ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 13.07.2019
Просмотров: 4510
Скачиваний: 6
84. Познавательная деятельность эксперта, ее внешние и внутренние факторы.
Познавательная деятельность. Познание - это не только процесс накопления знаний, мысленная обработка полученной информации для формирования правильного представления об определенных объектах, но и система деятельности, обеспечивающая развитие самого процесса познания. Процесс познания, являясь по своей природе объективным, в то же время связан с большим количеством факторов, со своими непосредственными задачами и целями2.
Главной задачей познавательной деятельности является получение достоверного знания, адекватно отражающего познаваемый объект. Особенность этого знания заключается в возможности проверки правильности полученных объективных знаний.
Познавательная деятельность осуществляется экспертом на основе внешних, объективных и внутренних, субъективных факторов.
Эта деятельность имеет своим содержанием поэтапное решение мыслительных задач.
Первый этап — осознание поставленного перед экспертом вопроса. Он включает изучение вопроса с точки зрения его правильной постановки, соответствия специализации эксперта. Наряду с этим устанавливается возможность или необходимость постановки и других вопросов в пределах поставленной задачи для получения наиболее полной информации об объекте исследования.
Второй этап - анализ условий задачи. Этот этап включает выяснение, всей ли необходимой совокупностью данных эксперт располагает или необходимо провести поиск еще и других данных; определение связей между условиями задачи и ее требованиями. Завершается этап выработкой плана решения задачи. Эксперт проводит осмотр и предварительное исследование представленных объектов, определяет необходимость дополнительных материалов, например образцов для сравнения,
выбирает оптимальную методику исследования, определяет виды исследований, которые ему необходимо будет провести.
Третий этап - само решение мыслительной задачи. Эксперт выполняет запланированные им исследования, анализирует их результаты и формирует убеждение в правильности достигнутого решения поставленной задачи.
В ходе экспертных исследований возникает два типа задач: задачи, включающие в себя формализованные признаки, и творческие задачи, в которых такие признаки отсутствуют1.
К первому типу относятся задачи, в которых эксперт на основе опыта, профессиональных знаний и выработанных на их основе расчетов, алгоритмов; узнает одну из известных ему схем решения задачи. К таким типам задач относятся вопросы, решаемые при производстве дактилоскопических и ряда других традиционных криминалистических экспертиз.
К второму типу относятся задачи, для решения которых знания методики проведения экспертизы само по себе еще не достаточно (проблемная ситуация). Это задача эвристического типа, для решения которой эксперт на основе специальных познаний и опыта должен сам определить, какие действия ему необходимо провести.
Эвристическое мышление дает возможность выявить в предметах, входящих в проблемную ситуацию, слабо выраженные или скрытые (латентные) признаки. Решение творческой (эвристической) задачи заключается в том, чтобы обнаружить (выявить) эти скрытые свойства. Такой подход имеет место при производстве почерковедческих экспертиз, особенно подписей, когда эксперту на основе выявленных им отдельных частных признаков удается предопределить вывод о выполнении их определенным лицом, образцы почерка которого представлены для сравнения.
В познавательной деятельности судебного эксперта значительную роль играет моделирование в целях «замещения» исследуемого объекта его моделью как более доступной для исследования.
Моделирование представляет собой научный метод исследования предметов и явлений действительности через построение их моделей, способных в определенных отношениях представлять изучаемые объекты и давать о них новое знание1. Данный метод применяется в тех ситуациях, когда объект исследования или недоступен, или трудно доступен для непосредственного познания, или нет возможности изучить свойства исследуемого объекта в чистом виде. Так, при производстве трасологических экспертиз предметом исследования становятся чаще всего модели (отображения) исследуемых вещественных доказательств. И уже с моделями, а не с самими вещественными доказательствами, осуществляются эксперименты в целях познания механизма следообразования.
Важную роль в познавательной деятельности судебного эксперта играет наблюдение, непосредственной основой которого является восприятие. Психология определяет наблюдение как «...длительное целенаправленное восприятие какого-либо объекта, проводимое по определенному плану с последующим анализом и обобщением полученных данных»2.
85. Конструктивная деятельность эксперта, ее этапы.
