Файл: КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ФИРМ НА ВНУТРЕННЕМ ИЛИ МИРОВОМ РЫНКАХ ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 273
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Виды конкурентоспособности торгового предприятия
1.3 Методики оценки конкурентоспособности торгового предприятия
2.2 Выявление факторов конкурентоспособности предприятия
2.3 Оценка конкурентных преимуществ организации
3.1 Проект мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия
Введение
Актуальность темы исследования. Современный этап развития экономики характеризуется нестабильностью внешней среды, усилением конкуренции между субъектами хозяйственных отношений, сокращением жизненного цикла продуктов и услуг, что оказывает существенное влияние на эффективность функционирования предприятий.
За последние годы усилилась конкуренция как между производителями, так и между торговыми посредниками, что вызвано как внутренними факторами развития отраслей страны, так и активностью проникновения на российский рынок зарубежных компаний как в текущий момент времени, так и в перспективе. В этих условиях успех хозяйствующего субъекта напрямую зависит от достижения конкурентоспособности и реализации конкурентных преимуществ обеспечивающих его устойчивое рыночное положение.
Решение проблемы повышения конкурентоспособности предприятий предполагает выработку мер по достижению и поддержанию конкурентных преимуществ предприятий в текущий момент времени и в перспективе. В связи с этим работа, посвященная проблеме разработки комплекса мер по повышению уровня конкурентоспособности предприятия является весьма актуальной и значимой как с позиций теории, так и практики хозяйственной деятельности.
Степень разработанности темы. Общие проблемы конкурентоспособности хозяйствующих субъектов рассматривались многими отечественными и зарубежными исследователями. Вопросам конкурентоспособности предприятий и разработке мер ее повышения посвящены работы таких исследователей, как Азоев Г.Л., Андрианов В.Д., Анненков М.Е., Брук М., Вигдорчик Е.А., Голубков Е.П., Дейан А., Жигун Л.А., Завгородняя А.А., Завьялов П.И., Иванов Ю.Б., Карлофф Б., Кирцнер И., Конышова М.В., Куликов Г.В., Моисеева Н.К., Мухина Д.В., Портер М.Э., Прахад К., Райс Э., Траут Д., Рябова Т.Ф., Савин В.А., Санько Е.Г., Седерберг С., Синьков В.И., Хамел Г., Фатхутдинов Р.А., Юданов А.Ю. и др.
Цель работы: разработка комплекса мер по повышению уровня конкурентоспособности торгового предприятия ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы разработки комплекс мер по повышению уровня конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ уровня конкурентоспособности торгового предприятия ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк»;
- разработать комплекс мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк».
Объектом исследования является ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк», предмет исследования – конкурентоспособность ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк».
В работе использованы методы системного и сравнительного анализа, экономико-статистические методы исследования, методика 5 сил конкуренции М. Портера, SWOT-анализ, PEST-анализ, методика многоугольник конкурентоспособности, метод опроса.
Новизной исследования является комплексное рассмотрение вопроса повышения конкурентоспособности торгового предприятия, работающего в формате DIY («Do It Yourself» или «Сделай это сам») – строительного гипермаркета, предлагающего широчайший ассортимент товаров – от сухих смесей, бетона и фанеры до сантехники, светильников и различных предметов для обустройства и украшения дома, то есть всего, что поможет человеку самостоятельно или с помощью профессионалов осуществить ремонт в квартире и обустроить свой дом. Результаты исследования возможны к использованию в ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк» для повышения уровня конкурентоспособности предприятия.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
1 Теоретические аспекты разработки комплекс мер по повышению уровня конкурентоспособности предприятия
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность является многомерным свойством, что определяется многоаспектностью самого явления конкуренции. Это означает, что менеджмент предприятия не может сосредоточивать усилия только на одном из конкурентных факторов – они должны учитываться одновременно, с учетом взаимной зависимости и времени. Многоаспектность конкуренции также проявляется в том, что предприятия могут предвидеть поведение конкурентов, а также реагировать на одну и ту же ситуацию на рынке различным образом. Вследствие этого затрудняется прогнозирование ситуаций и долгосрочное планирование [40, с. 111].
Многие ошибки в конкурентной борьбе обусловлены сложностью самого явления конкуренции, которая далеко не всегда осознается менеджментом российских предприятий. Решение данной проблемы необходимо начать со структуризации соответствующих понятий и выявления их взаимосвязи.
Существующие определения конкурентоспособности предприятия содержат крайне разнородные элементы исследуемого явления: от продукции предприятия до эффективности использования потенциала организации. В экономической литературе можно встретить десятки различных по содержанию определений. Можно выделить три основных подхода к определению сущности конкурентоспособности предприятия. Суть указанных подходов кратко можно охарактеризовать следующим образом:
- конкурентоспособность предприятия есть конкурентоспособность его продукции;
- конкурентоспособность предприятия есть способность конкурировать;
- конкурентоспособность предприятия есть мера эффективности его деятельности.
Можно выделить ряд определений понятия конкурентоспособность предприятия.
