Файл: Формы правления в прошлом и настоящем.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

· Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет внутреннюю и внешнюю политику государства;

Народно-демократическая республика как форма государственного правления возникает после второй мировой войны. По структуре и характеру власти она мало чем отличается от советской формы правления. За исключением незначительных особенностей, народно-демократическая (народная) республика представляет собой такое же тоталитарное государство, где все нити государственной и общественной жизни находятся в руках партократии. В странах народной демократии декларативно провозглашались верховенство представительных органов, народный суверенитет. [16]В действительности же государственная власть в этих странах была узурпирована партийной верхушкой, которая проводила в жизнь антидемократическое управление.

Все сказанное позволяет сделать следующие выводы:

Институт монархии – это феодальный пережиток, а для некоторых стран – пережиток еще более давних времен. Но использование данной формы правления в той или иной стране имеет конкретный характер. Сам монарх может выступать и с реакционных позиций, и с позиций защиты демократического строя. Республика, как и монархия, в разные эпохи воплощала государственную власть конкретных политических сил, обладающих этой властью. Поэтому она принимала конкретно-исторический лик. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Смешанные «гибридные» формы современной государственности создаются для устранения негативных проявлений. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой.

2.4 Форма правления современной России и тенденции ее развития

Образовавшиеся в реальное время в Российской Федерации порядок образования и нрав организации высочайших органов государственной власти предусматривают не лишь только вселенский навык и современные веяния , но в первую очередь исторические особенности РФ . Они выражаются и в отождествлении поста руководители страны с определенной личностью и в превалирующем положении президента по отношению к иным императивным структурам, которые находят свое отблеск в государственной символике, свидетельствующей о ее монархическом начале.


В ч. 1 ст. 1 Конституции РФ Россия определена как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»1. Отсутствие конкретно закрепленной формы правления можно оценивать по-разному, с одной стороны, это обстоятельство может выступать залогом эффективности, гибкости функционирования многих государственных и социальных институтов, с другой - эта неопределенность негативно сказывается на векторе развития российской государственности. Вместе с тем в некоторых других государствах этот вопрос решен иначе. Так, ст. 2 Конституции Республики Казахстан и ст. 1 Конституции Республики Туркменистан определяют форму правления, функционирующую в государствах, как президентскую республику; ч. 3 ст. 1 Конституции Испании закрепляет парламентарную монархию.

Отсутствие ясности в ст. 1 Конституции РФ позволяет форме правле ния варьировать от полупрезидентской до суперпрезидентской республики, что зависит от политической обстановки в стране и непосредственно от лич ности главы государства. Именно эти обстоятельства и позволяют ученым в течение длительного времени вести дискуссии о функционирующей в России форме правления. На сегодняшний день не существует единого мнения отно сительно данного вопроса. Так, ЯМ. Опритов называет российскую модель президентской республикой с доминирующим положением президента1, B.C. Афанасьев, М.Н. Марченко, С. Холмс, А.Р. Гаянов и др. - суперпрези дентской", СВ. Березка, И.Л. Волошенко, М.В. Головацкая, A.M. Ковалев, В.Е. Чиркин и др. - смешанной формой правления с доминирующей прези-дентской властью , СВ. Гордиенко - гибридной , В. Балытников, В. Иванов -неопрезидентской республикой2.

По мнению Э. Шнайдера, в России функционирует парламентская форма правления с доминирующей ролью президента. Президентская система России не является копией французской, однако ориентируется скорее на эту модель, чем на американскую, при этом он ссылается на точку зрения французского специалиста по государственному праву Желара, определившего доли западных образцов следующим образом. В основе нетипичной российской конституции «обнаруживается влияние французской конституции - на 50%, американской - на 30%, а российского имперского наследия — на 20%»3.

С целью разрешения трудности , связанной с определением русской формы правления, нужно подвергнуть анализу положения Конституции РФ, а еще федеральных конституционных и федеральных законов, регулирующих вопросы образования, структуры и зонам ответственности этих высочайших органов государственной власти, как президент, правительство, Федеральная Коллекция .


В соответствии со ст. 80 Конституции России президент является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, верховным главнокомандующим Вооруженных сил, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, представляет РФ внутри страны и в международных отношениях (ведет международные переговоры, заключает договоры, аккредитирует дипломатических представителей и др.). Кроме того, он решает вопросы гражданства, награждает государственными наградами и присваивает почетные звания, в предусмотренных случаях вводит на территории РФ или ее отдельных регионов чрезвычайное положение.

