Файл: Соотношение государства и гражданского общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ

1.1. Понятие и признаки гражданского общества в юридической науке

1.2. Теоретико –правовой анализ правового государства как наиболее важного признака гражданского общества. Проблема соотношения понятий «гражданское общество» и «правовое государство»

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РАМКАХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РФ

2.1. Основы государственной политики России, направленные на усовершенствование правовой грамотности и правосознания граждан

2.2. Сущность правосознания, правомерного поведения и правовой культуры в соотношении особенностей их проявления в современном российском обществе

3. ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ К РАЗВИТИЮ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

3.1. Правовой нигилизм как негативное социальное явление

3.2. Основные тенденции искоренения правового нигилизма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Подчеркивается множество условий распространения правового нигилизма, серди которых: и несовершенство законодательства нашей страны, несовершенство практики применения данного законодательства, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих безусловное исполнение требований закона и многое другое.

Говорится о том, что правовой нигилизм служит почвой для появления и развития многих негативных социальных явлений, среди которых: наркомания, пьянство, проституция, порнография, самоуправство и так далее. В качестве направлений противодействия правовому нигилизму, правовой неграмотности в распоряжении Президента Российской Федерации названы[20]:

1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;

2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно - методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права;

3) совершенствование системы юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и педагогических кадров в области права;

4) преобразования в сферах культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности, направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания граждан;

5) совершенствование деятельности государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания служащих государственных и муниципальных органов;

6) совершенствование деятельности в области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание эффективной системы бесплатной юридической помощи.

Стоит отметить, что в реализации данной государственной политики в тесном взаимодействии между собой участвуют федеральные и региональные государственные органы, органы местного самоуправления, а также профессиональные юридические сообщества и общественные объединения юристов.

Другим важным документом в сфере борьбы с правовым нигилизмом является приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.08.2018 № 471 «Об организации в органах прокуратуры Российской Федерации работы по правовому просвещению и правовому информированию»[21], который принят в целях совершенствования работы прокуроров по повышению правовой культуры населения.


В данном приказе отмечается необходимость максимального использования имеющегося потенциала органов прокуратуры в деле привития гражданам уважения к закону и преодоления правового нигилизма. Разъяснение законодательства в приказе рассматривается как деятельность, осуществляемая с целью правового просвещения граждан, в том числе при взаимодействии с различными общественными институтами, и считается неотъемлемой частью системы профилактики правонарушений, особенно в молодежной среде, противодействия экстремизму, ксенофобии, коррупционным проявлениям.

Прокурорам полагается сочетать пропаганду права с деятельностью по надзору за исполнением законов, а планирование работы по пропаганде права основывать на системном, глубоком анализе законодательства и практике его применения. Вместе с тем обращается внимание сотрудников органов прокуратуры о необходимости участия в проводимых государственными органами и образовательными учреждениями семинарах, круглых столах, научно - практических конференциях, парламентских слушаниях, способствующих правовому воспитанию населения.

Активно использовать чтение лекций, проведение бесед, выступление в средствах массовой информации. Взаимодействовать с общественными объединениями, привлекать к участию в правовом просвещении населения организации ветеранов и пенсионеров прокуратуры, включать в планы повышения квалификации прокурорских работников вопросы обучения методике и навыкам правового просвещения[22].

Проведенный обзор правовых актов, регулирующих деятельность органов государства в сфере правовой пропаганды и противодействия правовому нигилизму, позволяет сделать следующие выводы, что в Российской Федерации отсутствует конкретный документ, определяющий политику государства в сфере противодействия негативным правовым явлениям, в числе которых правовой нигилизм.

Вместе с тем отдельные элементы механизма противодействия правовому нигилизму закреплены в таких документах, как «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утвержденные распоряжением Президента Российской Федерации от 28.04.2011 г. № Пр-1168 и приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.09.2008 г. № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

В связи с этим видится необходимость дальнейшего формирования нормативно-правовой базы противодействия правовому нигилизму, в том числе разработка и принятие на федеральном и региональном уровнях долгосрочных целевых программ противодействия данному негативному явлению. Следует заняться разработкой комплексных действий по недопущению появления, зарождения и развитию правого нигилизма, предусматривающих меры правового, просветительского, финансового, культурного и организационного характера. Ориентироваться в борьбе с данным негативным явлением следует, в том числе, на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные нравственные ценности многонационального народа России.


2.2. Сущность правосознания, правомерного поведения и правовой культуры в соотношении особенностей их проявления в современном российском обществе

Право оказывает разнообразное воздействие на общественную действительность, формируя правовую систему, неотъемлемыми частями которой являются правосознание и правовая культура.

Правосознание занимает ведущее положение в правовой культуре, поскольку научное установление соотношения правосознания и правовой культуры имеет не только теоретическое, но и большое практическое зна­чение.

Без определения точного места правосознания в структуре правовой культуры невозможно создать и реализовать научную программу формирования и развития правовой культуры россиян в целом.

Приступая к анализу соотношения этих категорий, дадим сущностную характеристику правосознанию.