Конструктивная деятельность эксперта заключается в планировании им своей работы. В процессе планирования предварительно создается деятельность в представлениях планирующего, которая позднее осуществляется в реальных действиях
1. В планировании, как необходимой предпосылке любой деятельности, участвуют все познавательные психические процессы, в частности восприятие, память, воображение, мышление и т.д.
Конструктивная деятельность эксперта включает в себя планирование:
- содержания предстоящих исследований;
- последовательности и методики исследований;
- необходимых экспериментов
2. Планирование, осуществляемое экспертом в процессе конструктивной деятельности, может быть подразделено на перспективное, текущее и планирование производства конкретной экспертизы. Перспективное планирование осуществляется в рамках общего плана экспертного учреждения, в котором работает эксперт. Текущее планирование осуществляется экспертом с учетом находящихся в его производстве экспертиз и других заданий. Обычно оно охватывает сравнительно небольшой период времени (неделя, месяц). Планирование производства конкретной экспертизы включает ряд этапов.
Первый этап — ознакомление с постановлением о назначении экспертизы и установление принципиальной возможности ее выполнения с учетом специализации, компетентности эксперта, достаточности представленных материалов.
На втором этапе эксперт определяет, когда он сможет приступить к данной экспертизе, обеспечен ли он необходимыми для ее производства техническими средствами.
На
третьем этапе
с учетом принятых стадий выполнения
данной экспертизы и требованиями
методики исследования данного рода,
вида объектов намечается последовательность
и характер необходимых
исследований.
86. Организационная
деятельность эксперта
Организационная
деятельность при производстве экспертиз
состоит в организации экспертом своего
собственного труда, обеспечении
реализации принятых планов и решений.
Этот этап важен в связи с тем, что на
проведение экспертизы нормативными
документами установлены определенные
сроки (до 2-х недель), кроме того, в
производстве эксперта может быть
одновременно несколько экспертиз и
нужно правильно определить очередность
их проведения.
87. Коммуникативная деятельность эксперта.
Коммуникативная
деятельность. Труд эксперта носит
индивидуальный характер, и коммуникативный
вид деятельности проявляется у него в
меньшей степени, чем, например у
следователя, оперативного работника
и др. Тем не менее этот вид деятельности
экспертов наиболее отчетливо проявляется
при производстве комиссионных или
комплексных экспертиз, реализуется
в сфере их познавательной деятельности
и характеризуется не только взаимным
обменом информацией, но и совместным
ее получением в результате необходимых
исследований. Изучение психологической
структуры судебно-экспертной
деятельности является необходимой
предпосылкой для понимания
психологической природы и процесса
формирования внутреннего убеждения
эксперта.
88. Внутреннее убеждение эксперта и особенности его формирования.
Внутреннее
убеждение эксперта является субъективным
результатом его психологической
деятельности при производстве экспертизы.
Оно основывается на объективных
результатах проведенного им исследования1.
Внутреннее убеждение, по определению
П.Ф. Пашкевича, «есть чувственное
выражение того, что мы познали предмет,
что имеются достаточные доказательства
истинности наших знаний о предмете»2.
По своему характеру убеждение эксперта
- весьма сложное и многогранное
образование. Оно имеет ряд тесно связанных
между собой аспектов, в частности
гносеологический, логический и
психологический3. Гносеологический
аспект означает, что убеждение эксперта
представляет собой отражение в его
сознании предмета исследования в
соответствии с характеризующими его
свойствами, которые он установил, выявил
в результате исследования объектов,
представленных на экспертизу. Оно
включает гносеологическую и психологическую
стороны1. Гносеологическую познавательную
сторону определяют знание экспертом
природы изучаемого объекта и его
представления о закономерностях
существования и проявления свойств
объекта, соответствующие действительности.
Однако всякое знание неизбежно
окрашивается эмоционально-волевыми
элементами, что связано с желанием
и стремлением понять изучаемое явление,
факт. Поэтому знание об объекте
воспринимается и оценивается каждым
экспертом внутренне («для себя»), как
личная уверенность, убеждение, которые
служат опорой в практических действиях
эксперта и формулируемых им выводах по
результатам исследования. Внутреннее
убеждение эксперта формируется
постепенно, складываясь на протяжении
всего исследования. Оно базируется
на специальных знаниях эксперта и
предопределяется получаемыми результатами.
