Файл: Формы правления в прошлом и настоящем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 289

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сама политическая жизнь в обществе зависит в значительной степени от формы государства , устойчивость государственных институтов. Форма государства выступает как строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так климатические условия, природные факторы, национально-исторические и религиозные особенности, а также культурный уровень развития общества и т.п. [7]

Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти. Форма государства как комплексная характеристика правового порядка формирования, распределения и действия государственной власти включает в себя три взаимосвязанных аспекта: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима.

Структура формы государства:

I. Форма правления – характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением [8].

Государственные формы имеют свои особенности в различных странах , характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Форма всех существующих государств, , имеет общие признаки, что позволяет охарактеризовать каждый элемент формы государства. [9]

Можно сказать , что все три свойства формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают, неповторимый облик. Но все же самая главная , доминирующая роль отведена политическому (государственному) режиму, потому что он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них общей политической предпосылкой. Неизбежно отражаются на форме правления и ( хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства любые изменения происходящие в методах осуществления государственной власти, неважно в сторону ли демократии или же наоборот, автократии .

1.2. Форма правления как элемент формы государства

Под формой правления понимают организацию верховной государственной власти ,а в особенности центральных и высших ее органов, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, структуру, взаимоотношения с населением, степень участия последнего их формировании. [10]Ведущим элементом в форме государства, трактуемый в широком смысле является форма правления.


Термин «форма правления» (реже – «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилия 1988г., Иордании 1952г., Казахстана 1995г., Мексики 1917г., Эфиопии 1994г. И др.) Почти всегда обозначается то, является ли государство монархией или республикой (исключениями являются Израиль и Камбоджа 1993г., где использовалась просто название «государство», например «Государство Израиль»), но в конституциях развернутого понятия формы правления не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых. [11]

Следует отметить, что в научной литературе имеются различные подходы к понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают форму правления только или прежде всего с правовым положением главы государства (А.А. Мишин), приверженцы широкой трактовки включает в это понятие отношения высших органов государственной власти с центрами экономической и политической власти и даже политическую среду (чешский автор Й. Благож). [12]

В управлении государством роль принимают еще районные органы страны (советы в тоталитарном социалистическом государстве, назначенные адепты гос власти в иных странах). В конце концов , само управление, подразумевает не лишь только прямые, но и оборотные связи органов страны , с общественностью . Этим образом, оценивая ту или же другую форму правления, кроме структуры отношений 3-х классических для определения сего мнения органов, идет по стопам принимать во внимание роль иных органов страны , коим по конституциям принадлежит муниципальная администрация (например, Боевой комитет становления на Мадагаскаре) или же которые воплотят в жизнь ее на практике (армия в Индонезии в согласовании с концепцией о политической роли армии), формы прямых и оборотных.

Форму правления невозможно отождествлять с управлением государством. Управление государства– значительно больше обширное понятие .Кроме сего , заглавие имеющейся формы правления не всякий раз выделяет верное представление о методе управления. Япония или же Великобритания– монархии, но государь буквально не владеет императивными возможностями и не управляет государством.

Форма правления имеет основополагающее значение для изучения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. [13]Это не просто теоретическая абстракция категории науки, как, например, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого можно разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответствующего государства.


При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства – в порядке наследования или путем выборов. [14]

И сейчас при анализе формы правления определенного страны , до этого всего ключевым считается не то, республика это или же монархия, а то, какая разновидность республики или же монархии тут установлена.
Формы правления начали обогащаться ,это связано с разложением феодализма и перехода к промышленному возвожу ,с ослаблением власти монархов и укреплением, и выходом в свет этнического консульства ,в данном деле самую огромную значимость имело то, как организуются дела меж парламентом ,главой страны ,правительством ,и как устроено деление данных властей ,их возможности .

Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации государственной власти, поскольку отношения населения к власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления и систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется сохранение института монархии в таких промышленно развитых европейских странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и т.д. [15]

Также форме правления вместе с известным консерватизмом свойственна и подвижность. Однако несмотря на все изменения, форма правления включает в себя элементы, отличающие ее от других компонентов формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима:

1. Способы формирования высших органов государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение);

2. Структура органов верховной власти (законодательные органы – парламент; исполнительные органы – президент, премьер, правительство; судебные органы; глава государства – монарх, президент);

3. Распределение компетенции между высшими органами государственной власти;

4. Принципы взаимоотношения органов верховной власти;

5. Взаимоотношения государственных органов с населением.

Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть.

1.3. Форма правления в России

Согласно статье 1 Конституции Российской федерации (РФ), «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».