В научной литературе под правосознанием понимается совокупность взглядов, представлений, чувств и идей, выражающих отношение людей к праву. У каждого человека имеется определенное правосознание. Оно может быть разного уровня и может не совпадать с правосознанием других людей. Правильное осознание права играет значительную роль в жизнедеятельности индивида, оно определяет его поведение, юридическое мировоззрение, культуру и гражданскую позицию[23].

Попытаемся выделять признаки, характерные для российского правосознания.

Первый – утрата веры в стабильность закона.

Постоянное изменение законодательства, изменение ранее принятых законодательных актов, путем внесения поправок и коррекций ведет к закреплению представлений о произвольности законов, что формирует и отношение к праву в целом. За изменениями, происходящими в законодательстве, трудно следить даже юристу – профессионалу, не говоря уже об обывателях[24].

Во – вторых, для России характерно и отсутствие признания социальной справедливости существующих законов.


В итоговой резолюции пятой Всероссийской конференции «Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики: пятилетние итоги и перспективы конституционного партнерства» акцентировалось внимание на максимальной заинтересованности институтов гражданского общества в том, чтобы принимаемые законы соответствовали потребностям различных слоев населения[25].

Но в современной России, проведенные мониторинги правового пространства и правоприменительной практики говорят о том, что, как и широкие массы, так и профессионалы считают, что принимаемые законы характеризуются узкогрупповой адресностью.

Например, экспертиза 18 российских законов показала, что большая часть населения либо значительно теряла, либо ничего не приобретала в результате принятия этих законов.

В –третьих, массовое недоверие к беспристрастности и эффективности органов правоприменения и отсутствие веры в то, что принятые законы реально действуют.

Все это в итоге приводит к изменению индивидуального и группового правосознания не в лучшую сторону, выражаясь в негативном восприятии социальных ценностей, охраняемых правом, отношении к праву, правовым институтам, законности и правосудию в общем.

Из этого следует, что для повышения уровня правосознания людям необходимо получать достоверную и неискажённую информацию о праве и правовых явлениях.

Искаженное же правосознание зарождает склонность индивидов к совершению правонарушений и асоциальному поведению, в целом. Правовое сознание выражает оценку права на предмет его справедливости или несправедливости, строгости или мягкости, достоинств или недостатков и т.д. Эти суждения о праве есть реакция на его действие[26].

Таким образом, правосознание можно охарактеризовать следующим образом: является одной из форм общественного сознания; состоит из идей, чувств, настроений; носителями правосознания являются субъекты права; в отдельные периоды развития общества выступает формой права; есть «внутренний» механизм регулирования деятельности людей.

Структуру данного явления образуют два главнейших элемента – идеология и психология.

Идеологическая сторона правосознания — это система правовых идей и взглядов. Особенность состоит в том, что идеи оказывают воздействие на поведение и сознание людей, их образ жизни. Психологическая сторона правосознания рассматривается как исходное начало идеологической стороны. Содержанием этой стороны выступают чувства, эмоции, настроения и стереотипы, возникающие у людей в связи с существующими правовыми нормами и их реализацией. Она выражается в психологических реакциях человека или социальной группы на государство, право, законодательство.


Например, проявлением такой реакции может выступать возмущение людей каким-либо особо тяжким преступлением. Или, наоборот, испытывают удовлетворение тем, что зло наказано и законность восстановлена. Таким образом, обе стороны правосознания предполагают друг друга, так как они слагаемые одного явления.

Функции правосознания раскрывают его роль и социальное назначение в обществе. К ним относятся: оценочная, регулятивная и познавательная[27].

Оценочная функция выражается в оценке всех элементов правовой системы и правовой жизни общества на предмет соответствия определенным критериям, с помощью правосознания. Оценка может быть, как позитивной, так и негативной. Регулятивная функция выражается в действии через систему мотивов и правовых установок, которые выступают особыми регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования.

Познавательная функция заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит познание жизни – социальной или даже природной.

В зависимости от степени общности и уровню отражения, правосознание делится на различные виды. По степени общности оно может быть групповым, массовым и индивидуальным[28].

Групповое правосознание — это отражение правосознания определенных социальных общностей, например, студенчества.

Массовое – это господствующее в обществе.

Индивидуальное – это отношение к праву отдельно взятой личности. По уровню отражения выделяют обыденное, профессиональное и научное правосознание.

Обыденное правосознание – это массовые представления людей о праве и законности.

Профессиональное – это суждения и представления о праве юристов-профессионалов.

Научное – это идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права.

Правовая культура основывается на человеке и его деятельности. Она является разновидностью общественной культуры, которая отражает уровень совершенства законодательства, законности и правосознания, правовой практики, охватывающей все ценности, созданные людьми в области права.

Таким образом, на основании вышеизложенных сущностных характеристик правового сознания и правовой культуры можно сделать следующие выводы: правовая культура общества обусловлена правосознанием, правовая культура есть выражение правосознания, то есть правовая культура может быть внешне материализована.

Эти категории можно соотнести как общее и особенное, где общее — правовая культура, а особенное — правосознание. Также можно соотнести по объему. Правосознание узкое понятие по отношению к правовой культуре. По сфере существования соотносится следующим образом: правосознание существует во внутреннем сознании человека, а правовая культура находит внешнее выражение, как в правомерном поведении субъекта, так и в законодательстве.