ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.07.2019

Просмотров: 4520

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

· создание автоматизированных банков данных экспертной информации, т.е. различных типов АИС;

· создание автоматизированных программных комплексов решения экспертных задач.

Поскольку в процессе производства экспертиз и исследований приходится оперировать огромным количеством разнообразной как чисто криминалистической, так и справочно-вспомогательной информации, в экспертных учреждениях создаются экспертные АИС и банки данных (АБД). Сейчас практически нет ни одного вида экспертиз, в котором не использовались бы АИС или банки данных. Можно выделить несколько видов АИС и АБД, создаваемых для использования в экспертной деятельности.

Пулегильзотеки позволяют идентифицировать оружие по стреляным пулям и гильзам. Так, например, АИС " Модель оружия" позволяет установить модель оружия по следам, оставленным механизмом оружия на гильзе, а система "Патрон” определяет вид патрона по его характеристикам;

Дактилоследотеки (АДИС) применяются при ведении дактилоскопических автоматизированных учетов, в целях осуществления оперативной проверки следов пальцев рук, изымаемых с места происшествия, по массивам дактилокарт ранее осужденных или определенного круга подозреваемых лиц.

Входными данными для АДИС являются дактилокарты с отпечатками пальцев рук и карточки с изображениями следов с мест нераскрытых преступлений на фотоснимках, прозрачных пленках или непосредственно на объектах. Решение вопроса о принадлежности отпечатков или следов конкретному лицу производится экспертом-криминалистом на основе совокупности общих и частных признаков папиллярных узоров.



С конца 80-х гг. начались попытки внедрения в деятельность ОВД автоматизированных информационных дактилоскопических систем на основе персональных компьютеров, с помощью которых можно автоматически кодировать отпечатки и следы пальцев рук, сохранять их изображение в памяти и производить сравнительный анализ.

Cледы и отпечатки пальцев рук очень трудны для машинной обработки: в них нет устойчивости признаков ни по наименованию, ни по размерам, ни по топографическим и геометрическим параметрам. Первые отечественные АДИС оказались малопригодными на практике. Зарубежные же дактилоскопические системы оказались слишком дороги, при этом большинство из них (например, “Дермалог”) очень требовательны к качеству следов и отпечатков пальцев рук.

В 1992 - 1993 гг. по инициативе ЭКЦ МВД России было впервые проведено конкурсное тестирование более десятка АДИС. Тестирование в полном объеме прошли четыре отечественные системы, которые приказом МВД России от 3 августа 1993 г. № 365 были представ­лены к проведению опытных испытаний в ряде УВД. В мае 1994 г. на научно-методическом совете в ЭКЦ МВД России были особо выделены две системы:

· “Папилон”, разработчик – ТОО “Системы Папилон” (г. Миасс Челябинской области);


· “Сонда-Фрес”, разработчик – СП “Совиндейта” (г. Миасс Челябинской области).

В настоящее время проходит активное внедрение этих систем в деятельность ОВД Российской Федерации. Автоматизированная дактилоскопическая информационная система (АДИС) "Папилон" предназначена для ввода отпечатков с дактилоскопических карт и следов пальцев, изъятых с мест нераскрытых преступлений, автоматического их индексирования, осуществления поиска по базам данных (до 0,5 млн. дактилоскопических карт) и следов пальцев рук (до 50 тыс.) в органах внутренних дел любого уровня (от МВД, УВД до горрайлинорганов). Система спроектирована как совокупность автоматизированных рабочих мест "Дактилоследотека".[38]


94. Использование универсальных аппаратных средств и программного обеспечения.


Аппаратные средства:

К аппаратным средствам информационных процессов относят комплекс электронных, электрических и механических устройств. Главным аппаратным и универсальным средством является компьютер.

Компьютер- универсальное устройство обработки информации.

Принтерпозволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся. Для многих школьных применений желателен цветной принтер.

Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу.

Проектор — световой прибор, перераспределяющий свет лампы с концентрацией светового потока на поверхности малого размера или в малом объёме. Проекторы являются в основном оптико-механическими или оптическо-цифровыми приборами, позволяющими при помощи источника света проецировать изображения объектов на поверхность, расположенную вне прибора — экран. Появление проекционных аппаратов обусловило возникновение кинематографа, относящегося к проекционному искусству.



 

Телекоммуникационный блок дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистантное обучение и переписку с другими школами.

Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами- клавиатура и мышь Особую роль соответствующие устройства играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации (сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон) дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.

Устройства регистрации данных (датчики с интерфейсами) существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.

Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.


