Файл: Адаптация ребенка к школе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учебная деятельность сама по себе является фактором, изменяющим иерархию мотивов младшего школьника. Однако качество этого изменения и его влияние на общий уровень адаптации к школе определяется особенностями процесса обучения. При отсутствии должного внимания к психологической составляющей адаптации мотивация обучения будет преимущественно внешней, направленной на получение хорошей оценки, а адаптация к школе останется на недостаточном уровне. Правильно выстроенный процесс обучения, учитывающий индивидуальные особенности детей и общие характеристики младшего школьного возраста, способен скорректировать недостаточную сформированность адаптации к школе и способствовать повышению учебной мотивации, являющейся залогом гармоничного прохождения процесса обучения и социализации.

В структуре психологической готовности к школе выделяют пять аспектов: интеллектуальная готовность; личностная готовность; эмоционально-волевая готовность; социально-психологическая готовность; функциональная готовность. Главными аспектами психологической готовности к обучению считают мотивационную и волевую готовность, тесно связанные между собой и проявляющиеся в феномене произвольного поведения. Способность к произвольному управлению поведением рассматривается как главный показатель готовности ребенка к школьному обучению при поступлении в первый класс.

Одна из главнейших задач школьного психолога заключается в своевременной диагностике и коррекции дезадаптации к школьному обучению. Взаимодействие педагога, психолога и родителя в период адаптации ребенка к школе способствует формированию у него внутренней позиции ученика, становлению необходимых навыков учебной деятельности и учебной мотивации.

Анализ и интерпретация данных эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы:

  1. В течение первого года обучения в школе изменяется структура мотивационной сферы первоклассника. На задний план отходят игровая и внешняя мотивация, доминировать начинают учебная и социальная мотивация, а также мотивация на отметку. Повышается уровень адаптации к школе. Однако если изменение структуры мотивации затрагивает всех первоклассников, то повышение адаптации к учебе наблюдается только у тех младших школьников, обучение которых строилось на основании индивидуального подхода с учетом характерных особенностей психики младшего школьника и базировалось на совместной деятельности педагога, психолога и родителей. Такие дети характеризуются возрастанием учебного и социального мотивов и снижением игрового и внешнего мотивов уже к концу первого полугодия обучения и сохранением данной тенденции к концу первого года обучения. Различия между ними и детьми, психологической адаптации которых не удеяется должного внимания, являются достоверными по показателям внешней и игровой мотивации (у последних они выше) и мотивации на учебу и адаптации к школе (у последних они ниже). Первоклассники, при обучении которых учитель сосредотачивается на интеллектуальном развитии детей и не придает значения психологической составляющей, также характеризуются снижением роли игрового мотива, но при сохранении внешней мотивации и значительном росте мотивации на отметку. Такую мотивацию нельзя считаться оптимальной, поскольку она не формирует у ребенка внутренней позиции ученика и не способствует принятию учебной деятельности в качестве ведущей.
  2. Анализ различий между показателями адаптации к школьному обучению в начале учебного года, в конце первого полугодия обучения и в конце первого года обучения не выявил достоверных изменений в значениях адаптации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Анастази А. Психологическое тестирование. - СПб., 2001.-688 с.
  2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - М., 2001. - 352 с.
  3. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П.Зинченко. - СПб, 2006. – 672 с.
  4. Васанов А.Ю. Первичная обработка данных психологического исследования. - М., 2006. – 56 с.
  5. Выготский Л. С. Мышление и речь. – М., 2011. – 640 с.
  6. Гребенникова О.В. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения дошкольников // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 1(3)
  7. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: учебное пособие. - М., 2004. -544 с.
  8. Заюнчковский О.С. Развитие произвольности младших школьников с использованием инновационных коррекционно-развивающих психофизиологически ориентированных технологий: дисс. … канд. психол. наук. – М., 2010. – 141 с.
  9. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб, 2005. — 940 с.
  10. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб, 2008. – 583 с.
  11. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М., 2011. - 656 с.
  12. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб, - 2004, - 392 с.
  13. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 2010. - 464 с.
  14. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996. – 352 с.
  15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2004. 713 с.
  16. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М., 2005. - 460 с.
  17. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб, 2001. – 350 с.
  18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности. - М., 2001. - 416 с.
  19. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для пед.вузов. – СПб., 2009. – 304 с.
  20. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. – Москва – Воронеж, 1998. – 256 с.
  21. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка / под.ред. Бурменской Г. В. – М., 2005. – 656 с.
  22. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. 3-е изд. - М.; Воронеж, 2001. - 416 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Методика исследования мотивации учения у старших дошкольников и первоклассников.