Внутреннее убеждение является результатом
познавательной деятельности эксперта.
Оно означает свободу, автономность в
формировании своего отношения к
результатам исследования и изложению
выводов. Эксперт должен быть уверен,
что использованные им методы позволили
объективно и правильно установить
особенности объектов экспертизы и что
его выводы логически вытекают из
них, а сделанное на их основе заключение
является единственно возможным2. Однако
само по себе внутреннее убеждение не
может служить достаточным основанием
истинности выводов, достоверности
устанавливаемых экспертом фактов, оно
должно строиться на результатах
исследования. Несмотря на свой субъективный
характер, внутреннее убеждение
основано на фактах объективной реальности
и поддается соответствующей проверке.
Субъективная оценка эксперта протекает
в соответствии с законами и приемами
логики, понятиями и методическими
положениями науки криминалистики. Таким
образом, внутреннее убеждение предполагает
единство объективных и субъективных
моментов. Содержание его — это
преломление общих теоретических
положений и эмпирических наблюдений
при оценке конкретных результатов
исследования, подведении итогов
экспертизы и формулировании выводов.
Оно основывается на объективных данных
исследования, и при этом учитываются
возможности методов экспертизы и
технических средств, конкретные
результаты их применения1. У эксперта
имеется возможность проверить результаты
своих предварительных сведений путем
использования инструментальных
методов и средств эксперимента,
который позволяет убедиться в достоверности
выводов. На отдельных этапах исследования,
применяя инструментальные методы и
средства, эксперт всегда ставит
частные конкретные задачи. Поэтому
совпадение положений цели и полученного
результата является важнейшим элементом
проверки правильности ранее сделанных
частных выводов и общего заключения
эксперта по поставленному вопросу.
В последующем эксперт использует
такое сопоставление и соответствие
результатов в качестве основы для
оценки данных, получаемых при
производстве других экспертиз. В
логическом плане убеждение субъекта,
как правило, представляет собой
выводное знание, результат его творческих
суждений и умозаключений об установленных
в процессе исследования свойствах и
особенностях объектов экспертизы.
Логический компонент убеждения эксперта
непосредственно связан с психикой
человека, представляя собой одну из
разновидностей его мыслительной
деятельности в форме умозаключения.
С точки зрения психологической, убеждение
эксперта представляет собой
органическое сочетание объективных
и субъективных факторов. Объективные
факторы заключаются в том, что сознание
эксперта правильно отражает действительность
и сформировавшееся у него чувство
уверенности в правильности этого
базируются на проведенных им исследованиях,
выполненных в соответствии с методиками,
разработанными на основе закономерностей
науки, специалистом которой он является.
Психологический аспект проявляется в
том, что деятельность эксперта
неразрывно связана с его волей, эмоциями,
интеллектуальной активностью. Убеждение
эксперта отражает присущие ему как
личности особенности высшей нервной
деятельности, характеризующие его
психические процессы и направленность.
Убеждение эксперта в психологическом
плане представляет собой сформировавшееся
у него психическое состояние уверенности
в том, что изложенные в его заключении
выводы о результатах исследований,
проведенных на основе его специальных
познаний, отражают объективную
реальность или же что современный
уровень науки либо недостаточность
материалов не позволяют дать категорический
ответ на поставленный вопрос или решить
его1. Экспертное исследование является
творческим процессом, в котором
важнейшее место принадлежит таким
психологическим факторам, как восприятие,
запоминание, представление, а также
существенное значение в характеристике
этого процесса имеют логические
операции и интеллектуальные чувства.
К интеллектуальным чувствам относится,
в частности, чувство удовлетворенности
при уясненных результатах исследования
и неудовлетворенности, если оно не дало
ожидаемых результатов. В процессе
исследования большое значение имеет
интуиция эксперта и другие виды
эвристического мышления, как компоненты
его познавательной деятельности.
Эвристическое мышление особенно значимо,
когда исследуемая связь явлений еще
полностью не выявлена, но у эксперта
возникает предположение о характере
этой связи, не являющееся логическим
результатом перебора всех возможных
вариантов такой связи. Это положение
базируется на интуиции эксперта, т.е.
