Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 2183
Скачиваний: 29
Из пяти крупнейших сегментов рынка по итогам 2018 года свои позиции в объеме суммарного портфеля снизили сегменты автолизинга (за счет подсегмента грузовых автомобилей) и строительной и дорожной техники (оба сегмента имеют наиболее короткие сроки договоров). Сегменты морских и речных судов, ж. д. техники и авиатехники свои доли увеличили.
Суммарно топ-5 сегментов по итогам 2018 года формируют 88,4% рыночного портфеля (84,4% по итогам 2017 г.).
Наибольшие темпы роста среди крупных сегментов (свыше 4% в суммарном объеме нового бизнеса) показали сегменты:
- морских и речных судов: увеличение объемов нового бизнеса в 2,3 раза (до 53 млрд руб.), доли в новом бизнесе с 2% до 4%;
- ж. д. техники: рост на 49% (до 339 млрд руб.), доли в новом бизнесе с 21% до 26%.
При этом, крупнейшим сегментом рынка пятый год подряд является автолизинг (легковые и грузовые автомобили), доля которого по итогам 2018 года составила 34,6% (34,9% по итогам 2017 года). В стоимостном выражении нового бизнеса сегмент за 2018 год увеличился на 18,6% до 453 млрд руб., из которых 245 млрд (54%) составили грузовые автомобили. Поддержку сегменту продолжали оказывать государственные программы субсидирования (размер которых снизился до 8 млрд руб. против 14 млрд руб. годом ранее), а также развития каршеринга в крупных городах и расширение таксопарков.
Третий по объему нового бизнеса сегмент – лизинг авиатехники – по итогам 2018 в абсолютном выражении снизился на 17% (до 165 млрд руб.) из-за отсутствия крупных сделок в IV квартале, доля в новом бизнесе снизилась с 18,2% до 12,6%.
Сегмент строительной техники показал прирост +24,1%, доля сегмента в объеме нового бизнеса за 2018 составила 7,5% (98 млрд руб.).
В соответствие с данными «Эксперт РА» положительные темпы роста нового бизнеса по итогам 2018 года продемонстрирова- ли 14 из 17 крупнейших рыночных сегментов (по итогам 2017 – 11 из 17).
В территориальном распределении нового бизнеса по итогам 2018 года доля новых сделок в Москве составила 37,4% (41,7% по итогам 2017 года). В тройку лидеров также вошли Центральный и Уральский ФО (11,3% и 9,9% соответственно). Суммарно на топ-5 крупнейших регионов (также входят Санкт-Петербург и Приволжский ФО) по объему нового бизнеса по итогам 2018 пришлось порядка 78% общего объема нового бизнеса (также 78% по итогам 2017 года).
Как следствие продолжающегося третий год снижения процентных ставок, в 2018 году сохранялся тренд роста доли банковских кредитов в общей структуре финансирования сделок: 63,9% по итогам 2018 года (59,9% по итогам 2017 года), также несколько увеличили свою доли авансы (13,4% против 12,1% годом ранее) и собственные средства (9,9% против 9,6%). Доля облигаций снизилась до 5,6% (10,1% по итогам 2017 года).
Несмотря на продолжившийся рост сделок с субъектами МСБ (+17% по итогам года), доля сегмента в общем объеме нового бизнеса снизилась до 47,6% (429 млрд руб.) против 48,6% по итогам 2017 года. Доля крупного бизнеса выросла с 48,0% до 50,6%.
В 2018 году продолжился рост как общего числа сделок (+20% до 230 тыс. по итогам 2018 года), так и средняя сумма сделки, которая выросла за год с 8,5 млн до 9,1 млн рублей.
ВТБ Лизинг по итогам 2018 года занял вторую позицию по объ- емам полученных платежей и третьи места по объему нового бизнеса (158,6 млрд рублей, +58,3% к 2017 году) и текущего портфеля (575,5 млрд рублей, +41,5% к 2017 году). Основные объемы нового бизнеса, как и два прошлых года, приходятся на крупные сделки в секторе авиационной техники (порядка 25% общего объема) и ж. д. техники (35%), а также автолизинг (28%).
Деятельность ВТБ Лизинг в 2018 году была направлена на активное интегрирование в операционный процесс единых практик Группы ВТБ в области развития бизнеса и оценки рисков. В условиях роста рынка компания стремилась концентрироваться на улучшении качества портфеля и усилении своих позиций в тех сегментах рынка, где она имела наиболь- ший объем и качество наработанного опыта и долгосрочных связей.
