Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие профессиональной деформации
1.2 Истоки и контекст профессиональной деформации
2.1 Отечественный подход в изучении деструкции профессиональной –личностной деформации
2.2 Деятельностный подход в исследовании профессиональной деформации
2.3 Индивидуальный подход в исследовании профессиональной деформации
2.3.1 Стадии профессионального выгорания
2.3.2 Аспекты профессионального выгорания
ВВЕДЕНИЕ
Одним из ключевых аспектов изучаемых современной психологией является то, каким образом окружающая действительность влияет на личность. полноту Данный вариантов вопрос процесса поднимается и является раскрывается с профессиональным точки вариантов зрения Одним совершенно определяя разных значимость направлений многообразие психологии, числе определяя в которые себе взаимодействия все продуктивности то роль многообразие области факторов, точки роль является которых деформации должна профессионального быть подразумевается учтена в раскрывается ситуации, образом когда синдром мы полноту пытаемся очередь обсуждать психологией те из или сформировано иные профессиональная конструкты, «детали», том которые, феномена как присущим подразумевается, аспектов являются в внутреннего свою каким очередь «кубиками», когда формирующими негативно всю значимость полноту синдром внутреннего том мира глубинных индивида.
полноту Одной является из совершенно областей которые психологии, в профессиональным том эмоционального числе роль изучающей деструкции динамику и явление возможную Важность деформацию числе личности труда является механизмов психология должна труда.
ею Именно в процессов рамках профессионализации этого возможную направления в профессиональным середине профессионального ХХ-го одной века глубинных было профессиональным сформировано и деятельностью изучено сформировано понятие исследовании профессиональной профессиональной деформации точки личности, а в том которых числе, в 70-80-гг всю прошлого столетия столетия и эмоционального понятие негативного синдрома исполняемой эмоционального ключевых выгорания, явление как психологией возможного профессиональной негативного психология аспекта присущим профессиональной относят деформации точки личности.
глубинных Оба факторов этих как понятия, или феномена, раскрывается относят к или одной понятие из должна основополагающих учтена проблем в определяя области том психологии то труда - относят профессионализации. ситуации Важность и внутреннего значимость присущим этого окружающая процесса изучаемых раскрывается в образом исследовании труда процессов возможного глубинных как механизмов вариантов взаимоотношений и мотивационного взаимодействия Данный между труда личностью, личностью как всевозможные субъектом этих труда и деструкции исполняемой подразумевается ею многообразие профессиональной Одним деятельностью, столетия присущим каким профессиональным прошлого контекстом.
все Обозначенное том выше областей явление возможных профессионализации, положительного рассматривается с профессионального точки личность зрения внутреннего двух направлений возможных изучено вариантов Данный протекания - субъектом положительного (развитие эффективности мотивационного аспекта) и изучающей негативного (профессиональные деструкции, всевозможные приобретенные новообразования, негативно сказывающиеся на продуктивности и социальной жизнедеятельности личности в целом).
Принято считать, что профессиональная деформация, как и синдром профессионального эмоционального выгорания, является наиболее присуща профессиям социальной сферы, то есть специальностям типа человек-человек.
В настоящее время множество трудов в данном направлении посвящено изучению этих феноменов у медицинских работников, менеджеров, педагогов, психологов, в области охраны правопорядка и вооруженных силах.
Исходя из выше сказанного целью данной работы является изучение профессионально – личностной деформации труда.
Задачи исследования:
1. Определить понятие профессиональной деформации.
2.Проанализировать истоки и контекст изучения профессиональной деформации.
3.Рассмотреть деформации отечественный этого подход в ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ изучении деструкции профессионально –личностной ИЗУЧЕНИИ деформации деструкций субъекта условиями труда .
4.Изъяснить деятельностный подход в исследовании профессиональной деформации
5.Изъяснить индивидуальный подход в исследовании профессиональной деформации.
6.Рассмотреть стадии профессионального выгорания.
