Файл: Цели создания запасов и их классификация.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 227

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

n – количество поставок с интервалом, превышающим средний интервал поставки [8, с.108].

-Сезонные.

Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки продукции. Сезонные запасы должны обеспечить нормальную работу организации во время сезонного перерыва в производстве, потреблении или в транспортировке.

-Рекламные

Рекламные запасы (для продвижения) создаются и поддерживаются в каналах распределения для быстрой реакции на проводимую фирмой маркетинговую политику. Они связаны с широкомасштабными рекламными мероприятиями.

-Спекулятивные

Спекулятивные запасы создаются в целях защиты от возможного повышения цен или введения протекционистских квот или тарифов, а также, чтобы использовать конъюнктуру рынка для получения дополнительной прибыли.

По времени запасы подразделяются на:

-Максимальный желательный уровень

-Пороговый уровень

-Текущий уровень

-Гарантийный уровень[21,с.45].

Максимальный желательный запас определяет уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе управления запасами. Этот уровень может превышаться. В различных системах управления максимальный желательный запас используется как ориентир при расчете объема заказа.

Пороговый уровень запаса (точка заказа) используется для определения момента времени очередного заказа.

Текущий запас соответствует уровню запаса в любой момент учета. Он может совпасть с максимальным желательным уровнем, пороговым уровнем или гарантийным запасом.

Гарантийный запас (страховой или резервный) похож на гарантийный – в классификации по исполняемой функции – и предназначен для непрерывного снабжения потребителя в случае непредвиденных обстоятельств[21, с.48].

По местонахождению запасы подразделяются на сбытовые, транспортные, торговые, объединенные общим названием «товарные запасы».

Сбытовые запасы – часть товарных запасов продукции производственно-технического назначения, находящаяся на складах изготовителей продукции (например, уголь, щебень, запасные части изготовленные РМЗ и т.д.)[21, с.48].

К основным факторам образования сбытовых запасов готовой продукции относятся:

- необходимость накопления готовой продукции до объемов отгружаемых партий, а также время, необходимое для погрузки готовой продукции на транспортные средства;

- время, необходимое для оформления отгрузочных документов и ожидание передачи погруженных транспортных средств транспортным организациям;


- необходимость создания резервных запасов для удовлетворения внеочередных срочных заказов потребителей или увеличения количества первоначально заказанных материальных ресурсов, а также несовпадение величин заказов с величиной рациональных партий производства (РМЗ)[21, с.49].

Общая средняя величина сбытового запаса материальных ресурсов (Зс.общ.ср) определяется по следующей формуле:

Зс.общ.ср = Зстм/2 + Зсп + Зсс , (1.4)

Где:

Зстм – текущая (максимальная часть запаса);

Зсп – подготовительная часть запаса;

Зсс – страховая часть запаса[10, с.138].

Транспортные запасы – часть товарных запасов материальных ресурсов, которые представляют собой запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки от поставщика к потребителю. Транспортные запасы создаются на всех видах транспорта, участвующих в перевозках. В связи с этим они классифицируются на запасы железнодорожного, речного, морского, автомобильного и авиационного транспорта[21, с.43].

Торговые запасы – часть товарных запасов, образуемых в торговой сети, которые необходимы для бесперебойного обеспечения индивидуальных потребителей требуемыми товарами.

Можно также выделить неликвидные запасы – длительно неиспользуемые производственные и товарные запасы. Они образуются вследствие ухудшения качества товаров во время хранения, а также морального износа.

Запасы различных видов продукции (материальных ресурсов, готовой продукции) создаются для достижения разнообразных целей. Наиболее типичными целями создания запасов являются:

-страхование сбоев в поставках[14, с.30].

Запасы создаются на случай срыва сроков, изменения объемов поставок и неудовлетворительного качества продукции.

- защита от повышения закупочных цен[14, с.30].

Защита от повышения закупочных цен с помощью дополнительных запасов возможна при обоснованных расчетах, подтверждающих эффективность подобной операции.

- экономия на оптовых скидках[14,с.30].

Экономия на оптовых скидках за счет создания запаса окажется эффективной только в том случае, когда возросшая стоимость запаса будет меньше, чем экономия на оптовых скидках, несмотря на то, что компания не сразу будет использовать запас.

-экономия на транспортировке[14,с.30].

Экономия на транспортировке за счет повышения уровня запасов часто совмещается с идеей экономии на оптовых скидках. Транспортные расходы зачастую составляют значительную часть цены продажи. Перевозка большими партиями приводит не только к снижению транспортных расходов, но и к увеличению уровня запасов.


-повышение эффективности производства[14,с.30].

Запасы незавершенного производства могут привести к снижению себестоимости производства в связи с ликвидацией простоев оборудования;

Запасы материальных ресурсов и незавершенного производства позволяют максимально полно использовать ресурс времени работы оборудования; обеспечивают выполнение графика производства при возникновении сбоев;

Запасы готовой продукции позволяют не снижать качество обслуживания потребителей при изменении темпа производства;

Запасы незавершенного производства и готовой продукции позволяют избежать повышения издержек производства, связанных с привлечением дополнительных рабочих и оборудования.

-повышение эффективности обслуживания потребителей[14,с.30].

Запасы готовой продукции позволяют создавать резерв для компенсации сезонных колебаний спроса;

Запасы материальных ресурсов позволяют создать резерв для сглаживания сезонных колебаний поставок;

Запасы незавершенного производства и готовой продукции позволяют поддерживать неожиданный рост продаж, вызванный снижением цен производителя и другими рыночными факторами.

1.3 Модели управления оптимальным объемом материальных запасов

Для обеспечения непрерывного и эффективного функционирования практически любой организации необходимо создание запасов. Их управление также зависит от правильного и своевременного определения оптимальной модели управления запасами.