на чутье, проницательности, непосредственном
постижении истины без логического
основания, основанное на предшествующем
опыте1. Оно является основанием для
построения гипотезы, проверка которой
должна либо подтвердить, либо опровергнуть
правильность предположения. Одним
из интеллектуальных чувств, способствующих
формированию экспертного убеждения,
является сомнение, которое особенно
интенсивно проявляется в тех случаях,
когда проверяемые экспертные версии
сталкиваются с противоречащими им
фактами. Сомнение побуждает эксперта
к дальнейшей проверке полученных
фактических данных, к выдвижению и
проверке новых гипотез для того,
чтобы убедиться в правильности своих
выводов или опровергнуть их. Следующим
элементом процесса формирования
убеждения является мыслительная
деятельность эксперта в виде логических
операций, в результате которых он
приходит к умозаключениям о значении
выявленных особенностей, признаков и
свойств объектов экспертизы для ответа
на поставленные вопросы. Оценка экспертом
результатов исследования объектов
экспертизы является весьма сложным
мыслительным процессом, в котором
реализуются предшествующие этапы
его познавательной деятельности. Вывод
эксперта, отражающий его убеждения,
формируется в виде оценочного суждения
о значении информации, полученной
об объекте экспертного исследования
и умозаключения, сделанного на ее основе.
И хотя оценка результатов исследования
осуществляется экспертами, имеющими
различные способности, опыт работы
и психические качества, она должна быть
основанной на одинаковых для них как
специалистов научных положениях и
объективных данных, выявленных путем
анализа, сравнения, синтеза и других
методов, применяемых в логике при
построении выводов. А.Р. Шляхов отмечает,
что «синтез результатов исследования
может и должен быть у экспертов
принципиально одинаковым, объективным,
независимо от их личного опыта и
субъективных возможностей». Хотя
психологический процесс возникновения
у эксперта уверенности в правильности
своих выводов основан на объективных
данных исследования и их оценке в
результате логических операций и
умозаключений, на данный процесс
могут оказать воздействие факторы, не
имеющие непосредственного отношения
к исследуемым объектам. Эти факторы
могут побудить эксперта усомниться в
собственных выводах или принять
неправильное решение. Прежде всего, это
внушение, представляющее собой такое
психологическое воздействие на человека,
в результате которого он некритически,
как свои собственные, воспринимает
мысли и свойства другого. Такое воздействие
подразделяется на прямое и косвенное.
Для последнего характерно то, что
косвенное воздействие не всегда
осознается не только тем, на кого оно
оказывается, но и воздействующим на
эксперта лицом. Такое воздействие может
явиться результатом беседы эксперта
со следователем, который сообщает ему,
что вопрос, подлежащий исследованию,
уже решен с помощью других доказательств
и эксперт своим заключением только
подтвердил это. Непреднамеренным
внушением может оказаться и беседа с
более опытным экспертом, к которому
данный эксперт обратился за советом.
Мнение более опытного эксперта полезно,
но оно должно основываться на совместном
изучении материалов конкретной
экспертизы, а не просто мнении более
опытного коллеги, исходящего из его
практики проведения подобного
исследований. На формирование убеждения
может оказать отрицательное влияние
и подражание, когда, вместо того, чтобы
самостоятельно прийти к определенному
выводу, недостаточно добросовестный
или опытный эксперт начинает изучать
заключения по аналогичным экспертизам
и, механически подражая им, строить свои
выводы. Эксперт в начале исследования
изучает материалы дела. Влияние знакомства
с этими материалами может оказать
существенное влияние на формирование
убеждения, поскольку в нем содержатся
оценочные суждения и фактические
сведения о значении для расследования
тех объектов, которые направлены на
экспертизу. В таких случаях эксперт
может прийти к выводу не на основании
своих специальных познаний, а в результате
общей оценки материалов дела1. Поэтому
для обеспечения нормального процесса
формирования убеждения эксперта
достаточно ознакомить его с материалами
дела только в тех пределах, которые,
относятся к объекту экспертизы или
обстоятельствам, которые могут помочь
эксперту в его исследованиях, в частности
объяснить происхождение отдельных
признаков и свойств исследуемых объектов,
имеющих значение для правильной оценки
результатов экспертного исследования1.
