Файл: Соотношение государства и гражданского общества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ЕГО ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПРАВОВЫМ ГОСУДАРСТВОМ

1.1. Понятие и признаки гражданского общества в юридической науке

1.2. Теоретико –правовой анализ правового государства как наиболее важного признака гражданского общества. Проблема соотношения понятий «гражданское общество» и «правовое государство»

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РАМКАХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РФ

2.1. Основы государственной политики России, направленные на усовершенствование правовой грамотности и правосознания граждан

2.2. Сущность правосознания, правомерного поведения и правовой культуры в соотношении особенностей их проявления в современном российском обществе

3. ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМ КАК ПРЕПЯТСТВИЕ К РАЗВИТИЮ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

3.1. Правовой нигилизм как негативное социальное явление

3.2. Основные тенденции искоренения правового нигилизма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Таковы, на наш взгляд, сущность гражданского общества в современном понимании, и основные правовые признаки этого явления. Каждый из этих признаков является неотъемлемым - отсутствие хотя бы одного из них влечет невозможность развития зрелого гражданского общества.

Таким образом, гражданское общество - это не просто совокупность людей, осознающих свои интересы (общие и частные) и потребности, а совокупность граждан, т. е. лиц, принадлежащих к постоянному населению конкретного государства (территории), с которым как формой организации жизни общества у человека установлена правовая связь (гражданство), а значит, последний пользуется его защитой и наделен совокупностью прав и обязанностей.

1.2. Теоретико –правовой анализ правового государства как наиболее важного признака гражданского общества. Проблема соотношения понятий «гражданское общество» и «правовое государство»

Отдельный интерес представляет для нас соотношение таких понятий как гражданское общество и правовое государство.

Одним из условий существования гражданского общества является наличие правового государства, которое строится на принципах разделения властей и многопартийной системе с реальными всеобщими выборами. Только такая система политического бытия обладает реальными естественными механизмами защиты от злоупотреблений, поскольку одна ветвь власти контролирует и удерживает от нарушений другую, а партия, находящаяся в оппозиции, изобличает нарушения, допущенные партией власти. Подобный уравнивающий характер отображает сущность роли гражданского общества в соблюдении прав человека: постоянный «здоровый конфликт» между элементами гражданского общества и государства помогает предотвратить большинство серьезных конфликтных социальных ситуаций. Именно таким образом обеспечиваются права и свободы индивида в обществе наиболее эффективно.


Рассмотрим основные признаки правового государства. Правовому государству, как необходимому условию гражданского общества, присущи следующие принципы его деятельности[15]:

1. Принцип верховенства права. Этот правовой принцип содержательно включает в себя:

а) рассмотрение всех вопросов общественной и государственной жизни с позиций примата права, закона; минимизируется влияние на общественные отношения со стороны внеправовых явлений;

б) слияние общечеловеческих морально-нравственных ценностей (разумность, справедливость и прочие) и формально-регулятивных ценностей права (нормативность, равенство всех перед законом с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой); достижение наиболее полного их слияния под эгидой правовой нормы;

в) необходимость полного и ясного правового обоснования всех решений государственных и общественных органов, что позволит сократить возможности для властного произвола;

г) в рамках правовой системы наличие в государстве системы права и системы законодательства.

2. Принцип правовой защиты человека и гражданина.

Этот принцип лежит в основе абсолютно всех взаимоотношений гражданина с государством в лице его уполномоченных органов, а также в отношениях с негосударственными общественными образованиями, другими гражданами в рамках правоотношений в самых разных сферах общественных отношений. Константный характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, которое возникло по существу из стремления человека сохранить, защитить свою жизнь, свои права и свободы.

Абсолютность этого принципа заключается в том, что все взаимоотношения индивида и объединений индивидов с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться исключительно на правовой основе. Если такие отношения выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым нарушением прав, свобод и законных интересов человека, игнорированием его нужд со стороны государства.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет специфические правовые признаки, к которым относятся:

1) Равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина (данный признак может раскрывать в готовности государства признавать ошибки и нарушения в деятельности своих органов и возмещать вред, причиненный такими нарушениями).

2) Специальный тип правового регулирования, отражающий основные направления деятельности государства.


3) Устойчивый политико-правовой статус человека и комплекс юридических гарантий его осуществления.

3. Принцип правового закона. В настоящем правовом государстве любой акт власти должен не только соответствовать внешним требованиям, но и по своему содержанию частью быть правовым. Это означает, что он обязан отражать естественную природу права, соответствовать международным нормам о правах человека, быть принятым уполномоченным органом государственной власти, в установленном законом порядке.