Помимо полномочий, принадлежащих президенту как высшему должностному лицу, он обладает компетенцией во всех сферах власти.

Российское законодательство наделило президента отдельными полномочиями в сфере законодательной власти. Так, в соответствии со ст. 104 Основного закона глава государства обладает правом законодательной инициативы, которое заключается в официальном внесении в Государственную Думу законопроекта или законодательного предложения. Особенность законодательной инициативы президента состоит в том, что она не связана с его компетенцией, и пользоваться ей он может по любым вопросам.

В реальное время в юридической науке вопрос о «форме правления» считается животрепещущим и дискуссионным, и в случае если например именуемые «типичные» формы правления — монархия и республика — исследован в необходимой степени, то вопросу о нетипичных формах правления уделяется мало интереса . Раскрыть суть и предоставить характеристику нетипичным формам правления; Обнаружить роль и смысл нетипичных форм правления в становлении государственности большинства государств мира.

Определение формы правления. Под формой правления мы понимаем систему формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.

Несмотря на то, что современная политическая система России является достаточно стабильной, в том числе и благодаря закреплению в Конституции основополагающих принципов ее построения, научные и общественные дискуссии относительно формы правления в России не теряют своей злободневности. Ведь пока государство живет, оно должно развиваться, отвечая на вызовы изнутри и извне. Вопросы, связанные с формой правления, актуальны не только для России, но и для многих стран мирового сообщества, частью которого она является.до сих пор является спорным в исторической и юридической литературе. В связи с этим вопрос изучения форм правления в России 1905−1907 гг. Целью нашей работы является рассмотрение формы правления в России 1905−1907 гг.


По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного (национального) представительства, типология форм правления стала обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.

Заключение

Проведенное изучение формы правления разрешило сконструировать надлежащие выводы.
Конфигурация страны – это совокупность его наружных симптомов , показывающих порядок образования и компанию высочайших органов страны , территориальное прибор страны , способы и способы воплощения государственной власти. Конфигурация страны обязана быть представлена как раз 3-мя веществами , за это время возможно говорить о согласовании формы страны его содержанию. В случае если выдавать за форму правления лишь только некий раз вещество , о жесткой связи меж формой страны и его содержанием.
Конфигурация правления – это организация высочайших органов гос власти: порядок их образования, основы их отношения меж собой, уровень роли этнических масс в их формировании и работы . В понятие «форма правления» есть все причины подключить дела меж государством и общественностью , меж высочайшими муниципальными органами, меж данными органами и центрами финансовой и политической власти, политическую среду, в которой реализуются все эти дела . Конфигурация правления содержит основное смысл конституционно-правового регулировки организации и функционирования страны . Как раз она определяет, кто и как воплотит в жизнь муниципальную администрация государственно-организованном обществе.

Собственно что касается формы правления в РФ , то тут идет по стопам обозначить , собственно что она считается полупрезидентской республикой с преобладающим положением президента в системе властей. Немаловажные фактические конфигурации в форме правления. В РФ (пока собственно что без конфигурации конституционных норм) случились в конце 1998 г. В связи с формированием свежего Правительства, которое поддерживает парламент, и укреплением позиций последнего. В быте основательного упадка , охватившего страну, позиции президента ослабляются, а правительства и парламента усиливаются.


Монархия – это форма правления, при которой во главе государства стоит единоличный монарх, который занимает престол по наследству юридически бессрочно и не несет ответственности перед населением. При абсолютной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Конституционную монархию подразделяют на дуалистическую и парламентскую. И в той, и в другой монарх делит власть с парламентом. В дуалистических монархиях за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов и т.п.), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента. В парламентарных монархиях назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распуская парламент. Повеление монарха приобретают юридическую силу лишь будучи контрассигнованными соответствующим министром. Правовое положение монарха существенно ограниченно.

Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателем. В парламентарной республике парламент наделен не только законодательными полномочиями, но и право требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство, несет ответственность перед парламентом. Президент – глава государства, но не глава правительства. Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность за свою деятельность. Функции главы государства и правительства выполняет чаще всего президент. Существуют смешанные республики, где парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.

Последнее десятилетие показывает, что классические формы парламентской и президентской республики не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису все политической системы. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлении создаются смешанные «гибридные» формы правления. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов почти утрачиваются различия между монархией и республикой.