Файл: КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ ФИРМ НА ВНУТРЕННЕМ ИЛИ МИРОВОМ РЫНКАХ ООО Холдинговая компания «Домоцентр» ОПМ «Практик-Новокузнецк».pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Сущность конкурентоспособности предприятия
1.2 Виды конкурентоспособности торгового предприятия
1.3 Методики оценки конкурентоспособности торгового предприятия
2.2 Выявление факторов конкурентоспособности предприятия
2.3 Оценка конкурентных преимуществ организации
3.1 Проект мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности предприятия
Похожую методику предлагает В. Л. Белоусов [2, с. 54-67], который так же разделяет все показатели на несколько блоков и проводит оценку конкурентоспособности предприятия с учетом экономических показателей: текущая ликвидность и обеспеченность собственными средствами. Другие же показатели, используемые в оценке, связаны непосредственно с привлекательностью товаров для потребителей.
Общую оценку конкурентоспособности предприятия торговли предложила С. В. Иванова, она учитывает в себе способность продавцов удовлетворить запросы различных потребителей продукции. В методике используются следующие коэффициенты:
- коэффициент относительной значимости привлекательности товара предприятия торговли;
- коэффициент относительной значимости привлекательности услуг предприятия торговли;
- коэффициент относительной значимости привлекательности цен предприятия торговли [11, с. 45].
Предложенная методика не учитывает экономические показатели деятельности предприятия в отличие от методик других авторов. Говоря о конкурентоспособности торгового предприятия необходимо понимать, что при оценке конкурентоспособности необходимо учитывать две группы показателей: показатели экономической деятельности и предпочтения потребителей. Нельзя проводить оценку целого объекта только с одной стороны. При этом автор использует только три составляющие конкурентоспособности предприятия: привлекательность товара, услуг и цен. Таким образом, данная методика оценивает не конкурентоспособность предприятия, а привлекательность товара.
Методики И. Ш. Джахмишева [8, с. 93], И. М. Лифица [17, с. 89], Э. А. Круга [15, с. 7] так же делают акцент на привлекательность товара, а не на привлекательность магазина в целом, не учитывая при этом экономические показатели деятельности.
Другую достаточно простую методику оценки предлагает Н. Н. Павлова [24, с. 120]. Методика основана на выявлении степени удовлетворенности покупателей магазинами. Вместе с тем, оценка конкурентоспособности торговых сетей должна предполагать сравнение с другими компаниями – конкурентами, что методикой Н. Н. Павловой не предусмотрено.
Более полную методику оценки конкурентоспособности торгового предприятия по экономическим показателям предложила Е. Н. Ялунина [41, с. 12].Она использует целую систему показателей, которые разбиваются на 4 блока:
- эффективность процессов купли-продажи товаров и услуг;
- финансовое положение хозяйствующего субъекта;
- качество обслуживания покупателей на предприятиях розничной торговли;
- оценка рыночного положения экономического субъекта.
Предложенная методика позволяет оценить внутреннюю конкурентоспособность предприятия в полной мере, но никак не учитывает мнение потребителей.
Такой автор как И. Ш. Койчакаев [18, с. 92] предлагает использовать при оценке конкурентоспособности следующие показатели:
- показатель экономической эффективности;
- показатель привлекательности предприятия;
- показатель привлекательности товаров.
Методика является более полной и позволяет проводить комплексною оценку конкурентоспособности предприятия в отличие от методик других авторов. При оценке привлекательности товаров автор использует следующие показатели: доля товаров с истекшим сроком годности, процент возврата продукции, качество упаковки и внешний вид. Данные показатели не подтверждают уровень конкурентоспособности предприятия, а отражают качество товаров поставленных поставщиками т. к. качество упаковки и её внешний вид никак не зависят от предприятия торговли, которое оказывает только услуги реализации. При этом показатели привлекательности предприятия весьма ограничены и не позволяют оценить данный коэффициент в полной мере.