Основными конкурентными преимуществами ВТБ лизинг являются:
- лидерство на рынке по величине объема нового бизнеса;
- надежность и стабильность, гарантированные акционером Общества, сильный бренд ВТБ;
- открытость и прозрачность бизнеса по оказанию лизинговых услуг;
- максимальная приближенность к потребностям клиентов;
- индивидуальные структурированные решения, отвечающие потребностям их бизнеса;
- возможность реализации лизинговых сделок с зарубежными контрагентами (международный лизинг);
- высокая деловая репутация и профессиональный кадровый состав Общества;
- кредитный рейтинг международного агентства;
- возможность финансирования крупных сделок;
- возможности долгосрочного финансирования;
- наличие широкой региональной сети, что позволяет осуществлять реализацию проектов любого масштаба на всей территории Российской Федерации.
Важнейшей целью развития лизингового бизнеса Группы ВТБ является рост бизнеса и его диверсификация с точки зрения клиентской, отраслевой и региональной структур.
Возможности развития для ВТБ Лизинг.
В 2019 году общая динамика лизингового рынка во многом будет зависеть от макроэкономических и внешнеполитических факторов.
Таким образом, можно определить следующие драйверы роста лизингового рынка для ВТБ лизинг:
- лизинг сельскохозяйственной техники и оборудования, разработка отраслевых решений для АПК;
- автолизинг;
- оперативный лизинг;
- лизинг для среднего и малого бизнеса;
- лизинг для физических лиц;
- финансовый супермаркет, который сегодня выступает перспективной и инновационной формой развития, основной его целью является обеспечение клиентов комплексом финансовых продуктов, включающих взаимосвязанные аналитические, финансовые и консалтинговые услуги, а также услуги по страхованию, банковскому кредитованию и лизингу. В сегменте среднего и малого бизнеса возможными точками роста объемов продаж лизинговых компаний могут стать: автоматизация и оптимизация бизнес-процесса от поиска клиентов до подписания договора; проведение специальных акций совместно с поставщиками и установление льготных условий по сделкам; развитие дополнительных сервисов; внедрение систем по ведению клиентской базы; активизация маркетинговой работы и выстраивание стратегии привлечения клиентов.
В сегменте крупного бизнеса целесообразно сосредоточиться на следующих направлениях возможного роста объемов продаж: автоматизация и оптимизация бизнес-процесса от поиска клиента до подписания договора; предоставление полнофункционального лизинга; разработка продуктовых решений для отдельных отраслей и отраслевых решений; развитие компетенций сотрудников, направленных на отраслевые и специфические потребности клиентов; разработка и реализация удаленных сервисов.
Для кредитных организаций развитие лизинговых услуг в продуктовой линейке будет служить снижению рисков и диверсификации совокупного портфеля, а также содействию в активизации инвестиционного спроса в сегменте крупного бизнеса.
Факторами поддержки рынка лизинга будут являться: общеэкономический рост, повышение надежности и прозрачности лизингового рынка, планомерное снижение ключевой ставки ЦБ, снижение инфляции, сохранение инвестиционной активности в секторе государственных проектов, рост импортозамещения, Но, независимо от проводимых реформ, будущее лизинга за интеграцией с другими финансовыми услугами, развитием совместных программ с производителями предметов лизинга, в том числе автопроизводителями, и повышением стандартов клиентского сервиса.
Основные меры поддержки: законодательное разрешение передачи в лизинг программного обеспечения в составе оборудования; создание системы страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках; законодательное закрепление безусловного права изъятия объекта лизинга без судебных процедур; повышение прозрачности деятельности лизинговых компаний как участников финансового рынка, сотрудничество с рейтинговыми агентствами и организациями мониторинга; разработка нормативной базы по регулированию вопросов государственной регистрации договоров лизинга недвижимости; разрешение пробелов в законодательстве: разработка мобильных программ по расчету графиков лизинговых платежей – лизинговых калькуляторов и автоматизация лизинговой деятельности.
