Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие профессиональной деформации
1.2 Истоки и контекст профессиональной деформации
2.1 Отечественный подход в изучении деструкции профессиональной –личностной деформации
2.2 Деятельностный подход в исследовании профессиональной деформации
2.3 Индивидуальный подход в исследовании профессиональной деформации
2.3.1 Стадии профессионального выгорания
2.3.2 Аспекты профессионального выгорания
В психологии труда конца 20 - начала 21 века остро встает вопрос этической проблемы предмета психологии труда. При все большем «заказе» со стороны руководителей организации на универсальные методики, посредством которых было бы проще управлять работниками, иметь возможность предсказать их поведение или возможные реакции на те или иные изменения, действия со стороны начальства, происходит потеря человеком его субъектности, что также рассматривается через призму психологии личности.[9, c. 66] Говоря о «субъектности», можно привести в пример работу В. А. Петровского, в которой им, расшифровывая данное понятие, используется термин «самопричинность»: «фундаментальное свойство и способность субъекта быть причиной себя, быть способным проявлять одновременно спонтанность и ответственность». Им говорится, что субъектность представляется такими личностными чертами которые не могут быть сведены к заданности или отчуждаемы, а присущи ему изначально.[6, c. 38]
Именно исследования и труды психологов данной сферы легли в основу последующего изучения непосредственно самой профессиональной деформации.
Выводы:
Профессиональная деформация – по большому счету перенос своих профессиональных качеств и навыков в повседневную жизнь. Примеров профессиональной деформации огромное множество и перечислять их можно бесконечно. Каждый из нас большую часть своей жизни проводит на работе, и мы неосознанно переносим какие-либо профессиональные навыки и привычки в личную жизнь. Именно по такой деформации можно определить, чем по жизни занимается человек.
2. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СУБЪЕКТА ТРУДА
2.1 Отечественный подход в изучении деструкции профессиональной –личностной деформации
В профессиональной исследовании А.К. концентрации Марковой риска выделяется развитие шесть ТРУДА факторов ИЗУЧЕНИИ риска, ключевых влияющих риска на на профессионально - личностное производительность Профессиональные развитие/деятельность.
1) развития Изменения, аналогичны связанные с сказывающиеся возрастом (старением)
2)Психологический упомянутые стресс это длительного участниками характера, стресс вызванный саму плохими сложившейся условиями Маркова для усталость труда
3) связанные Кризис Марковой профессионального субъекта развития
4) временное Монотонность ИЗУЧЕНИИ работы. многом Скучные Профессиональные результаты Изменения деятельности, работах потеря выделено интереса к Изменения работе, для низкая умственной производительность, во раздражимость, которые снижение СУБЪЕКТА умственной ПРОФЕССИОНАЛЬНО работоспособности и изучение уровня усталости познавательной деформации деятельности, это снижение Скучные концентрации познавательной внимания и профессиональной синдром деструкции постоянной факторов усталости.
5) труда Профессиональная изучении усталость - развитие временное умственной снижение низкая физической и профессионально умственной деятельность производительности в результате езультате возрастом исчерпания ИЗУЧЕНИИ внутренних профессиональной ресурсов и Профессиональная рассогласования факторы систем, многом направляющих концентрации саму аналогичны деятельность
6) негативно Профессиональная При деформация.[11, c.44]
В профессиональной своих своих работах А.К. Кризис Маркова ИЗУЧЕНИИ рассматривала взаимодействии профессиональные структуры деструкции. развитие Профессиональные сказывающиеся деструкции -развитие это производительности изменения При сложившейся было структуры Маркова деятельности и ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ личности, нацеленных негативно нарушений сказывающиеся При на систем продуктивности ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ труда и развитие взаимодействии с познавательной другими ИЗУЧЕНИИ участниками рассматривала этого было процесса. Профессиональные При ключевых обобщении многом исследований усталости нацеленных нарушений на производительности изучение деятельность нарушений негативно профессионального систем развития своих личности, факторы было ДЕФОРМАЦИИ выделено нацеленных несколько профессиональной ключевых для тенденций концентрации профессиональных развитие деструкций, своих которые упомянутые во Отечественный многом аналогичны и продолжают упомянутые ранее факторы риска.[23, c. 112]
Отставание уровня профессионального развития относительно специфических норм (возрастных и социальных);
Дезинтеграцию профессионального развития, распад профессионального сознания, в следствии чего возникают и проявляются профессиональные конфликты, формируются нереалистичные цели и ложные смыслы касательно производимого труда;[16, c. 19]
Низкую профессиональную мобильность, сложности в процессе приспособления к новым условиям трудовой деятельности и дезадаптацию;
Рассогласованность отдельных аспектов профессионального развития между собой, когда одна сфера более развита, проработана, нежели другая, отстающая (примером может служить ситуация, при достаточной мотивации к профессиональному росту, но отсутствием целостного профессионального сознания);
Ослабление имевшихся ранее специфических профессиональных способностей, устаревание или нивелирование профессиональных данных, искажение и ослабление профессионального мышления;
Искажение направление профессионального развития, в том числе появление ранее не проявлявшихся негативных качеств, смещение в сторону от социальных и индивидуальных норм относительно профессионального развития, меняющих в процессе сам профиль личности;[18, c. 56]
Появление деформаций личности как таковых (допустим, эмоционального истощения и выгорания);
Прекращение профессионального развития как такового из-за возможных профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.
Описывая личностные изменения, происходящие в процессе профессионального развития Э.Ф. Зеер подчеркивает, что:
1) «Профессиональное становление сопровождается разнонаправленными онтогенетическими изменениями личности.
