ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2019
Просмотров: 4527
Скачиваний: 6
Конкретные, или частные, методики, представляющие собой программы действий эксперта по выполнению конкретной экспертизы реализуются по ходу их формирования и содержатся в развернутом заключении эксперта, а также могут быть изложены в авторских публикациях эксперта.
50. Понятие экспертной технологии
Технология - это совокупность методов работы с какими-либо объектами в процессе определенной профессиональной деятельности в целях достижения ее результатов. В соответствии с этим определить экспертную технологию можно как совокупность осуществляемых в определенной последовательности операций, действий, выполняемых на основе специальных познаний, в связи с проведением исследования каких-либо объектов, являющихся вещественными доказательствами, в целях поиска ответов на поставленные перед экспертом вопросы.
Технология экспертного исследования складывается из ряда составляющих, а именно:
- знания методических основ экспертного исследования;
- структуры экспертного заключения;
- критериев оценки промежуточных данных, получаемых в ходе исследования;
- формирования убеждения эксперта в обоснованности выводов;
- формулирования окончательных выводов;
- оформления результатов экспертизы.
Как известно, производство экспертизы осуществляется на основе постановления следователя или определения суда, что является правовым основанием для ее проведения. Экспертиза назначается только после возбуждения уголовного дела.
Следователь (суд), назначая экспертизу, должен хорошо знать ее предмет, объект и быть знакомым с возможностями методики исследования и граничными условиями ее применения.
На практике это не всегда имеет место и уже с изучения постановления эксперт отмечает, например, неправильную или некорректную постановку вопроса, недостаточное или некачественное предоставление экспериментальных (сравнительных) материалов.
В первом случае эксперт с согласия следователя вынужден переформулировать поставленный вопрос так, как он его понимает в пределах своей компетенции, либо аргументировано отказаться от его решения.
Во втором случае - заявить ходатайство о предоставлении дополнительных материалов, образцов, полученных с соблюдением требований методики.
Весьма важным является и изучение на данной (первой) стадии представленных материалов: протокольных данных, фотоснимков, схем и т.п.
Правильно сформулированные задачи экспертизы, в полном объеме представленные соответствующие вещественные доказательства, сравнительные образцы и другие материалы (сведения об условиях хранения вещественных доказательств, их происхождения и т.п.) создают реальные условия для качественного проведения экспертизы и решения поставленных вопросов.
Следует отметить и некоторую специфику при назначении дополнительной и повторной экспертиз. Часто следователи назначают дополнительную экспертизу, которая по существу является первичной, повторную, являющуюся дополнительной, и наоборот. Дополнительная экспертиза может быть назначена при недостаточной ясности или полноте заключения, а также возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств. Она поручается тому же или другому эксперту.
В случае возникновения сомнений в обоснованности заключения эксперта или в его правильности, может быть назначена повторная экспертиза по тем же вопросам, поручаемая другому эксперту или комиссии экспертов.
При этом основным признаком повторной экспертизы являются те же исходные фактические данные, те же объекты исследования, что при первичной экспертизе, и решаются те же вопросы.
Если кроме тех же вопросов ставятся и новые, то такая экспертиза является одновременно повторной и новой или, возможно, дополнительной. В отличие от повторной экспертизы, дополнительная, как следует из смысла закона, назначается для разъяснения первичной экспертизы, решения вопроса по дополнительным исходным данным, для уточнения заключения, когда требуются дополнительные исследования и т.п. Как правило, такая экспертиза поручается эксперту, проводившему первичную.
Что касается повторной экспертизы, то в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, она поручается другому (им) эксперту (ам) или проводится комиссионно. В состав комиссии в ряде случаев может входить эксперт, проводивший первичную, первоначальную экспертизу, например если объект исследования частично разрушен или утрачен.
Эксперт должен иметь четкое представление о видах назначаемых экспертиз и, в случае неправильного указания в постановлении (определении), именовать ее в своем заключении такой, каковой она по существу является.
Особое место занимают комплексные экспертизы. Спецификой их является исследование, проводимое специалистами разных областей знания для решения поставленных перед экспертизой вопросов, смежных для различных родов (видов) судебной экспертизы1.