Системную оценку по показателям коммерческого потенциала предприятия розничной торговли приводит М. С. Богданов [3, с. 350]. Оценка учитывает структуру потенциала по его составляющим и степени их соответствия по принципу парето-эффективности, то есть когда изменение уровня конкурентоспособности одного составляющего элемента ведет к корректировке остальных. К таким составляющим относятся следующее:
- конкурентоспособность товара (цена, качество, широта ассортимента, товары собственной торговой марки, пакет услуг);
- финансовое положение (выручка, финансовая устойчивость, величина оборота, средний чек, инвестиции);
- бренд (качество обслуживания, ребрендинг, внедрение инноваций);
- количество магазинов в сети (распределение по форматам, количество дискаунтеров, открытие новых магазинов, расширение деятельности в регионах, место размещения торговой точки);
- торговая площадь (общая площадь магазинов, ставка арендной платы, функциональная площадь, занимаемая сопутствующими товарами);
- внешняя среда.
Методика предполагает наличие таких показателей, по которым нельзя судить о конкурентоспособности: ставка арендной платы, площадь, занимаемая сопутствующими товарами, количество дискаунтеров, место размещения торговой точки. Выбранные автором показатели, достаточно трудно оценить и многие из них не имеют отношения к конкурентоспособности. При этом автор сделал предпосылку многосторонней оценки конкурентоспособности предприятия. Он оценивает как внешние, так и внутренние показатели деятельности. При этом он предложил в своей методике те показатели, которые не использовались ранее: товары под собственной торговой маркой, средний чек, бренд, расширение деятельности в регионе. Данные показатели имеют очень большое значение при оценке конкурентоспособности и должны быть учтены в ней.
Другие авторы Н. В. Маркина [6, с. 110], Л. Х. Габидуллина [7, с. 13] в своей методике делают акцент на обслуживании потребителей. Е. А. Семенычев [33, с. 91] акцентирует внимание на привлекательности товара, удобстве размещения и режиме работы. Данные методики используют при оценке факторы, которые не позволяют оценить конкурентоспособность предприятия комплексно т. к. не учитывает экономические показатели деятельности торгового предприятия.
И. Э. Сорокина [30, с. 78] и А. С. Погарская [26, с. 7] в своих методиках рассматривают: финансовую и маркетинговую сферу деятельности упуская при этом показатели внешней деятельности предприятия.
В условиях жесткой конкуренции, торговым предприятиям становится все труднее находить способы, при помощи которых они могли бы формировать отличительные черты предприятия в глазах потребителей.
Торговое предприятие может быть конкурентоспособно в двух направлениях:
1. Внутренняя конкурентоспособность предприятия, т. е. его финансовый и экономический потенциал, который не может быть оценен с точки зрения потенциального потребителя.
2. Внешняя конкурентоспособность, которая может быть оценена только непосредственно самим потребителем.
Торговому предприятию необходимо развивать конкурентоспособность непосредственно в обоих направления (рис.2).
Рис. 2. Параметры конкурентоспособности предприятия
Одна из ошибок которую совершают торговые предприятия это концентрация усилий только в одном направлении. Предприятие может формировать внутреннюю конкурентоспособность и совершенно не развивать внешнюю. При этом внешняя и внутренняя конкурентоспособность не могут функционировать отдельно друг от друга т. к. их взаимосвязь очень тесная [11, с. 44].
Параметры внешней конкурентоспособности могут быть разделены на 4 блока (рис. 3).
Рис. 3. Параметры внешней конкурентоспособности предприятия торговли
Основные параметры содержат в себе показатели первичных запросов потребителей (при выборе сети потребитель учитывает те параметры, которые доступны для его понимания). Параметры комфорта способны формировать лояльность к торговой сети на подсознательном уровне. Стимулирующие параметры привязывают к себе потребителя и удерживают его. Внешние параметры формируют имидж предприятия в целом.
Параметры внутренней конкурентоспособности необходимо учитывать при комплексной оценки конкурентоспособности предприятия торговли (таблица 1).