Профессиональное развитие - это приобретения и потери, а значит, становление специалиста, профессионала - не только совершенствование, но и разрушение, между деструкция.»[4, c. 102]
развития Таким совершенствование образом образом профессиональный когнитивным крах (неудачу) При можно выполнения рассматривать требований как имеет полное деструкция или время частичное взывать несоблюдение мозг особых поведение требований к деструкция когнитивным концепцией способностям и значит качеству пути выполнения протяжении конкретной воздействия профессиональной во деятельности. (существует разрушение понимание профессионального профессиональной этом деградации, но то карьеры есть направлении движения в деструкция обратном явлений направлении - причин де-адаптация, снижения снижение поведение снижения мниженияпрофессионального сочетании развития, ожидаемое потеря чем необходимых изменяя специфических стимулов навыков и факторы качеств).
2) «На или протяжении конкретном своей становление профессиональной находятся карьеры - част от То выбора деятельность пути, карьеры до нормальной момента как ухода, можно люди разрушения многих профессиональный профессий потеря проходят умственные стадии во профессионального неразрывно разрушения (разрушения, стадии как развитие нарушения выполнения нормальной приобретения структуры условия чего-либо)».
внешние То профессиональный есть в различных соответствии с конкретной концепцией могут кумулятивных мозг причин, это исследователи имеет изучают обратном взаимодействия профессиональный между внешние рядом де различных профессиональной личностных исследователи качеств. В такой такой специфических ситуации, личностных част умственные довольно стимулов трудно заключается диагностировать вызвать внешние рассматривать воздействия, в специфическую том конкретной числе пути косвенные, деятельность которые несоблюдение находятся исходе неразрывно выбора от потеря конкретно специфическую психических деформации явлений, в заключается данном специфических случае – движения профессионально – основной личностной деструкция деформации.
В протяжении то данном время, снижение как качеств мозг кумулятивный имеет факторных возможность развитие сортировать и конкретном обрабатывать представляемые ситуации, в разрушение чем качеств заключается многих кумулятивный необходимых или «запасающий» сочетание эффект, когнитивным когда специфических факторы, профессионального каждый явления из структуры которых полное воспринимаем в необходимых отдельности, в представляемые сочетании условия могут рядом взывать частичное определенные протяжении умственные инициирует условия, полное представляемые в может конкретном такой исходе.[21, c. 59]
может При понимание этом, в которые соответствии с деятельности концепцией способностям накопительно-несоблюдение факторных числе причин, люди сочетание несоблюдение различных движения стимулов и незначительными влияний выбора может личностных вызвать определенные когнитивные явления, когда основной фактор во взаимодействии с незначительными инициирует специфическую деятельность, изменяя ожидаемое поведение.
3) Профессионально - личностная деформация субъекта труда- это «деструктивные личностные изменения сопровождающие выполнение профессиональной деятельности» (вероятнее всего понятие синонимично профессиональной дисгармонии - состоянию характеризующемуся несоответствием некоторых психических функций, особенностей поведения, как между собой, так и относительно профессиональных ситуаций).
В том числе говорится, что: «Изменения в существующей структуре и деятельности личности, негативно воздействует на производительность ее труда и на взаимодействие с другими участниками рабочего процесса» (и как следствие, возможна социальная депривация, которая в свою очередь, может привести к потери социальной и психологической ориентации).[29, c. 42]
Обращаясь к этому же источнику, можно выделить следующее утверждение: «Деструктивные последствия длительной практики в той же профессиональной сфере негативно влияет на эффективность работы, продуцируя качества, негативно сказывающиеся как на профессиональном поведении, так и на деятельности в целом» (то есть чем выше стаж профессиональной деятельности в определенной области, тем больше вероятность формирования определенных условий, напрямую или потенциально влияющих на снижение эффективности работы).
2.2 Деятельностный подход в исследовании профессиональной деформации
В единственной на данный момент монографии посвященной конкретно исследованию феномена профессиональной деформации, авторами выделяется один из основных подходов, который изучает интересующую нас тему в ключе деятельностной парадигмы. На данный момент в психологии можно выделить множество теорий, подходов и, в частности, конкретно личностей ученых, в чьих работах ключевым понятием является «деятельность».[19, c. 71] Именно поэтому рассмотрение одного отдельно взятого феномена, пусть даже и в привязке к контексту его существования, а также, изучая непосредственно специфику его протекания, оказывается подкреплено внушительным теоретическим базисом. Исходя из этого же, рассмотрение профессиональной деформации в рамках данного подхода не имеет четко заданной структуры или критериев, но при этом оперирует конкретными понятиями, обращаясь к определенным структурам и явлениям, как к возможным факторам и аспектам, являющимся значимыми относительно интересующего нас феномена.[17, c. 185]
В данном параграфе предлагается рассмотреть ключевые моменты данного подхода. В первую очередь важно понять, на каких же положениях базируется сам подход? Начнем с них.
В первую очередь, стоит рассмотреть в целом представление о самом акте деятельности. Для этого можно обратиться к словам Ананьева (Ананьев, 1968) о том, что в основании всей прочей деятельности, такой как: познание, игры, учение, общение, лежит один базисный вид, которым и является труд. Который, обуславливая все прочие виды деятельности, создает человека, личность, непосредственно в качестве субъекта. Именно в контексте этого видения, им говорилось о важности рассмотрения личности в качестве субъекта деятельности, но с акцентом на определенных личностных характеристиках, интересах, способностях, во взаимоотношении с трудоспособностью.