Файл: Формы правления в прошлом и настоящем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В настоящее время представителями конституционной монархии являются: Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция, Испания, Япония, Камбоджа, Малайзия, Таиланд, Бутан, Иордания, Кувейт, ОАЭ, Марокко, Лесото.

2.2. Республика: понятие, признаки, разновидности

Республика (от лат. Respublika – публичное, общенародное дело) – это форма правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublikaestrespopuli» (республика – дело народа).

Юридическими свойствами республиканской формы правления являются:

1. Ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;

2. Выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;

3. Ответственность главы государства в случаях, определенным законом;

4. Представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;

5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

6. Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность.

Республиканская форма правления сложилась в древнем мире (римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.).

Древние рабовладельческие республики присутствовали в форме аристократических и демократических республик. В Античном Риме и Спарте администрация принадлежала ограниченной группе должностных лиц – знати , а всенародные презентабельные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высочайших органов государственной власти допускались широкие слои населения.

Современные республики бывают трех видов:

Ключевое отличие меж ними произведено в юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке выборов руководители страны . В традиционной президентской республике (США, Сирия) президент считается в одно и тоже время и главой страны и главой исполнительной власти. Он автономно создает правительство, которое несет перед ним обязанность за собственную работу . Президент вправе выслать правительство в отставку, а еще высвободить от должности отдельных министров. Президент в президентской республике избирается общественностью , и ответственности перед парламентом не несет. Для обеспечивания действенного воздействия принципа деления властей и отношений меж президентом и парламентом в президентских республиках есть сдержек и противовесов.


Они включают в себя отлагательное вето, налагаемое президентом на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено квалифицированным большинством голосов депутатов парламента; импичмент (англ. Impeachment – досрочное отрешение от должности) президента; судебный контроль за его деятельностью и др.

Ключевым симптомом президентской республике считается свобода веток власти приятель от приятеля , выражающаяся, до этого всего в недоступности ответственности исполнительной власти перед парламентом.
В классической парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством или же же в что количестве и меньшинством в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом политический долг . В случае необходимости парламент содержит вероятность объявить правительству вотум недоверия.

Президент похожей республики избирается или же парламентом, или же расширенной коллегией, состоящей из членов парламента. он содержит вероятность обладать актуальными вероятностями де-юре , но является лишь только номинальной главой государства .

Свойственной чертой смешанных (полупризедентских, полупарламентских) республик считается двойная обязанность правительства – и перед президентом, и перед парламентом. В аналогичных республиках президент и парламент избираются именно народом. Главой страны тут выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом подхода политических сил в парламенте. Руководитель страны , как правило, председательствует на заседаниях офиса министров и заявляет его заключения . Парламент содержит вероятность держать под контролем правительство методом утверждения имеющего место быть каждый год бютжета государства , а еще при помощи права вынесения правительству вотума недоверия.

Теоретиками смешанных форм правления движет мысль закрепления государственности методом уничтожения правительственных упадков , нередкой замены правительств по суждениям политической конъюнктуры, оптимизации методик организации и отношений высочайших органов государственной власти, центральных и районных властей. Эти трудности имеют все шансы стоять тем более остро в новых интеллектуальных странах , показавшихся в итоге интеграционных и дезинтеграционных процессов.


2.3. Нетипичные формы правления: признаки и механизм функционирования

Термин «нетипичная форма правления» отражает процессы сокращения и исчезновения «чистых» форм монархического и республиканского правления. Эти процессы вызваны к жизни теми изменениями, которые произошли в мире в целом и конкретно в каждом обществе. Демократизация, как глобальная тенденция, открыла доступ ранее политически бесправному населению к процессу принятия решений и изменила механизмы формирования и функционирования органов верховной власти.

«Чистые» формы правления, как уже отмечалось, имеют плюсы и недостатки . В современных аспектах «чистые» формы правления, созданные в далеком прошлом , под влияние различных факторов модифицируются , стремясь преодолеть личные недостатки . Это доводится способом соединения сильных сторон классических форм, обеспечивающих крепкость власти, маневренность соц процессами. Совмещение элементов различных форм правления содержит вероятность осуществляться как изнутри классической модели, - монархии, или же республики, к примеру и между ними

Заимствование различных составляющих изнутри одной модели правления разрешает говорить о смешанной форме правления, потому что сберегаются главные юридически качества «чистой формы». Меняется только баланс законодательной и исполнительной власти, режим их взаимодействия. К смешанной форме правления возможно отнести дуалистическую монархию, президенстко-парламентскую республику, рассмотренные раньше .