При подготовке свежей Конституции РФ детально выделились почти все трудности доктрине и практики муниципального постройки , в что количестве о форме правления. Сущность обсуждений сводилась к кандидатуре : президентская или же парламентарная республика обязана быть утверждена в нашей стране. Впрочем приверженцы твердой кандидатуры не учитывали, собственно что в передовых критериях градации, образовавшиеся в XIX в., меняются , случается взаимопроникновение составляющих всевозможных форм правления. Появляются смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отображают свежие веяния передового политического становления , почаще всего вызванные потребностью увеличить степень маневренности страны , придать огромную самостоятельность и прочность.
Конфигурация правления, то есть порядок организации и отношения высочайших органов страны , находится в зависимости от множества моментов : пропорции социально-политических сил, значения правовой и политической культуры.Трудная амуниция перехода к рыночной экономике и острая общественная интенсивность определили что прецедент , собственно что в РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, но владеющая по сопоставлению с классическими президентскими республиками вблизи индивидуальностей .

Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что парламент может выразить недоверие Правительству, но это не влечет правовых последствий: решение об отставке правительства принимает Президент. Он вправе не согласиться с парламентом. В России нижняя палата парламента неоднократно оценивала работу Правительства как неудовлетворительную, и никаких последствий это не влекло. Если же в России парламент попытается настаивать и в течение трех месяцев вторично выразит недоверие Правительству (именно такой срок установлен Конституцией) то тем самым поставит под удар: президент вправе выбрать и уволить правительство в отставку или распустить нижнюю палату парламента.

Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом. В Конституцию РФ заложена идея об арбитражной власти президента: он арбитр в отношениях всех других публичных институтов. Президент стремится усилить свои полномочия и за счет парламента (регулирование указами Президента таких вопросов, для которых нужен закон), и за счет правительства (регулярные вызовы раз в неделю премьер-министра для отчета, прямые указания ему и министрам, непосредственное руководство Президента так называемыми силовыми и некоторыми другими министрами). В этих целях президент имеет и укрепляет собственный аппарат – Администрацию президента, которая, по существу, поставлена над правительством. Огромная роль этого органа в России несопоставима с ролью подобных органов – «дома президента» во Франции, администрации Белого дома в США и тем более скромной Канцелярии президента в Германии. Положение парламента принижено (в том числе путем использования финансовых и других материальных рычагов парламента и парламентариев), роль Правительства в основном ограничена хозяйственными вопросами, оно не является центром политического руководства страной и средоточием исполнительной сласти: ее главой на деле является президент, хотя это не предусмотрено Конституцией. Однако такая большая власть концентрируется главным образом в центре. Субъекты Федерации, их многие губернаторы часто выступают с независимых позиций, иногда посылая нечто вроде ультиматумов Президенту.


В конце концов , в-третьих, уникальность РФ как федерации не имеет возможность быть отраженной в механизме государственной власти, тем более с учетом такого , собственно что в ряде ее республик еще есть ВУЗ президентства.

Прогрессивной форме правления в РФ предшествовал недолго просуществовавший симбиоз власти Рекомендаций и зарождающейся президентской власти в Русской Объединении .

Прошло два срока правления первого российского президента, легитимно его сменил другой. Этот период был сложным, президентская форма правления (смешанная форма правления с доминированием президента) выдержало серьезные испытания. В ее развитии можно выявить «маятниковые» колебания от «точки» всевластия Советов до «точки» слияния движений «Единство» и «отечество – вся Россия». Президентская форма правления стабилизировалась, прошла нереволюционная передача власти. Президент получил возможность воздействия на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, главы субъектов Федерации больше не образуют мощное объединение в Совете Федерации.По существу система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, конечно, развивающаяся, со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.

Конфигурация страны обязана быть представлена как раз 3-мя веществами . В случае если выдавать за форму страны лишь только некий раз вещество , то жесткой связи меж формой страны и ее содержанием не станет .

Прогрессивная доктрина страны и права как урок имеет возможность предложить больше основательное и довольно аргументированное осознание формы правления, обозначать больше настоящий мониторинг становления данных форм. Не наименее принципиально при данном принимать во внимание исторические обыкновения , национальную психологию, религиозность.

Немаловажные фактические конфигурации в форме правления в РФ случились в конце 1998 г. В связи с формированием свежего правительства, которое поддерживает парламент и закрепляет его позиции.

1.4 Исторические особенности становления формы правления в России

Вопрос о формах правления, существовавших в всевозможные исторические периоды развития русской государственности, многократно считался предметом исторических изучений , определяемый в итоге ретроспективного исследования процесса формирования, около функционирования и зонам ответственности всех составляющих муниципального аппарата, с учетом хода развития и реализации принципа деления властей.