Таблица 1
Параметры внутренней конкурентоспособности комплексной оценки конкурентоспособности предприятия торговли
Блок А Оценка эффективности торговой деятельности |
Количество завершенных покупок |
Средний чек |
|
Коэффициент обновления ассортимента |
|
Количество наименований продукции собственного производства |
|
Темп роста товарооборота |
|
Рентабельность продаж |
|
Коэффициент установочной площади |
|
Блок Б Оценка эффективности трудовых ресурсов |
Производительность труда |
Постоянство кадров |
|
Средняя заработная плата работников |
|
Доля сотрудников с профессиональным образованием |
|
Затраты на повышение квалификации персонала |
|
Блок В Оценка рыночного положения |
Доля рынка |
Мультиформатность |
|
Количество магазинов |
|
Количество охваченных городов, территории |
|
Блок Г Оценка эффективности Финансовых показателей |
Коэффициент платежеспособности |
Коэффициент финансовой независимости |
|
Коэффициент износа основных средств |
|
Скорость обновления основных средств |
Представленная модель конкурентоспособности учитывает в себе все направления оценки по: экономическим показателям, мнению потребителей, привлекательности товара, маркетинговой деятельности.
Таким образом, конкурентоспособность в торговле оценивается как совокупность показателей эффективной работы всех подразделений, где результатом и в то же самое время фактором повышения конкурентоспособности является положительная динамика всех результативных показателей деятельности (финансовых, коммерческих, показателей качества), а также увеличение рыночной доли предприятия.
В основе формирования конкурентоспособности торгового предприятия лежит система его конкурентных преимуществ. Специалисты в области менеджмента и маркетинга по-разному трактуют понятие «конкурентные преимущества». Конкурентные преимущества можно рассматривать как отличительные качества субъекта или их сочетание, позволяющие одерживать победу над другими субъектами определенной системы в условиях взаимодействия во времени. Ж.-Ж. Ламбен подразделяет конкурентные преимущества на внутренние и внешние [6, с. 319]. Внешнее конкурентное преимущество в малой степени зависит от предприятия, а внутреннее почти целиком определяется руководством предприятия.
В оценке уровня конкурентоспособности должны учитываться ключевые факторы успеха, среди которых можно отметить показатели стратегической и текущей конкурентоспособности. При их характеристике должны быть отражены соответственно показатели качества концепции и стратегии бизнеса, местоположения, стратегического партнерства и маркетинга, основной торгово-хозяйственной деятельности, уровня оказываемых услуг, и т.п.
Ключевые факторы успеха (КФУ) - это те действия, конкурентные возможности, результаты деятельности, которые каждая фирма должна обеспечивать, чтобы быть конкурентоспособной и добиться финансового успеха [34, с. 54].
Первая группа факторов, определяющих стратегическую конкурентоспособность, включает:
1. КФУ, относящиеся к концепции и стратегии бизнеса в торговле:
2. КФУ, относящиеся к выбору местоположения торгового предприятия:
3. КФУ, относящиеся к созданию стратегического партнерства:
Вторая группа факторов, определяющих тактическую конкурентоспособность, включает:
1. КФУ, относящиеся к маркетингу;
2. КФУ, относящиеся к основной торгово-хозяйственной деятельности;
3. КФУ, относящиеся к оказанию услуг;
4. КФУ, зависящие от технологии бизнеса;
5. КФУ, относящиеся к профессиональным навыкам;
6. КФУ, связанные с организационными возможностями;
7. Прочие КФУ [30, с. 19].
Наилучший способ определения способности предпринимательской структуры к удержанию своей конкурентной позиции в торговле состоит в количественной оценке каждого из ее ключевых факторов успеха по сравнению с соперниками и каждого существенного индикатора конкурентной силы. Таким образом, конкурентоспособность торгового предприятия формируется за счет использования стратегических и тактических факторов успеха, причем роль первой группы для успешной деятельности в сфере торговли является определяющей.
Условия внутренней среды предприятия торговли регулируются через систему управления предприятием и включает в себя следующие ключевые факторы успеха [10, с. 72]:
- местоположение, логистика и технологии;
- ассортимент и товарная политика;
- использование форм реализации товаров на рынке;
- ценовая политика;
- мерчандайзинг;
- организация до- и послепродажного обслуживания;
- организация продвижения товаров на рынке;
- управление персоналом;
- управление финансовыми потоками;
- инвестирование в масштаб деятельности (торговая площадь, количество торговых точек и достигнутый товарооборот);
- управление информационными потоками.