Например, в проведении экспертизы по делам о расследовании дорожно-транспортных происшествий принимают участие эксперт-трасолог, судебный медик, специалист в области применения судебно-экспертных исследований методов химии, почвоведения и т.д.
Комплексные экспертизы чаще всего назначаются в случае невозможности разрешения задач, ставящихся перед экспертизой на основе одной отрасли знаний.
При проведении такой экспертизы каждый эксперт самостоятельно проводит исследование по вопросам, относящимся только к его компетенции, и формулирует свой частный вывод.
В заключении указывается, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты установил и к каким выводом пришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплексной экспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержит описание проведенных им исследований, и несет за них ответственность. Общий вывод формулируется всеми экспертами, проводившими исследование, и подписывается ими совместно.
Немаловажное значение имеет организация проведения сложных и многообъектных экспертиз.
При производстве сложных экспертиз применяются многие методы исследования для решения однотипных вопросов. Такое исследование выполняется одним или несколькими экспертами одной специальности, но результаты оформляются в одном заключении.
Проведение многообъектных экспертиз в рамках одного рода (вида) желательно поручать группе экспертов одной специальности. Руководитель экспертного подразделения самостоятельно распределяет объекты исследования между экспертами, которые могут оформить результаты исследований отдельными заключениями, при этом соблюдая все процессуальные требования (то есть на основе проведенного им исследования и т.п.).
52. Задачи подготовительной стадии
Задачи эксперта на подготовительной стадии:
– познакомиться с постановлением, уяснить поставленные вопросы и определить их относимость к его компетенции;
– провести предварительный осмотр представленных объектов отметить, не нарушена ли упаковка, имеются ли на ней удостоверяющие реквизиты и подписи (следователя, специалиста, понятых); после вскрытия упаковки осмотреть ее содержимое, проверить соответствие вложений реквизитам;
– ознакомиться с материалами дела, прежде всего с теми, в которых отражены условия обнаружения, фиксации и изъятия объектов исследования и образцов для сравнения; убедиться в том, что на экспертизу поступили именно те объекты, которые были обнаружены или получены в ходе следственных действий;
– оценить репрезентативность и сопоставимость с исследуемыми объектами сравнительных образцов; при большом количестве представленных объектов сгруппировать их в целях более планомерного исследования;
– подготовить техническую базу исследования;
– определить порядок исследования, последовательность применения необходимых методов (методик);
– при недостаточности представленных образцов или материалов дела направить запрос о дополнительных материалах или образцах с указанием условий их получения.
53. Задачи стадии раздельного исследования.
Раздельное исследование представленных объектов. В этой стадии основная задача эксперта - выявить максимальное количество идентификационных признаков, присущих каждому объекту, исследовать все его идентификационное поле. При анализе следов-отображений идентифицируемого объекта для правильной оценки идентификационных признаков, их совпадений и различий, необходимо уяснить механизм образования этих следов. Выявленные признаки должны быть достаточно полно зафиксированы и наглядно представлены на фотоснимках, таблицах или схемах, чтобы облегчить сопоставление этих признаков в стадии сравнительного исследования и дать им правильную оценку.
На стадии раздельного исследования:
– проводится квалифицированный (с использованием технических средств) осмотр каждого объекта, составляется его характеристика по назначению, конструктивным и функциональным особенностям;
– путем применения вначале неразрушающих методов устанавливается, какие изменения произошли с объектом в результате преступного события, какие следы, фрагменты относятся к непосредственному объекту исследования;
– выявляются общие и частные признаки объекта исследования; на них отыскиваются одноименные следы, изучаются признаки последних, отмечается их устойчивость (или неустойчивость); определяется механизм и условия образования следов;
– те же операции проводятся и в отношении образцов, делается разметка признаков.
В результате раздельного исследования должно сложиться четкое представление о системе признаков, в совокупности индивидуализирующих каждый объект.
54. Задачи стадии сравнительного исследования.
