Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 155
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы оперативно-розыскной деятельности
1.1 Сущность и принципы оперативно-розыскной деятельности
1.2 Тенденции и перспективы развития теории оперативно–розыскной деятельности
Глава 2. Правовая основа оперативно–розыскной деятельности
2.1.Уровни правового регулирования оперативно–розыскной деятельности
2.2. Значение, структура и характеристика Федерального закона «Об оперативно–розыскной деятельности
Глава 3. Правовое регулирование ОРД органов внутренних дел
3.1. Правовые нормы, регулирующие оперативно–розыскную деятельность подразделений полиции
Из всего перечисленного следует то, что ОРД является разновидностью правоохранительной деятельности государства и носит юридический характер, поскольку включает в себя все требования (признаки) правоохранительной деятельности. Однако не все правоохранительные органы наделены полномочиями по осуществлению оперативно–розыскной деятельности.
Основными правовыми актами, регулирующими оперативно–розыскную деятельность подразделений полиции, являются ФЗ № 144, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3–ФЗ (ред. от 18.06.2017) «О полиции» (далее ФЗ «О полиции», Приказы МВД РФ, а также приказы о совместной деятельности в области оперативно–розыскной деятельности МВД, ФСБ, ФСИН, ФСО и других силовых структур.
Статья 13 ФЗ № 144 определила, что подразделения органов внутренних дел РФ имеют право осуществлять оперативно–розыскную деятельность. Согласно ФЗ «О полиции» одной из направлений деятельности полиции является «выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; розыск лиц».[19]
Согласно приказа МВД РФ от 19 июня 2012 г. № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно–розыскной деятельности в системе МВД России» (далее – Приказ МВД № 608)[20] имеют проводить оперативно–розыскную деятельность следующие подразделения полиции:
1. Подразделения уголовного розыска – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.
2. Подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.
3. Подразделения собственной безопасности – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.
4. Подразделения по противодействию экстремизму – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.
5. Подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.
6. Подразделения по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.
7. Подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола – проведение по запросам международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств оперативно–розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, отождествление личности.
8. Оперативно–поисковые подразделения – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.
9. Подразделения специальных технических мероприятий (оперативно–технические подразделения) – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.
10. Подразделения оперативно–разыскной информации – проведение оперативно–розыскных мероприятий: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, отождествление личности; использование конфиденциального содействия граждан.
11. Межрегиональные оперативно–разыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.
12. Подразделения по контролю за оборотом наркотиков – в полном объеме, установленном ФЗ № 144.
Так же регулирование оперативно–розыскной деятельности подразделений полиции осуществляется на основании следующих приказов МВД РФ:
– приказ МВД России от 30 марта 2010 г. № 249 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств»;
– приказ МВД России от 26 марта 2008 г. № 280дсп «Об утверждении Положения об организации взаимодействия органов внутренних дел при раскрытии и расследовании преступлений».
Межведомственное правовое регулирование предусматривает издание актов, распространяющихся на сферы других ведомств, в порядке осуществления межотраслевых функций. Фактически данные подзаконные нормативные акты обладают более широкой сферой действия и считаются общеобязательным ведомственным актом. Как правило, они издаются для успешного взаимодействия субъектов ОРД и решения общих задач борьбы с преступностью. Примером таких подзаконных нормативных актов являются:
– приказ МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России, Минобороны России от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/ 184/97/147, утв. Инструкцию о порядке предоставления результатов оперативно–розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд;
– приказ МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/316/470/454/333/971 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения по линии Интерпола»;
– приказ ФСБ России, МВД России от 19 июня 2007 г. № 319/539, утв. Инструкцию об организации и о порядке взаимодействия органов федеральной службы безопасности и органов внутренних дел РФ при осуществлении розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда или уклоняющихся от уголовного наказания, по уголовным делам о преступлениях, дознание и следствие по которым отнесено законодательством к ведению органов ФСБ, и др.[21]
3.2. Иные нормативные акты, касающиеся отдельных аспектов регулирования оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
В порядке реализации нормотворческой деятельности различными ведомствами, правомочными осуществлять оперативно–розыскную деятельность (МВД, ФСБ, Федеральная пограничная служба (ФПС), Федеральная служба охраны (ФСО) и др.), издаются подзаконные нормативные акты в виде приказов, инструкций, наставлений, указаний, решений коллегий. Содержание этих актов полностью соответствует требованиям федерального закона об оперативно–розыскной деятельности, определяет формы этой деятельности, методику и тактику ее практической реализации.
Межведомственное правовое регулирование предусматривает издание актов в порядке осуществления межотраслевых функций и распространяющихся на сферы других ведомств. Фактически данные подзаконные нормативные акты обладают более широкой сферой действия и считаются общеобязательным ведомственным актом. Наиболее часто эти издания осуществляются для успешного взаимодействия субъектов оперативно–розыскной деятельности и решения общих задач борьбы с преступностью.