Инструкция для ребенка: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (или «девочки», зависит от пола ребенка) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился». Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». Четвёртый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь». Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки».


При зачитывании инструкции психолог последовательно выкладывает на стол перед ребенком карточки с наглядными изображениями того или иного типа мотивации:

  • Рисунок 1 - женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках (внешний мотив).
  • Рисунок 2 - фигура ребёнка, сидящего за партой (учебный мотив).
  • Рисунок 3 - фигурки двух детей играющих в мяч (игровой мотив).
  • Рисунок 4 - две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль (позиционный мотив).
  • Рисунок 5 - фигурка с портфелем в руках направляется к зданию (социальный мотив).
  • Рисунок 6 - фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь (отметка).

По окончанию прочтения рассказа и после выкладывания всех карточек психолог задает ребенку следующие вопросы: «Кто из детей, по-твоему, прав? Почему?», «С кем из детей ты бы хотел играть? Почему?», «С кем из детей ты хотел бы вместе учиться? Почему?».

Экспериментатор фиксирует ответы ребенка и оценивает их по следующей шкале:

  • внешний мотив - 0 баллов;
  • учебный мотив – 5 баллов;
  • позиционный мотив - 3 балла;
  • социальный мотив – 4 балла;
  • отметка - 2 балла;
  • игровой мотив - 1 балл;

Доминирующая мотивация ребенка определяется по тому, какой из мотивов набрал наибольшее количество баллов. Отсутствие доминирующей мотивации является показателем несформированности адаптации к школе.

Общее количество баллов свидетельствует об уровне адаптации к обучению: чем оно выше, тем более сформирована мотивация на обучение и тем выше адаптация к школе.

Приложение 2

Таблица 1 - Описание по разделам содержания занятий

п/п

Название раздела

Название тем

Содержание занятий

1

 Раздел 1:  Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни

«Ввод Занятие 1. Вводное занятие. С днем рождения, группа!»

«В  Занятие 2.«Я и мое имя»

        Занятие 3.«Школьные правила»

Занятие 4.«Для чего ходят в школу?»

Занятие 5.«Собираем портфель»

Занятие 6.«Школьные оценки»

Занятие 7.«Подсказки и списывание»

Занятие 8.«Что такое хорошо?»

Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, раскрытие правила общения в группе.

Занятие 9.«Мои эмоции»

Занятие 10."Мое настроение"

Занятие 11.«Конверты "Радости"и "Огорчений"»

Занятие 12.«Радость – одна на всех»

Занятие 13. «Чудо-дерево»

Занятие 14.«Наши страхи»

Занятие 15.«Грусть и печаль»

Занятие 16.«Я контролирую себя»

Занятие 17. «Слушай команду»

Занятие 18.«Волшебная клетка»

Занятие 19. «Планета эмоций»

2

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей; совершенствование навыков общения, формирование у обучающихся умение понимать друг друга.

3

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков

Занятие 20. «Что такое общение»

Занятие 21. «Путешествие в страну «Понимание»»

Занятие 22. «Школьник и дошкольник»

Занятие 23. «Я — доброжелательный»

Занятие 24. «Волшебные средства взаимопонимания»

Занятие 25. «Драки и обида»

Занятие 26. «Учимся работать дружно»

Занятие 27. «Мы поссорились и помирились»

Занятие 28. «Застенчивость и Уверенность»

формирование коммуникативных и познавательных  УУД, усвоить нормы общении с детьми и взрослыми; развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами, вырабатывать в детях доброжелательное отношение друг к другу, сплочение классного коллектива.

4

Раздел 4. Заключительная часть.