Таким образом, успех ВТБ лизинг зависит от общего экономического роста и инвестиционной активности, создания прозрачной и непротиворечивой нормативной базы, мер государственной поддержки и реализации инфраструктурных проектов. При этом наиболее успешными станут сегменты, где господдержка достигнет максимальных значений, такие как автотранспорт и сельское хозяйство. В настоящее время в рамках укрепления надежности финансовой системы ЦБ РФ и Минфин разработали ряд мер по регулированию лизингового рынка. При условии сохранения государственной поддержки и выполнении мер по увеличению надежности и прозрачности (в ситуации недостаточности собственных средств у большинства компаний среднего и малого бизнеса на техническое перевооружение или модернизацию) рынок лизинговых услуг сможет показать высокие темпы роста и поддерживать инновационную траекторию экономического роста.
Сегодня лизинговое финансирование является востребованным источником развития бизнеса для таких инфраструктурных отраслей, как сельское хозяйство, транспорт, связь, энергетика, строительство. Российский рынок лизинговых услуг сегодня не насыщен и, при поддержке определенных факторов, имеет высокий потенциал роста. Снижение удорожания и эффективных ставок, возможности включения страховых сумм в лизинговые платежи и предоставления сезонного или гибкого графика платежей, уменьшение минимального размера авансового платежа, расширение спектра предоставляемых услуг предопределили повышение доступности лизинговых схем в последние годы.
В современных условиях лизинг является одним из существенных факторов инновационно-технологического развития предприятий, перспективным инструментом их инвестиционной и финансовой поддержки. Он способствует ускоренной модернизации основных фондов, обновлению производственного оборудования, созданию и внедрению новых технологий. Стратегические задачи в области промышленного импортозамещения и высокотехнологичных отраслей повышают роль лизинга и определяют спрос на лизинговые услуги. Данная форма финансирования должна быть основана на реализации федеральных и региональных программ, взаимодействии государства и бизнеса, а также направлена на формирование условий создания необходимой инфраструктуры для рынка инжиниринга, обеспечение его конкурентных преимуществ и развитие инновационной экономики России.
Также стратегической целью ВТБ лизинг является лидерство в ключевых сегментах рынка (не ниже ТОП-5 по объему нового бизнеса), основной упор на наиболее привлекательные сегменты:
- автолизинг;
- железнодорожный транспорт;
- нефтегазовое оборудование.
Заключение
Лизинг как развивающаяся форма инвестиционной деятельности в Российской Федерации представляет научный и практический интерес. В связи с тем, что не существует универсального определения лизинга и его классификации, предлагается множество вариантов конкретизации понятийного аппарата в сфере лизинговой деятельности, а также проводятся исследования эффективности осуществления лизинговых операций, их преимуществ перед кредитованием и чистой покупкой.
Актуальность лизинговой деятельности в Российской Федерации обоснована тем, что, во-первых, не все предприятия могут единовременно изымать денежные средства из оборота для покупки основных средств, а во-вторых, в условиях финансовой нестабильности не все компании соответствуют требованиям кредитных организаций.
Практический интерес сопряжен с возможностью получить имущество в аренду с рассрочкой платежа [20]. В лизинговые платежи могут включаться дополнительные расходы на страхование, доставку, монтаж и другие услуги, оплачиваемые лизингодателем и закрепленные условиями договора лизинга, что позволяет пользоваться полностью готовым к использованию имуществом и уплачивать платежи за него на протяжении нескольких лет, а далее получить предмет лизинга в собственность или возвратить лизингодателю.
Проведенная оценка тенденций развития лизингового рынка ВТБ лизинг показала, что для него характерны как общие для лизингового рынка риски и пути развития, так и специфические, связанные в первую очередь с особенностями деятельности компании, ее инвестиционным потенциалом и присущими ей инвестиционными рисками.
В заключение необходимо отметить, что компания имеет огромный потенциал, значительно превосходящий сложившиеся масштабы лизинговых операций. Существует объективная необходимость активизации и использования всех имеющихся возможностей лизинга как эффективного инструмента финансирования развития экономики региона.
Развитие лизингового рынка в России имеет большие перспективы при определенных условиях. Это обусловлено как объективной потребностью в обновлении производственной базы и дефицитом собственных источников финансирования предприятий реального сектора экономики, так и более высокими требованиями и ставками кредитного финансирования. Поэтому лизинг сегодня может стать актуальным инструментом финансирования инвестиций, основой преодоления «инвестиционного голода» и обеспечения устойчивого экономического роста и развития ВТБ лизинг.