Электросвязь среда для передачи информации с помощью электромагнитных сигналов, например, по проводам, волоконно-оптическому кабелю или по радио.

Внутриклассная и внутришкольная сети позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети

Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.

Регистрирующее устройство (регистратор) — прибор для автоматической записи на носитель информации данных, поступающих с датчиков или других технических средств. В измерительной технике — совокупность элементов средства измерений, которые регистрируют значение измеряемой или связанной с ней величины. В регистрирующих устройствах обычно предусматривается возможность привязки записываемых значений параметров к шкале реального времени. Кроме регистрирующих устройств для записи данных, существуют также устройства регистрации аудиовизуальной информации (магнитофоны, видеомагнитофоны, фото- и кино- и видеокамеры и т. д.).

Регистрирующие устройства могут представлять собой неотъемлемые функциональные узлы измерительных приборов, установок, блоки в составе информационных, измерительных, контрольных систем, комплексов, либо самостоятельные устройства. Это способствует развитию коммуникационных способностей учащихся, развитию умений моделировать задачу или ситуацию, формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность. Регистрирующие устройства позволяют осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью.

В настоящее время глубоко стали развиваться компьютерные сети. С помощью них можно осуществить практически любой способ передачи информации. Помимо традиционных информационных технологий, таких как почта, факс, телефон, которые и раньше использовались в процессах информационного обмена, начинают все шире применяться электронная почта, Интернет, телеконференции, видеоконференции, мультимедийные средства.

Программные средства:

Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) дают возможность работы со всеми видами информации.

Источники информации - организованные информационные массивы энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений.

Виртуальные конструкторы позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.

Тренажеры позволяют отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами: ввод текста, оперирование с графическими объектами на экране и пр.


Тестовые среды позволяют конструировать и применять автоматизированные испытания, в которых учащийся полностью или частично получает задание через компьютер, и результат выполнения задания также полностью или частично оценивается компьютером

Комплексные обучающие пакеты (электронные учебники) - сочетания программных средств перечисленных выше видов - в наибольшей степени автоматизирующие учебный процесс в его традиционных формах, наиболее трудоемкие в создании, наиболее ограничивающие самостоятельность учителя и учащегося.

Информационные системы управления обеспечивают прохождение информационных потоков между всеми участниками образовательного процесса: учащимися, учителями, администрацией, родителями, общественностью.

Экспертные системы - программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в какой-либо предметной области.

 


96. Система государственных экспертных учреждений.

Экспертизы могут проводиться любым лицом, обладающим специальными знаниями, или экспертными учреждениями. Основные экспертные учреждения в России находятся в системах органов внутренних дел, юстиции и здравоохранения.

Центральное руководство экспертными подразделениями органов внутренних дел осуществляет ЭКЦ МВД России.

В структуру ЭКЦ входят: организационно-методическое управление, включающее в себя отделы организации деятельности экспертно-криминалистических подразделений, методического, технико-криминалистического, информационного, технического обеспечения и автоматизации экспертной деятельности, технико-криминалистического обеспечения; федеральная пулегильзотека МВД России; отделы криминалистических экспертиз и исследований; научно-исследовательская лаборатория.

Кроме того, экспертные подразделения на местах входят в структуру региональных управлений или отделов внутренних дел. Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют ЭКЦ субъектов РФ и крупных городов.

Судебно-экспертные учреждения Минюста России возглавляет Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ). Периферийными судебно-экспертными учреждениями этой системы являются: региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ), центральные лаборатории судебной экспертизы (ЦЛСЭ) и лаборатории судебной экспертизы (ЛСЭ). Некоторые ЛСЭ в городах своей зоны обслуживания имеют отделы (филиалы) или экспертные группы.

Судебно-экспертные учреждения Минздравсоцразвития России состоят из судебно-медицинских и судебно-психиатрических подразделений. Бюро судебно-медицинской экспертизы имеются в крупных городах, областях, краях и республиках России. Контроль за качеством судебно-медицинских экспертиз на местах возложен на главных районных, межрайонных и городских судебно-медицинских экспертов. В научно-практическом и организационно-методическом отношении бюро судебно-медицинской экспертизы подчиняются Главному судебно-медицинскому эксперту. Головным учреждением, осуществляющим научное и методическое руководство судебно-медицинскими экспертными учреждениями, является Федеральный центр судебно-медицинской экспертизы.


К участию в производстве судебно-медицинских экспертиз могут привлекаться профессора, доценты, преподаватели кафедр и курсов судебной медицины медицинских институтов и университетов, специалисты учреждений здравоохранения.