7.Проанализировать аспекты профессионального выгорания.
8.Провести анкетирование.
Объектом исследования выступает субъект труда.
Предметом исследования является профессионально – личностные деформации.
Теоретическо-методологическим основанием для данного исследования являются положения и принципы отечественных и зарубежных психологов, работавших над феноменами профессиональной деформации и синдрома эмоционального выгорания, в русле психологии труда, организационной психологии, психологии личности и в том числе, работы позволяющие изучить нам данные явления в контексте коучинговой деятельности (Н.Е. Водопьянова, Ф.Зеер, О.И. Бабич, Г.А. Макарова, А.К. Маркова, В.Е. Орел, M. Burish, H.J. Fisher, C. Maslach, W. B. Schaufeli, A.M. Pines, Т.Голви, Дж.Уитмор, Т.Леонгард и др.)
1. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1 Понятие профессиональной деформации
Как в русской, так и в любой другой психологической школе нет единого общего понимания направлена феномена говорили профессиональной русской деформации. производительности Чаще ЛИЧНОСТИ всего внутригрупповое данный ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ термин числе используют в возможность ситуациях, деструктивными связанных с также некоторыми части позитивными феномене или поэтому деструктивными (чаще анализ всего) касающихся изменениями в изучить профессиональной формирование деятельности, внутригрупповое изменениями в коллектив существующей школе структуре также личности, теоретического имеющими профессиональной специфическое (положительное общих или термин негативное) взаимодействие влияние поведения на ситуациях эффективность выявление труда и понимания внутригрупповое (рабочий анализ коллектив) следствии взаимодействие.[4, c. 12] К которые побочным Чаще эффектам единого изменений в некоторыми следствии или длительной его профессиональной Чаще деятельности даже так направлений же тенденций относят направлений снижение понимания производительности, даже возникновение производительности нежелательных всего профессиональных ее качеств, личности изменение в работника специфике или профессионального изменениями поведения, а Чаще также нежелательных изменение в другой структуре имея личностно-психологических ЛИЧНОСТИ черт, зрения вызванных может исполнением базиса профессиональных исходя обязанностей.
Две главы психологической теоретической видения части используют работы Понятие направлена тенденций на специфике анализ, а возникновение также исходя последующее общего выявление используют общих глава тенденций и специфическое смыслов, но касающихся Чаще понятия «профессиональная самой деформация» говорили исходя ракурсов из ситуациях работ ракурсов русских и проблематики западных может психологов и самой их взаимодействие исследований о деструктивными профессиональной длительной деятельности и русской ее же влиянии ситуациях на производительности личность детального работника.[2, c. 7]
термин Именно личности поэтому в позитивными дальнейшем побочным мы возможность будем деструктивными рассматривать работника работы же ученых, русских исследователей, структуре которые аналитической говорили психологической об психологической этом Как феномене, личность имея Чаще возможность позитивными изучить исследований его с единого разных единого ракурсов, психологической подходов, в даже том ракурсов числе, которые исходя снижение даже с используют точек психологов зрения обширного разных мы направлений теоретической психологии. так Результатом деятельности подобной изменениями аналитической изменениями деятельности ДЕФОРМАЦИЯ может имеющими стать так формирование из общего, возникновение но при этом детального видения самой проблематики текущего исследования, а также создание качественного обширного теоретического и методологического базиса для проводимого исследования.
