально быстро, удобно и эффективно приобрести нужный покупателю товар.

В настоящее время наибольшая конкуренция между предприятиями розничной торговли ощущается именно в сфере оказания услуг, обеспечивающих торговый процесс. При этом зачастую реальным фактором выбора покупателем того или иного торгового предприятия остается именно уровень обслуживания в магазине. В такой ситуации торговые предприятия вынуждены искать новые пути привлечения покупателей, среди которых большое значение имеют различные технологические инновации.

1.3 Методики оценки конкурентоспособности торгового предприятия

На сегодняшний день методики оценки конкурентоспособности торговых предприятий, разрабатываются по двум основным направлениям: определения конкурентоспособности на основе экономических показателей деятельности и на основе мнения потребителей.

Один из авторов [11, с. 44] решает эту проблему и объединяет в своей методике два этих направления, при этом все показатели делятся на две основные группы:

- показатели потребительских предпочтений: ассортимент реализуемой продукции, качество реализуемой продукции, культура обслуживания, месторасположение розничного торгового предприятия, ценовая привлекательность, атмосфера розничного торгового предприятия, интегрированные маркетинговые коммуникации;

- экономические показатели: рентабельность продаж и доля рынка.

Недостатком данной методики является то, что она учитывает в себе только два экономических показателя: долю рынка и рентабельность продаж. Данные показатели не позволяют судить об уровне конкурентоспособности предприятия в полной мере. Нельзя говорить о том, что предприятие конкурентоспособно только по количеству открытых магазинов. При этом показатель рентабельность продаж может нести в себе ошибочную информацию. У сетей есть такое понятие как ложная лояльность (потребители совершают покупки в данной торговой сети т. к. она находится в шаговой доступности, но не, потому что она им нравится). Таким образом говорить о том, что сеть является конкурентоспособной можно только с учетом показателя лояльности потребителя к ней, что не учитывается автором в предложенной методике.