Конкурентоспособность предприятия, зависит от того, на какого из субъектов рынка ориентировано предприятие – для потребителей – это способность удовлетворять дифференцированные потребности (решать проблемы) потребителей на основе производства товаров и услуг, превосходящих конкурентов по требуемому набору параметров и качеству; для конкурентов – способность производить товары и услуги, отвечающие требованиям мировых и внутренних рынков и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности; для инвесторов – способность использовать производственные и управленческие ресурсы для динамичного развития и расширения рынков сбыта, увеличения рыночной стоимости предприятия; для субъектов рынка – партнеров (отрасль, регион, кластер, государство) – способность производить конкурентную продукцию и создавать условия роста потенциала конкурентоспособности на основе синергетики [33, с.56].
По мнению ряда авторов, конкурентоспособность предприятия – это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукций, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей [1, с. 16].
Еще одна группа авторов считают, что конкурентоспособность фирмы во многом зависит от наличия эффективного использования сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.
Также отмечается, что конкурентоспособность – это внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капиталистического типа для расширения производства, что предполагает покрытие всех издержек производства и получение прибыли от легальной хозяйственной деятельности [33, с. 56].
Конкурентоспособность предприятия – это способность предприятия разрабатывать, производить и продавать свою продукцию на рынке по цене, обеспечивающей в полном объеме его финансово-экономических обязательств, а также количественный и качественный рост его потенциала [33, с. 57].
По мнению ряда как отечественных, так и зарубежных исследователей, термин «конкурентоспособность» – это многовариантность, которая приводит к тому, что ряд исследователей под конкурентоспособностью понимают лишь некоторые технические характеристики продукции, фирмы или отрасли; – относительность, которая проявляется в том, что конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособен на других [28, с. 18].
Еще одна группа исследователей отмечают, что конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности [33, с.57].
Некоторое авторы считают, что преимущество товарного рынка для предприятия зависит от его собственной конкурентоспособности, то есть от способности удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают его конкуренты. Предприятие конкурентно, если у него есть конкурентное преимущество: оно может отличать себя от конкурентов благодаря устойчивым отличительным качествам [16, с. 314].
Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
- качество продукции и услуг;
- наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
- уровень квалификации персонала и менеджмента;
- технологический уровень производства;
- налоговая среда, в которой действует предприятие;
- доступность источников финансирования [20, с. 24].
Конкурентоспособность является результатом, фиксирующим наличие конкурентных преимуществ.
Очевидно, что конкурентоспособность предприятия является интегральной характеристикой. Выделяют следующие основные ее составляющие:
1) конкурентоспособность предпринимательской идеи (видения). Предпринимательская идея – это предположение о целесообразности и перспективности занятия конкретным бизнесом. Предпринимательская идея включает в себя представление о продукте, потребностях клиентов, способах поддержания и развития необходимого ресурсного потенциала и способах управления предприятием. Предпринимательская идея выступает своего рода идейной платформой, на которой строится здание бизнеса. На ее конкурентоспособность существенным образом влияют личные характеристики собственника (собственников) бизнеса, например, настойчивость в достижении поставленной цели. При этом, безусловно, наиболее важным критерием конкурентоспособности предпринимательской идеи является ее эффективность с точки зрения рыночных перспектив;
2) конкурентоспособность предложения на рынке определяет так называемую текущую конкурентоспособность предприятия. Для современных маркетинговых рынков свойственна конкуренция «не того, что произведено фирмами, а того, чем они дополнительно снабдили свою продукцию в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов, финансирования, особенностей поставки, услуг по складированию и прочих ценимых людьми вещей» [1, с.56].
Отсюда следует, что понятие «предложение продукта», в отличие от понятия «продукт», включает в себя, помимо перечня потребительских характеристик, еще и описание набора сервисных услуг, а также необходимое информационное сопровождение. Это существенно расширяет рамки учитываемых при анализе конкурентоспособности факторов, определяющих окончательный выбор покупателя;
3) конкурентоспособность располагаемых ресурсов (финансовых, природных, материальных, технологических, производственных, кадровых и др.), определяет долгосрочную конкурентоспособность предприятия. В частности, платежеспособный спрос можно рассматривать как один из видов ресурсов, доступ к которому также является предметом конкуренции. Если же рассматривать общий совокупный спрос, то все предприятия, предлагающие товары или услуги на определенной территории, являются конкурентами. Наличие ресурсов позволяет компании длительное время поддерживать свои предложения конкурентоспособными. Однако ресурсные преимущества предприятия перед конкурентами приобретают практическое значение только в случае их соответствия текущим рыночным условиям;
4) конкурентоспособность менеджмента у конкурентов играет роль сравнительной характеристики его качества. В условиях конкуренции необходимо поддерживать ресурсную базу в таком состоянии, чтобы она постоянно была актуальной условиям рынка. Этот процесс, а также грамотное использование имеющихся ресурсов с точки зрения конкуренции определяются, прежде всего, конкурентоспособностью высшего руководства. Способности топ-менеджеров к принятию важнейших стратегических решений, генерации новых идей именно в том темпе, который требует рынок, и умение организовать их выполнение, готовность идти на разумный риск являются важнейшими факторами конкурентоспособности менеджмента [40, с. 112].
Прежде всего, это касается различия в квалификации, мотивации и организации управления. Однако оценка конкурентоспособности менеджмента затруднена, так как результативность работы каждого менеджера интегрируются в общий результат, который, в свою очередь, может проявляться с определенным запозданием. Значение данной составляющей конкурентоспособности особенно проявляется в условиях динамичной внешней среды и активного конкурентного противодействия.