Сравнительное исследование. На данной стадии эксперт сопоставляет одноименные идентификационные признаки объектов, выявляет совпадающие и различающиеся признаки (в любом случае, как при наличии, так и при отсутствии тождества, обнаруживаются и совпадающие и различающиеся признаки). Сравнительное исследование должно быть полным и детальным. Сопоставляются в деталях не только броские и наиболее характерные, но и все выявленные в стадии раздельного исследования идентификационные признаки независимо от их количества и степени выраженности. Нередко сравнение именно мелких, малозаметных особенностей позволяет эксперту сделать правильный вывод о тождестве. Достоверные результаты сравнения обеспечиваются умелым применением технических средств и методов исследования. При этом могут использоваться различные измерительные приборы, лупы, сравнительные микроскопы, специальные осветительные приборы и другие технические средства
55. Задачи стадии оценки результатов и формулирования выводов
Оценка результатов Э.и. и формулирование выводов — завершающая стадия Э.и. Оценка промежуточных результатов осуществляется на всем протяжении исследования, на этой же стадии производится окончательная оценка, определяются основания для выводов, облекаемых в форму ответов на поставленные перед экспертом вопросы. На этом исследовательская часть работы эксперта завершается. Далее следует техническая часть: составление заключения с описанием всего хода и результатов Э.и., подбор иллюстративного материала и т. п.
Судебных эксперт делает вывод о тождестве или различии лишь в результате глубокой и всесторонней оценки всей совокупности данных раздельного и главным образом сравнительного исследования. Оценка результатов сравнения и вытекающий из нее вывод составляют основной смысл идентификационного исследования с целью получения доказательства тождества.
Однако стадия оценки результатов сравнительного исследования не представляет собой этап, "жестко" отграниченный от процесса исследования, проводимого на предыдущих стадиях.
В наиболее простых случаях вывод о тождестве либо различии, который намечается в виде одной из возможных версий еще при осмотре, формируется и крепнет в стадии сравнения идентификационных признаков и окончательно складывается одновременно с окончанием идентификации. Так, например, при отождествлении лица по пальцевым отпечаткам эксперт, начав параллельное исследование и сравнение признаков папиллярных узоров, последовательно отыскивает и отмечает на экспериментальном отпечатке все четко различимые и взаимосвязанные особенности, имеющиеся в следе. Совокупность компактно сгруппированных признаков в центре узора или в районе дельты может быть признана экспертом уже в процессе сравнительного исследования достаточной для вывода о тождестве.
Иначе обстоит дело в сложных случаях, когда при совпадении большого комплекса признаков имеются отдельные различия. Тогда эксперт вновь возвращается к предыдущим стадиям
Фотосовмещение лица Ш. и черепа, послужившего основой для реконструкции внешности Ш. по черепу исследования, еще и еще раз подробно анализирует идентификационные признаки каждого из сравниваемых объектов. В результате нередко удается обнаружить именно тот признак, который ранее отмечен не был.
В некоторых случаях в стадии оценки результатов сравнения приходится производить дополнительные эксперименты, вновь сопоставляя и сравнивая признаки идентифицируемых и идентифицирующих объектов4. Сначала подвергаются оценке установленные сравнительным исследованиям различия. Задача их оценки состоит в том, чтобы выяснить происхождение, определить, не возникли ли они в результате изменения одного и того же объекта или это различия двух объектов.
Различие признаков, обусловленное неодинаковым механизмом отражения свойств, не следует смешивать с различием самих свойств сравниваемых объектов. Так, различие признаков почерка в сравниваемых подписях может быть вызвано неодинаковым способом выполнения подписей; различие следов орудий - не-
Прижизненный снимок Р., справа - фотосовмещение лица Р. и черепа одинаковым механизмом их образования; различие сравниваемых фотоснимков - неодинаковыми условиями фотографирования.
Такие различия, еще раз повторим, не следует смешивать с различием самих свойств сравниваемых объектов. Если установлено, что отличаются именно свойства сравниваемых объектов, следует выяснить, не являются ли эти различия результатом изменения одного и того же объекта за период времени, истекший с момента образования искомого объекта. Так, шрифт пишущей машинки получает повреждения в результате эксплуатации, подошва обуви претерпевает изменения в процессе носки и после ремонта, внешность человека - в результате старения, травм, болезней или операционного вмешательства.