4. Принцип правового разделения власти. Обыкновенно в юридической науке концепция разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную воспринимается не как дележ власти и не как банальное разграничение полномочий, а как создание системы сдержек и противовесов, которые будут способствовать качественному исполнению своих обязанностей каждой ветвью власти. Однако при этом каждая власть должна удерживать две другие от внеправового, незаконного поведения, используя всю полноту своих правовых возможностей.

5. Наличие «верховной» функции государства.

«Верховной» функцией правового государства в юридической науке принято называть функцию, которая, по мнению многих правоведов, является базовой, основной, является ядром всей «правовой» сущности правового государства. Верховной, по мнению ведущих исследователей феномена правового государства, называется функция по обеспечению реальной правовой защиты свобод и законных интересов человека и гражданина[16].

Именно эта функция определяет существо всей деятельности «государственной машины». Однако наличие столь сложной системы ограничений, сдержек и противовесов в правовом государстве отнюдь не являются препятствием для здорового развития гражданского общества, общественных отношений и государства. Только правовое государство, способное нести ответственность перед гражданским обществом и обеспечивать качественное исполнение верховной функции государства, может рассчитывать на стабильный рост и уверенное развитие, на доверие со стороны гражданского общества и процветание.

Из представленных классификаций видно, что признаки гражданского общества и правового государства совпадают почти полностью или обуславливают, органично дополняют друг друга.

В связи с этим приходим к выводу, что гражданское общество и правовое государство как политико-правовые явления взаимосвязаны и взаимообусловлены.


Таким образом, нами были определены сущность понятия гражданского общества и система его основных признаков, сущность и система признаков правового государства.

Кроме того, были сделаны категоричные выводы о влиянии гражданского общества на обеспечение прав человека: только развитое гражданское общество в партнерстве с правовым государством, построенным на демократических правовых принципах и способным нести ответственность за выполнение своей верховной функции, могут обеспечить качественную правовую защиту прав и свобод человека и гражданина. Только наличие «здорового», по-настоящему развитого гражданского общества может выступать гарантом соблюдения и прав человека.

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РАМКАХ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РФ

2.1. Основы государственной политики России, направленные на усовершенствование правовой грамотности и правосознания граждан

Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркивает важность повышения уровня правовой культуры и правосознания граждан и должностных лиц государственных органов в свете дальнейшего развития в России гражданского общества[17].

Правовая культура несёт на себе не только функцию аккумулирования и наследования правовых ценностей, но и, через субъективизацию правовых ценностей, сама по себе, наряду с нормами права, выступает важным регулятором социальных отношений.

Должный уровень правовой культуры гражданского общества оказывает позитивное влияние на психологию и деятельность личности и формирует правосознание, правовую самореализацию и правовой менталитет личности. Правовая культура предполагает умение и желание личности воспользоваться своими правами и исполнить обязанности (а не просто их знание), т.е. осуществлять самореализацию, осознавать собственную ценность, проявлять уважение к законодательству и готовность ему следовать в связи с признанием его полезности и необходимости для человека, его близких и общества.


Правовая культура общества – часть  общей  культуры,  совокупность  ценностей  в  правовой  области,  отражающая  правовую  действительность  данного  общества  (законность,  правопорядок,  правовое  сознание,  состояние  законодательной  системы,  порядок  правоведческой  деятельности).

Составными элементами правовой культуры являются право (право позитивное, т.е. действующее законодательство) и правоотношения, общественное правосознание, правовое поведение, законность и правопорядок, а также правомерная деятельность индивидов, включая законотворческую, правоприменительную и прочие разновидности деятельности, имеющие отношение к правовой сфере социального бытия, образование, информация, юридическая наука, и мн. др.

Правовая культура тесно взаимодействует с духовной нравственностью и разновидностью политических культур.

Политико - правовая культура отражает степень организационно - правового функционирования институтов гражданского общества и является отражением легитимации политической системы в целом[18].

На сегодняшний день государственная политика ставит перед собой такие цели как:

1) формирование уважительного отношения к нормам права;

2) повышение юридической грамотности и осведомленности населения;

3) стимулирование законопослушания как основной модели социального поведения российского населения;

4) утверждение позитивного отношения к исполнению правовых норм и обязанностей.

Таким образом, важнейшим путем совершенствования правовой культуры российского общества признается просветительский путь.

В апреле 2011 года было подписано распоряжение Президента Российской Федерации, утвердившее Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан[19].

В данном документе отмечается, что государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи.

В пункте 10 Основ государственной политики указано, что правовой нигилизм граждан (вместе с низким уровнем правовой культуры и правосознания) является серьезной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права.