Иначе дело обстоит с теми формами правления, которые совмещают базовые принципы различных классических форм. В этом смысле можно говорить о формировании «гибридных форм правления», изменяющих юридические свойства базовых моделей (например, выборность и престолонаследие), разрушающих привычный для «чистой» формы правления механизм взаимодействия властей (режим слияния и режим разделения).

В целом следует отметить, что формирование гибридных и смешанных форм правления отражает процесс адаптации политических форм к новым условиям существования. При этом заметно возрастает роль институциональных факторов, например, парламента, но заметно падает значение личностных, конкретно – личностей президента, премьер-министра.

Внутривидовые заимствования в рамках традиционной модели сводятся к розыску баланса законодательной и исполнительной веток власти. Ключевым в данном розыске как оказалось определение такого , кому – президенту или же парламенту принадлежит юридическая инвеститура правительства. Этим образом, достигается прочность и эффективность государственной власти.


В полупрезидентской республике, несмотря на единство и стабильность исполнительной власти, обеспечиваемые президентом (которые являются одновременно главой государства главой исполнительной власти), существует опасность установления его авторитарной власти. Отсутствует парламентский контроль за исполнительной властью. По этой причине в полупрезиденстких республиках вводится ответственность отдельных министров перед парламентом. Хотя главой исполнительной власти в этих полупрезиденстких республиках является президент. Примером может служить Египет, Франция.

В полупрезидентской республике, напротив, правительство слишком зависит от партийной борьбы, которая при множестве партийных фракций в парламенте не позволяет создать парламентское большинство, а вместе с ним и стабильное правительство. Следовательно, в парламентских системах осуществляется поиск форм, которые ограничивали бы возможность парламента часто отправлять правительство в отставку. Так появилась модель полупарламентской республики, в которой может отправить правительство в отставку, лишь предложив новую кандидатуру премьера, которого поддержит большинство депутатов (так называемы конструктивный вотум недоверия) (например Германия).

Гибридные формы правления модифицируют базовые принципы классических форм. Так появились монархическая республика и республиканская монархия.

Республиканские монархии желают одолеть подобный дефект традиционной монархии, как недемократичность формирования верховной власти, которая одевает потомственный и единоличный нрав . В целях увеличения легитимности власти правителя в передовых монархиях вводится выборность руководители страны и срочность его возможностей , собственно что готовит эту форму ближайшей к республике (например, Соединенные арабские Эмираты).

В монархических республиках нет такого юридического признака республики, как выборность главы государства. Таким образом, главы государства – президент – приобретает черты монарха. Президент становится несменяемым, пожизненным, единоличным правителем. Разновидностью монархических республик являются президентско-монократические республики, где президенты несменяемы (в КНДР пожизненным президентом стал вождь и учитель корейского народа Ким Чен Ир, объявленный преемником еще при жизни своего отца Ким Ир Сека).

С президентско-монократическими республиками не следует смешивать суперпрезидентские республики, распространенные в Латинской Америке и Африке, когда, несмотря на чрезвычайно обширные полномочия, глава государства периодически сменяется на основании всеобщих выборов.


Также к нетипичной форме правления относится социалистическая республика.

Социалистическая республика – особая форма правления, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции и согласно марксисткой теории должна была бы стать подлинно демократической республикой, обеспечивающей полновластие трудящихся, во главе с рабочим классом.

Особенностями социалистической республиканской формы правления являются:

1. Соединение высших и местных органов власти в единую представительную систему, основанную на принципе демократического централизма;

2. Ведущее положение представительных органов, составляющих основу аппарата государственной власти;

3. Сочетание экономического, социально-политического и культурно-воспитательного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяет государственной власти управлять обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ в масштабе страны, причем всей;

4. Создание необходимых условий для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни;

5. Отрицание идеи разделения властей.

Различают три разновидности социалистической республиканской формы правления: Парижская Коммуна, Советская республика и народно-демократическая (народная) республика, которые выступают государственной формой диктатуры пролетариата.

Парижская коммуна является исторически 1 формой диктатуры пролетариата. Она продала принцип повального и равного избирательного права, всецело снесла ветхую муниципальную установку , сменив его свежим . Аналогичная конструкция государственной власти в коммуне всецело отторгала буржуазный парламентаризм и связанную с ним концепцию деления властей.

Республика Советов – разновидность социалистической формы правления, возникшая в новых исторических условиях в России. Теоретически основы советской республики разработал В.И. Ленин. В республике Советов Ленин видел однотипную с парижской коммуной форму организации власти и выделял следующие ее признаки:

· Cлои старого буржуазного государственного аппарата и образование таких органов власти, которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих, крестьян;

· Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государственного строя, совмещение в них функций законодательной и исполнительной власти;