Косвенным внушением может быть воздействие
на эксперта выводов, полученных при
помощи ЭВМ, если они воспринимаются им
без надлежащей проверки. В заключении
эксперта находит свое отражение не
только сформировавшееся у него убеждение,
но также раскрывается процесс его
формирования. В исследовательской части
заключения должны найти свое отражение
данные о примененных методах исследования,
о полученных с их помощью результатах
и сделанных на этой основе выводах,
чтобы при необходимости можно было их
проверить. В заключительной части
сформированные выводы должны логически
вытекать из исследовательской части
заключения и являться словесным
выражением убеждения эксперта. В
завершение рассмотрения вопроса о
природе внутреннего убеждения,
особенностей его формирования и факторах,
влияющих на этот процесс, необходимо
подчеркнуть, что его базисом является
процессуальная самостоятельность
эксперта как по отношению к органу,
назначившему экспертизу, так и по
отношению к руководителю экспертного
учреждения. Процессуальная самостоятельность,
независимость эксперта являются важной
гарантией свободы его внутреннего
убеждения, а следовательно, и гарантией
принятия соответствующего этому
убеждению решения. Она также является
гарантией объективности его заключения.
Таким образом, убеждение эксперта
складывается из многих факторов. Оно
основывается на проведенном исследовании,
изучении представленных образцов,
экспертных экспериментах и, при
необходимости, материалов дела.
Эксперт анализирует весь технологический
процесс, иллюстрации выявленных, в том
числе совпадающих признаков, удостоверяется,
насколько они наглядны и убедительны
для восприятия участниками судопроизводства
и подтверждают ли достоверность
сформулированных выводов. Свое
познавательное и оценочное суждение
эксперт строит: - на выдвижении рабочих
гипотез; - на правильности решения им
задачи в объеме его специальных познаний
и существующих методик ее решения;
- на обоснованности и надежности выбранных
методов, технических средств и
правильности их использования.
89
Экспертные ошибки
Экспертные ошибки - это не соответствующие объективной действительности суждение эксперта или его действия, которые не приводят к цели экспертного исследования и являются результатом добросовестного заблуждения.
Экспертные ошибки неоднородны и могут быть разделены на три класса:
ошибки
процессуального характера;
гносеологические
ошибки;
деятельностные (операционные)
ошибки.
1.
Ошибки процессуального характера
нарушение
экспертом процессуального режима и
процедуры производства экспертизы;
выход
эксперта за пределы своей
компетенции;
выражение экспертной
инициативы в не предусмотренных законом
формах;
самостоятельное собирание
материалов и объектов экспертизы;
обоснование
выводов материалами дела, а не результатами
исследования;
осуществление не
санкционированных судом (следователем)
контактов с заинтересованными
лицами;
принятие поручения на
производство экспертизы и материалов
от неуполномоченных лиц;
несоблюдение
процессуальных требований к заключению
эксперта (в том числе отсутствие в
заключении необходимых по закону
реквизитов).
2.
Гносеологические ошибки
Их причина в сложности процесса экспертного познания. Эксперт может допустить их при познании сущности, свойств, признаков объектов экспертизы, отношений между ними, а также при оценке результатов познания, итогов экспертного исследования, их интерпретации. Гносеологические ошибки делятся на:
логические;
фактические
(предметные).
Логическая ошибка - это
нарушение какого-либо закона, правил и
схем логики. Логические ошибки связаны
с нарушением в акте мышления законов и
правил логики, некорректным применением
логических приемов и операций, например
смешение причинной связи с простой
последовательность во времени или
обоснование тезиса аргументами, из
которых данный тезис логически не
вытекает.
Фактические ошибки обусловлены незнанием предмета и фактического положения дел. Фактические (предметные) ошибки проистекают от искаженного представления об отношениях между предметами объективной действительности.
Кстати, распространенная омонимия - смешение или подмена понятий - также относится к фактическим ошибкам, а не к логическим.
