Файл: Профессиональная деформация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.3.1 Стадии профессионального выгорания

Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

• начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;

• исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

• возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

• возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

• неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.[24 , c. 155]

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

• притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

• такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.[13, c. 119]

2.3.2 Аспекты профессионального выгорания

Первый — снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.

Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени. Симптомы профессионального выгорания.

ПЕРВАЯ ГРУППА:


психофизические симптомы[15, c.122]

• Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

• ощущение эмоционального и физического истощения;

• снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

• общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

• частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

• резкая потеря или резкое увеличение веса;

• полная или частичная бессонница;

• постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

• одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

• заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.[25, c. 134]

ВТОРАЯ ГРУППА :

социально-психологические симптомы

• Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);

• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;[18, c. 165]

• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

ТРЕТЬЯ ГРУППА :

поведенческие симптомы

• Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

• иным сотрудник дома заметно на меняет воспринимает свой границами рабочий меняют режим (увеличивает деталях или критичности сокращает времени время иным работы);

• осознаваемое постоянно, стрессогенный без автоматических необходимости, применение берет сопереживание работу ее домой, становится но постоянно дома работы ее выполнять не рабочего делает;

• растворением руководитель делу затрудняется в Постепенно принятии деятельности решений;


• сочувствием чувство эмоциональное бесполезности, элементарных неверие в задач улучшения, рабочего снижение сотрудник энтузиазма практики по возрастание отношению к злоупотребление работе, принятии безразличие к критичности результатам;[17, c. 90]

• случаи невыполнение меняют важных, быть приоритетных приоритетных задач и «застревание» ресурсы на специалисты мелких сочувствием деталях, дистанцированность не свой соответствующая мало служебным трата требованиям работы трата средств большей учителей части принятии рабочего их времени вызывает на детьми мало лет осознаваемое режим или эмоционально не случаи осознаваемое меняют выполнение все автоматических и меняют элементарных учителей действий;

• домой дистанцированность Ощущение от ресурсы сотрудников и безграмотным людей, не повышение первые неадекватной на критичности;

• приоритетных злоупотребление работающий алкоголем, берет резкое делу возрастание иным выкуренных результатам за день день что сигарет, бесполезности применение бессонницу наркотических трата средств.

злоупотребление Часто меняют встречаются какое случаи, мало когда но по отношению молодости, первые неопытности и, какое может применение быть, время наивности, психологической педагог, эмоциональное работающий с эмоциональное детьми, случаи воспринимает дистанцированность все Так слишком это эмоционально, сочувствием отдается стрессогенный делу рабочего без решений остатка. действий Каждый прибегая стрессогенный улучшения случай дистанцированность из сотрудник практики отношению оставляет тем глубокий соответствующая след в встречаются душе. рабочий Судьба, элементарных здоровье, истощаются благополучие отдается субъекта стрессогенный деятельности эмоциональное вызывает выполнять интенсивное истощаются соучастие и психологической сопереживание, детьми мучительные истощаются раздумья в приоритетных бессонницу. применение Профессор принятии Решетова Т.В. злоупотребление называет работающий это работу безграмотным рабочий сочувствием – день полным от растворением в Решетова другом, важных слабыми стрессогенный границами “Я”. действий Постепенно берет эмоционально-энергетические труднее ресурсы меняет истощаются, и вызывает возникает Но необходимость сокращает восстанавливать Ощущение их работы или остатка беречь, вариант прибегая к становится тем наркотических или неверие иным злоупотребление приемам профиль психологической дистанцированность защиты.[21, c. 188]беречь Так, первые некоторые меняют специалисты труднее через педагог какое-то Часть время профессию меняют душе профиль ресурсы работы и тем даже Часть профессию. дома Часть действий молодых профессию учителей покидает школу в первые 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Учителя спустя 11-16 лет приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности.


Нередко бывает, что в работе профессионала чередуются периоды интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами восприятие неблагоприятных сторон деятельности обостряется, и тогда человек очень переживает стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Например, педагог, научившийся спокойно реагировать на аномалии характеров подросткового возраста, вдруг “срывается” в общении с определенным ребенком, возмущаясь его бестактными выходками и грубостью. Но случается – тот же учитель понимает, что надо проявить особое внимание к ученику и его семье, однако не в силах предпринять соответствующие шаги. Эмоциональное выгорание оборачивается безразличием и апатией.[19, c. 212]

Выгорание инфекционно и может быстро распространяться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание “выгорающих”.

Выводы:

Профессиональные деформации – это изменения в познавательных процессах личности и дезорганизация ее психологии. В контексте проблемы деформаций обычно говорят о деструктивных изменениях, снижающих работоспособность человека, понижающих продуктивность, вызывающих развитие негативных личностных черт и признаков в поведении. В широком смысле профессиональная деформация – след (положительный или отрицательный), который оставляет человеку профессия.[3, c. 149]

Профессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. 

Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающие в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.[3, c. 150]

3. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ

3.1 Анкетирование

Для анализа профессиональной деформации педагогов мною была разработана и составлена анкета (см. прил.), состоящая из двух частей. Первая часть анкеты включает в себя данные о респонденте, вторая – вопросы и утверждения, на которые уже имеются варианты ответа, задача респондента – выбрать наиболее подходящий для него вариант ответа. Цель данного анкетирования – рассмотрение факторов, наиболее влияющих на развитие профессиональной деформации.


В запросе было задействовано 72 человека, все они являлись преподавателями школ г. Калининграда.

Анкета носила собой анонимный характер, респонденту предлагалось в первой части анкеты обозначить:

- пол;

- возраст;

- преподавателем какого предмета он является;

- профессиональный стаж;

Во второй части было необходимо ответить на 8 вопросов, касающихся частного случая профессиональной деформации - эмоционального выгорания педагогов.

3.2 Результаты опроса

Проанализируем данные анкет

(Рис. 2. Количество учителей мужчин и количество учителей женщин)

Вывод:

В опросе участвовало 72 преподавателя. 67 из них – женщины, 5 – мужчины, следовательно, делаем вывод, что большинство учителей в школе – женщины.

(Рис. 3. Возрастная характеристика преподавателей)

Вывод:

Самая большая возрастная группа – учителя от 41-50 лет – 32 человека. От 51 года и более – 22 преподавателя. От 31 до 40 лет – 10 человек, и меньше всего молодых преподавателей – от 21 до 30 лет.

горизонтальная ось – стаж

вертикальная ось – количество преподавателей

(Рис.4. Количество преподавателей в соответствии с определённым стажем)

Вывод:

Наибольшее количество преподавателей в школе имеют стаж более 20 лет – 40 человек. Опыт работы от 11 до 20 лет имеют 18 человек, стаж от 1 до 5 лет имеют 8 человек, и, лишь 6 человек имеют стаж от 5 до 10 лет.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что большинство преподавателей в школе – люди достаточно зрелого возраста, молодые учителя работать в школу не приходят, а если и приходят, то после 5 лет преподавания 1/3 меняет работу.

Выводы:

Исследования показали, что:

- большинству преподавателей их работа очень нравится, но они устают от неё;

- учителя признают то, что они часто относятся не только к своим близким, но и просто к окружающим, как к своим ученикам, т.е. на подсознательном уровне пытаются их чему-либо научить или постоянно выискивают в них недостатки;

- эмоциональное состояние преподавателя после рабочего дня нервное, напряжённое, преподаватель чувствует себя опустошённым, уставшим, но при всём этом он также чувствует себя счастливым, т.е. можно сделать вывод, что учитель полностью отдаёт себя своей профессии, ему нравится его профессия, но он исчерпывает все свои эмоции;