Для предприятия в одинаковой мере плохо испытывать как недостаток, так и избыток производственных запасов. Среди факторов, которые оказывают влияние на объем запасов предприятия, наиболее существенными являются следующие:

- условия приобретения запасов (объемы партий поставки, частота заказа, возможные скидки и льготы);

- условия реализации готовой продукции (изменение объемов продаж, скидки в цене, состояние спроса, развитость и надежность дилерской сети);

-условия производственного процесса (длительность подготовительного и основного процесса, особенности технологии производства);

- издержки по хранению запасов (складские расходы, возможная порча, замораживание средств)[15,с.534].

Оптимальным размером заказа является такое количество поставок, которое сможет обеспечить необходимое количество запасов, минимизируя при этом совокупность затрат по их приобретению и хранению на складе[15,с.534].


Приведем несколько цифр, которые доказывают, что за счет оптимизации можно минимизировать затраты на запасы более чем втрое (Рис.2).

Рисунок 2. -Затраты на запасы в зависимости от внимания к управлению запасами. Источник: Мачульский, В. Как построить систему управления запасами / В. Мачульский // Логистика сегодня. - 2016. - № 3. - C. 176-185.

В итоге получается, что экономическая эффективность оптимизации запасов оценивается в размере от 1 до 3% оборота, и окупаемость верно организованного внедрения составит не более полу года.

Например, компания Amway за счет оптимизации запасов на 20 % ускорила процесс пополнения запасов, объем запасов основных товаров уменьшился на 10%, в то время как случаи возникновения дефицита сведены к минимуму, повысила удовлетворенность клиентов до показателя в 97%.[17, с.37]

Для оптимизации размера текущих запасов товарно-материальных ценностей используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила модель экономически обоснованного размера заказа Уилсона (Economic Ordering Quantity model – далее EOQ)[17, с.38].

ABC-модель базируется на принципе Парето, сформулировавшего правило, суть которого сводится к следующему: контроль относительно небольшого количества элементов позволяет контролировать ситуацию в целом. Часто еще сформулированное Парето правило именуют правилом 80/20, что можно истолковать следующим образом: надежный контроль 20%номенклатурных позиций позволяет на 80% контролировать систему (т.е. запасы)[17, с.39].

Суть данной модели состоит в разделении всей совокупности запасов товарно-материальных ценностей на три категории исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий их недостатка для хода операционной деятельности и финансовых результатов и т. п.

В категорию «А» включают наиболее дорогостоящие и значимые виды запасов, доля которых в номенклатурном перечне составляет приблизительно 20%, а в стоимости запасов — 80%. Количество видов конкретных товарно-материальных ценностей, входящих в категорию «А», обычно ограничено и требует еженедельного контроля.

В категорию «B» включают товарно-материальные ценности, имеющие меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных финансовых результатов. Доля запасов группы «В» составляет в номенклатуре 30%, их доля в стоимости 15%. Запасы этой группы контролируются обычно один раз в месяц.

В категорию «С» включают все остальные товарно-материальные ценности с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Доля запасов данной группы составляет в номенклатуре 50%, их доля в стоимости равна 5%. Объем закупок таких ценностей может быть довольно большим, поэтому контроль над их движением осуществляется не чаще одного раза в квартал2.


Цифры, указанные в ABC-модели, являются примерными, так как каждое предприятие для себя определяет, какое количество запасов должно быть отнесено к категории «A», «B» и «C». Это зависит от отрасли, в которой работает организация, а также от спроса на продукцию[17,с.39].

Основная идея XYZ-модели состоит в группировании объектов по однородности анализируемых параметров, другими словами - по коэффициенту вариации[20].

В качестве объектов анализа, при применении данной модели, можно выбрать товар, товарную группу, поставщика и т.п. Затем необходимо определить параметр, по которому будет проводиться анализ. Как правило, анализ проводится по продажам товара или по отгрузке комплектующих со склада. Выбор единиц измерения при проведении данного анализа не имеет принципиального значения.

В группу «X» попадают товары, характеризуемые устойчивым постоянным потреблением и с коэффициентом вариации менее 10%.

В группу «Y» входят товары, потребление которых колеблется, но закономерности колебаний прогнозируемы (чаще всего это сезонность) и с коэффициентом вариации от 10% до 25%.

В группу «Z» попадают товары, потребление которых нестабильно и закономерности колебаний непрогнозируемы, их коэффициент вариации составляет более 25%[20].

Математическая модель EOQ определяет оптимальный объем запасов исходя из цели минимизации затрат на их приобретение и хранение при удовлетворении прогнозируемого спроса на эти товары. Эти издержки варьируются в зависимости от заказанного количества так, как показано на рисунке 3.

Рисунок 3. -Определение оптимального объема заказа. Источник: Нужные товары точно в срок: оптимизация запасов [Электронный ресурс]. URL: http://www.sas.com/ru_ru/customers/amway-china.html (дата обращения: 12.09.2018).

В основе расчета данной модели лежит деление всех затрат, связанных с запасами (за исключением расходов на их приобретение, общая сумма которых неизменна и зависит только от величины годового потребления данного вида запаса) на две группы в зависимости от изменения совокупных затрат при изменении объема партии заказа:

1. Затраты, которые связаны с заказом очередной партии запасов (включая расходы по транспортировке и приемке товаров) и не зависят от величины партии.

2. Затраты по хранению товаров на складе в течение определенного времени, которые зависят от объема запасов[20].

Очевидно, что с позиции минимизации первой группы затрат предприятию выгодно завозить сырье, материалы или товары для перепродажи как можно более высокими партиями.