Примерами таких подзаконных нормативных актов являются:
- приказ МВД РФ № 747 от 13 ноября 1998 г. «Об основных направлениях взаимодействия и координации деятельности МВД РФ и Федеральной службы охраны РФ»;
- инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов РФ по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД России, Минюста России, Федеральной таможенной службы (ФТС) России, ФСБ России, ФПС России от 26 июля 2000 г. № 648/184/560/353/257/303;
- приказ ФПС и МВД России № 270/498 от 11 мая 2001 г. «О совместном проведении мероприятий по предупреждению и пресечению незаконной деятельности в сфере морского рыбного промысла 2001 г.»;
- приказ МВД РФ и Департамента налоговой полиции № 484/215 от 8 мая 2001 г. «О мерах по совершенствованию взаимодействия между Федеральными органами налоговой полиции и органами внутренних дел» и др.
Ведомственные нормативные акты, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носят межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Минюсте РФ. Эти положения имеют большое практическое значение для деятельности оперативно–розыскных органов по обеспечению и защите прав и свобод личности.
Заключение
В заключение сделаем ряд выводов:
Оперативно–розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно–розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Сущностью оперативно–розыскной деятельности является осуществление обшеуголовного розыска или сыска преступников гласными и, главным образом, негласными методами.
Правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют нормативные акты, в содержании которых имеются правовые нормы, непосредственно касающиеся назначения, организации и регламентации рассматриваемого вида правоохранительной деятельности. В общей теории права совокупность нормативных актов, касающихся какой-либо области общественных отношений, охватывается категорией источников права. Названная категория присуща всем отраслям отечественного права, в частности – уголовно-процессуальному праву. Однако в оперативно-розыскной деятельности такую совокупность нормативных актов принято называть ее правовой основой.
Связано такое положение в понятийном аппарате оперативно-розыскной деятельности с тем, что категория источников права определяется соответствующими отраслями права. В настоящее время оперативно-розыскная деятельность, несмотря на свой юридический характер, не рассматривается в качестве самостоятельной отрасли права. Следует заметить, что отдельные ученые в области теории оперативно-розыскной деятельности все чаще высказывают мнение о целесообразности включения в систему отраслей права оперативно-розыскного права. В связи с этим наряду с категорией правовой основы оперативно-розыскной деятельности допустимо рассматривать и категорию правовых источников оперативно-розыскной деятельности.
В соответствии со ст. 1 ФЗ № 144 целью ОРД является защита жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Система принципов ОРД приведена в ст. 3 ФЗ № 144 и включает в себя такие принципы, как законность, уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина, конспирацию и сочетание гласных и негласных методов и средств. Правовая основа оперативно–розыскной деятельности – это совокупность законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих отношения, возникающие в сфере этой деятельности.
Правовая основа оперативно–розыскной деятельности подразделяется на три группы (уровня):
1) Конституционный уровень правового регулирования.
2) Законодательный уровень правового регулирования.
3) Подзаконный уровень правового регулирования.
По сфере действия ФЗ «Об ОРД» относится к нормативно-правовым актам внутреннего действия и определяет содержание ОРД, осуществляемой на территории РФ.
Оперативно-розыскной закон содержит нормы, регулирующие различные правоотношения: уголовные (ч.4 ст. 18); административные (ч.2 ст. 7; п.2 ч.1 ст. 15); финансовые (ст. 19); гражданские (п.3 ч.1 ст. 15); трудовые (ст. 17).
Список использованной литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 18.06.2019) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
- Федеральный закон от 12.08 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 02.08. 2019 г. № 311-ФЗ) //Собрании законодательства Российской Федерации от 14 августа 1995 г. N 33 ст. 3349
- Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (в ред. от 30.07.2019 г. № 256-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
- Приказ МВД РФ от 19.06.2012 № 608 «О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России» (в ред. от 01.07. 2019 г. № 439) // Российская газета, № 177, 03.08.2012.
- Алферов В.Ю., Гришин А.И., Ильин Н.И. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 296 с.
- Горяинов К.К. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»: комментарий. – М., 2017.
- Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лек-ций. – М.: Приор-издат, 2015.
- Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: курс лекций. – М., 2017.
- Железняк Т.И Проблемы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности: автореф. дис. канд. юрид. наук. – Иркутск, 2012.
- Ильичёв В.А. Оперативно-розыскная деятельность: Курс лекций. – М.: Эксмо, 2019. –141 с.
- Кузьмин В.А. Комментарий к ФЗ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [Электронный ресурс] / Кузьмин В.А., Китрова Е.В. –Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 170 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru.
- Климов И.А. Оперативно-розыскная деятельность [Электронный ресурс]: учебник / Климов И.А., Дубоносов Е.С., Тузов Л.Л. – Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 383 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru.
- Легостаев В.П. Некоторые вопросы по учебному курсу «Основы российского уголовно-розыскного права // Государство и право. 2012. № 1. С. 127. 21
- Лиджаев К.В. Проблемы и возможность совершенствования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности. // Вестник Брянского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 156-160.
- Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность: учебник для вузов. – М.: Юрайт, 2012.
- Оперативно-розыскная деятельность: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
- Оперативно-розыскная деятельность в XXI веке: монография / Захарцев С.И., Игнащенков Ю.Ю., Сальников В.П. – М.: Норма, 2015. – 400 c.
- Оперативно-розыскная деятельность [Электронный ресурс]: пособие для студентов вузов/ И.И. Бранчель [и др.]. – Электрон. текстовые данные. –Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014. – 352 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru.
- Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскное право: иллюзия или реальность // Правоведение. 2014. № 4. С. 46-49.