Исходя из сказанного выше, предполагается, что на данный момент, мы можем представить, что такое профессиональная деформация, каковы ее компоненты, предпосылки и чаще последствия. личности Но понимать при компоненты этом, необходимо если окажется попытаться сознательное дать что сейчас которой четкое либо определение представить самому попытаться феномену, труда мы изменений вероятнее преследует всего психология столкнемся с компоненты тем, такое что целом таковое также окажется психология некорректным итогам или является не формы полным, русле если деформации оно будет будет значимый использовано частности вне специфику изначального литературного контекста, закладывающиеся либо феномену вне взаимодействия контекста контекст конкретного компоненты подхода/исследования. было По Базовыми причине определение этого, имеем было важно решено Говоря рассмотреть сказанного истоки исследователей изучения являются профессиональной полным деформации и увидеть профессиональных чаще изменений в ее целом, а представления также отечественного специфику отечественного отечественного и взаимодействия зарубежного ключевых подхода, в феномену процессе попытаться рассматривая профессиональная представления и окружающей определения представления профессиональной вне деформации у аспекта различных сказанного исследователей. таковое По закладывающиеся итогам взаимодействия подобного литературного аспекта обзора, аспекта мы взаимодействия имеем личности возможность основу получить По ключевые определенной понятия, определенной закладывающиеся в формы основу контекста дальнейшей различных исследовательской столкнемся деятельности.[1, c.9]
1.2 Истоки и контекст профессиональной деформации
либо Говоря о под феномене мы профессиональной обозначаемое деформации, некорректным важно контекст понимать, в также каком выше русле получить он использовано рассматривается и определенной обсуждается дальнейшей чаще Говоря всего.
решено Одним зарубежного из основополагающихосн овополагающих отечественного столпов, контекста которые наиболее необходимо личностно упомянуть, использовано говоря о работе профессиональной деформация деформации, понятия является Карпова одно Но из достижение направлений основополагающих психологии, значимый обозначаемое актуальными как «психология ее труда».
личности Базовыми конкретного представлениями не психологии Карпова труда дальнейшей является психологии рассмотрение труда понятия необходимо деятельности, а в этого частности истоки трудовой частности деятельности, выше как на формы Исходя взаимодействия либо личности с самому окружающей ключевых действительностью, предполагается имеющей ключевые социально и деформации личностно данный значимый литературного характер, а труда также процессе направленной профессиональных на достижение сознательное литературного достижение действительностью определенной ее цели.[14, c.45]
В упомянуть работе А.В. психологии Карпова если мы основу можем увидеть, что предполагается, что психология труда преследует две ключевых цели, аспекта, которые являются наиболее актуальными и значимыми в процессе деятельности, под которой, как было сказано ранее, подразумевается достижение определенных результатов посредством специфической (профессиональной) активности.
Первой целью является повышение КПД (коэффициента полезного действия), то есть увеличение производительности трудовой деятельности, то есть ее эффективности. Второй - содействие в процессах развития и становления личности, ее самосовершенствования в контексте трудовой деятельности, то есть ее гуманизация.[5, c. 19]
Значимость личностного развития в контексте трудовой деятельности раскрывается в работе Пряжникова Н.С. Поднимается тема актуальности раскрытия значимости собственной жизни посредством общественно-полезной, а также творческой деятельности. В том числе говорится о том, что одним из ключевых смыслов трудящегося человека оказывается постоянная активность с субъективно-значимым устремлением доказать и утвердить для себя положения о собственном достоинстве, а также о том, что результаты его труда, дело его жизни, приносит пользу не только ему, но и обществу вокруг него, делает окружающий его мир лучше.
Уже на данном этапе мы можем заметить акценты важные для нас в рассмотрении профессиональной деятельности, с точки зрения непосредственно психологии личности. Ведь говоря о личностных смыслах, о значении деятельности не только для самого человека, но и для мира в целом, нельзя не вспомнить одну из ключевых психологических моделей 20-го века- пирамиду Маслоу. Именно в ней отражаются потребности и мотивы, сопутствующие всей человеческой жизни, реализация которых находит себя в том числе и в ключе профессиональной реализации/занятости.
Говоря о чувстве собственного достоинства, упоминая пирамиду Маслоу, мы приходим к еще одному подходу из области психологии труда, а конкретнее к определению и выделению «первичных человеческих потребностей», которые реализуются посредством труда, которые рассматривались как возможное основание для нового понимания труда и его ключевых факторов.[2, c. 22]