3. Деятельностные (операциональные) ошибки
Эти ошибки связаны с осуществляемыми экспертом операциями (процедурами). Могут заключаться в нарушении предписанной последовательности этих процедур, в неправильном использовании средств исследования или использовании непригодных технических и иных средств исследования, в получении недоброкачественного сравнительного материала и т.д.
Причины объективных, независящих от эксперта, ошибок:
отсутствие
разработанной и апробированной
методики;
несовершенство используемой
экспертной методики;
применение
ошибочно рекомендованных методов;
применение
методов, находящихся в стадии
экспериментальной разработки;
применение
неисправного оборудования;
использование
методов и приборов, не обладающих
достаточной чувствительностью или
разрешающей способностью;
использование
для измерений физических величин
приборов, не относящихся к сертифицированными
средствам измерений;
применение
неповеренных средств измерений и
эталонов;
использование неаттестованных
методик измерений физических
величин;
использование неправильных
математических моделей и компьютерных
программ;
применение нелицензионных
компьютерных программ;
отсутствие
полных данных, характеризующих
идентификационную и диагностическую
значимость признаков, устойчивость их
отображений в следах и др.
Причины
субъективных экспертных ошибок:
профессиональная
некомпетентность эксперта: незнание
современных экспертных методик, неумение
пользоваться теми или иными техническими
средствами, инструментами; неприменение
рекомендованного метода, оптимального
для данной экспертной ситуации;
неправильная оценка идентификационной
значимости признаков, результатов,
полученных другими членами комиссии
при производстве комплексной экспертизы,
и т.д.;
неполнота или односторонность
исследования;
пренебрежение правилами
и условиями применения методик экспертного
исследования и технических
средств;
профессиональные упущения
эксперта: небрежность, неаккуратность,
поверхностное производство исследования,
пренебрежение методическими рекомендациями,
правилами пользованиями техническими
средствами и приборами, неполное
выявление существенных признаков
объекта;
использование не всех
известных эксперту методов исследования,
игнорирование тех или иных свойств
объектов или их взаимозависимости.
Экспертные
ошибки могут быть связаны с определенными
чертами личности эксперта:
дефекты
или недостаточная острота органов
чувств эксперта: зрения, слуха и т.д.;
неординарное психологическое
состояние эксперта или его измененное
сознание, например вследствие болезни,
переутомления, стресса, тревоги,
эмоционального или психического
напряжения, поспешности;
характерологические
свойства личности эксперта (неуверенность
в своих знаниях, повышенная внушаемость,
мнительность, конформизм или, наоборот,
излишняя самоуверенность, амбициозность,
пренебрежение мнением коллег);
психоэмоциональные
свойства эксперта (темперамент,
психологическая устойчивость, волевые
качества, мотивационные установки и
т.д.);
стремление проявить экспертную
инициативу без достаточных к тому
оснований, утвердить свой приоритет в
применении нетривиальных методов и
оригинальных решений экспертной задачи,
отличиться новизной и дерзостью решения,
самобытностью суждений и неординарностью
выводов;
логические дефекты
умозаключений эксперта;
дефекты в
организации и планировании экспертного
исследования.
На ошибочность заключения эксперта могут повлиять и сами материалы дела, заключение предшествующей экспертизы и некритическое его осмысление, а также поведение вышестоящих руководителей, следователя, иных участников судопроизводства.
Когда ошибки обнаруживают?
при
проверке самим экспертом хода и
результатов проведенного им исследования
на любой его стадии, и особенно на стадии
формирования вывода;
при анализе и
обсуждении результатов экспертного
исследования, осуществляемого комиссией
экспертов при производстве однородной
комиссионной и комплексной экспертизы;
при
анализе экспертом или специалистом
заключений предшествующих экспертиз;
при
контроле хода и результатов экспертного
исследования руководителем экспертного
учреждения;
при производстве
экспертизы;
при оценке заключения
эксперта следователем или судом (первой,
апелляционной, кассационной, надзорной
инстанций);
в процессе обобщения
экспертной практики, осуществляемом в
практических или научных целях.
Существенное
для судопроизводства значение имеют
ошибки, которые повлекли или могли
повлечь неправильный вывод эксперта.
При обнаружении таких ошибок эксперт
или руководитель экспертного учреждения
обязан поставить в известность орган,
назначивший экспертизу.