В системе органов здравоохранения РФ также осуществляются судебно-психиатрические экспертизы (стационарно и амбулаторно). Стационарные судебно-психиатрические экспертизы проводятся в судебно-психиатрических отделениях или палатах психиатрических (психоневрологических) стационаров или общих отделениях психиатрических больниц. Амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы (в том числе заочные и посмертные) проводятся специально создаваемыми для этих целей судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, которые функционируют при психиатрических или психоневрологических учреждениях. Персональный состав комиссии (не менее трех специалистов) ежегодно утверждается органом здравоохранения (республики, края, области, крупного города)-

Научно-методическое руководство деятельностью судебных экспертов-психиатров во всероссийском масштабе возложено на Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского.

Организационно-методическое руководство психиатрическими и психоневрологическими учреждениями, в том числе и судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, возложено на главного психиатра медицинского управления (органа здравоохранения) региона.

Государственные судебно-экспертные учреждения существуют, кроме того, в Минобороны, ФТС, ФСБ, ФСКН России.

В последние годы в России создана сеть коммерческих экспертно-криминалистических учреждений, лабораторий и экспертных центров.

97. Подготовка судебных экспертов и повышение их квалификации.

Специалисты привлекаются в качестве судебных экспертов в той области, в которой они являются профессионалами. Так врач может привлекаться для проведения судебно-медицинской экспертизы, экономист для судебно-бухгалтерской и т.д. Главное условие – наличие высшего образования и стажа работы по своей специальности. Однако на практике мы все чаще убеждаемся, что этого недостаточно, необходимо, чтобы эксперт был ознакомлен и с методикой проведения судебных экспертиз. Изучение методики проведения судебных экспертиз может осуществляться в рамках образовательных программ, курсов или даже второго высшего образования по специальности «Судебный эксперт». После прохождения обучения необходимо сдать специальный экзамен, который подтвердит то, что специалист усвоил все необходимые знания и может называться судебным экспертом. Требования, предъявляемые к судебным экспертам достаточно жесткие, и это неудивительно, ведь от профессионализма судебных экспертов очень часто зависит исход судебного процесса. Итак, после прохождения обучения судебный эксперт должен в обязательном порядке знать:
- научные основы проведения судебных экспертиз;
- специальную терминологию;
- правовые основы проведения экспертных проверок;
- методику проведения судебных экспертиз;
- этику судебного эксперта.
Помимо теории от судебных экспертов требуются и практические навыки. Так, судебный эксперт должен уметь:
- пользоваться техническими средствами, необходимыми для проведения судебных экспертиз в его области знаний;
- проводить анализ и оценку данных, полученных в ходе проведения экспертизы;
- использовать различные методики проведения судебных экспертиз;
- составлять экспертное заключение по результатам проверки.
Только, овладев всем этим, специалист сможет успешно работать на должности судебного эксперта и выносить безошибочные экспертные заключения.
Теперь поговорим о другом аспекте. Как и любые знания, знания, полученные при обучении на судебного эксперта, постепенно забываются. Конечно, если человек постоянно приглашается в качестве судебного эксперта, то практика прекрасно закрепит его теоретические знания, но и это не гарантирует того, что он будет помнить все от и до. Именно для того, чтобы судебные эксперты смогли освежить свои знания и проводятся многочисленные курсы переподготовки и повышения квалификации. При прохождении этих курсов судебные эксперты не только вспоминают то, что могло позабыться, но и имеют возможность акцентировать внимание на спорных моментах, возникавших в их практике. Общаясь с другими экспертами, специалисты имеют уникальную возможность обмениваться практическим опытом, что часто бывает намного важнее теоретических знаний. К тому же не стоит забывать, что прогресс не стоит на месте, и в судебной экспертизе, как и в любом другом деле, происходят изменения: от чего-то начинают отказываться, ему на смену приходит новое. Это касается и технических средств, и самих методик. Все это преподается на курсах повышения квалификации. Таким образом, посещение курсов по переподготовке способствует повышению профессионализма судебных экспертов.
При всем при этом, по моему мнению, на курсах не уделяется должного внимания некоторым аспектам. Хотелось бы, чтобы экспертов подробнее знакомили с историей возникновения и развития судебной экспертизы, это не только интересно, но и весьма поучительно. Также было бы полезно узнать о зарубежном опыте в области проведения судебных экспертиз, о том, как судебные эксперты адаптируются к законодательной системе тех или иных стран, какие требования предъявляются к экспертам в других странах и так далее. Думаю, никому бы не повредило, если бы в будущем изучение этих аспектов вошли в обязательную программу подготовки и переподготовки судебных экспертов.