Занятие 29. «Дерево дружбы»

Занятие 30. «Первоклассное путешествие»

Занятие 31. Игра «Что я знаю про свою школу»


Приложение 3

Таблица 1. Сводная таблица данных эмпирического исследования психолого-педагогических условий адаптации детей к школе

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Pol

Vozrast

Gruppa

Vnesh-1

Igrovoi-1

Otmetka-1

Pozic-1

Social-1

Uchebn-1

Adapt-1

Vnesh-2

Igrovoi-2

Otmetka-2

Pozic-2

Social-2

Uchebn-2

Adapt-2

Vnesh-3

Igrovoi-3

Otmetka-3

Pozic-3

Social-3

Uchebn-3

Adapt-3

1

1

7

1

2

1

0

0

0

0

1

0

0

0

0

2

1

13

0

0

0

0

1

2

14

2

1

7

1

1

2

0

0

0

0

2

0

1

1

1

0

0

6

0

0

2

1

0

0

7

3

1

7

1

0

3

0

0

0

0

3

0

0

0

1

1

1

12

0

0

0

0

2

1

13

4

1

7

1

0

0

0

1

2

0

11

1

0

1

0

1

0

6

0

0

0

0

0

3

15

5

1

7

1

0

0

0

0

0

3

15

0

1

1

0

0

1

8

0

0

1

0

1

1

11

6

1

8

1

1

2

0

0

0

0

2

0

1

1

0

1

0

7

0

0

1

0

1

1

11

7

1

8

1

1

2

0

0

0

0

2

0

0

0

0

1

2

14

0

0

0

0

0

3

15

8

1

8

1

0

0

3

0

0

0

6

0

1

0

0

0

2

11

0

0

0

0

1

2

14

9

2

6

1

0

0

0

3

0

0

9

1

1

0

0

0

1

6

0

0

0

1

2

0

11

10

2

7

1

0

1

0

0

2

0

9

0

0

0

0

1

2

14

0

0

0

0

2

1

13

11

2

7

1

0

0

2

1

0

0

7

0

1

0

0

0

2

11

0

0

0

0

0

3

15

12

2

7

1

0

0

0

0

0

3

15

0

1

0

0

0

2

11

0

1

1

0

0

1

8

13

2

7

1

1

0

0

2

0

0

6

1

1

1

0

0

0

3

0

0

1

0

1

1

11

14

2

7

1

0

1

2

0

0

0

5

0

1

0

0

0

2

11

0

1

0

0

0

2

11

15

2

7

1

0

0

0

1

2

0

11

0

1

0

0

0

2

11

0

0

0

0

0

3

15

16

2

7

1

1

2

0

0

0

0

2

0

1

0

0

1

1

10

0

0

0

0

2

1

13

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

17

2

7

1

0

0

0

0

3

0

12

0

1

0

0

0

2

11

0

0

0

1

0

2

13

18

2

7

1

0

3

0

0

0

0

3

0

0

0

0

2

1

13

0

0

0

0

1

2

14

19

2

7

1

0

0

2

0

1

0

8

0

2

0

0

0

1

7

0

1

0

0

0

2

11

20

2

8

1

0

1

2

0

0

0

5

0

0

1

0

0

2

12

0

0

1

0

1

1

11

21

1

7

2

0

1

2

0

0

0

5

0

1

2

0

0

0

5

0

0

2

1

0

0

7

22

1

7

2

0

0

0

1

2

0

11

0

1

0

1

1

0

8

0

0

1

1

1

0

9

23

1

7

2

2

1

0

0

0

0

1

1

2

0

0

0

0

2

1

1

1

0

0

0

3

24

1

7

2

0

2

0

0

1

0

6

0

2

1

0

0

0

4

0

1

2

0

0

0

5

25

1

7

2

1

2

0

0

0

0

2

0

1

2

0

0

0

5

0

0

0

1

2

0

11

26

1

7

2

1

0

0

0

1

1

9

0

0

0

0

2

1

13

0

0

1

0

1

1

11

27

1

7

2

0

3

0

0

0

0

3

1

2

0

0

0

0

2

1

1

1

0

0

0

3

28

1

8

2

0

0

2

0

1

0

8

0

0

1

0

2

0

10

0

0

1

1

1

0

9

29

1

8

2

1

2

0

0

0

0

2

1

1

1

0

0

0

3

1

0

2

0

0

0

4

30

1

8

2

0

0

1

1

0

1

10

1

0

1

1

0

0

5

2

0

1

0

0

0

2

31

2

6

2

1

2

0

0

0

0

2

1

2

1

0

0

0

4

1

0

2

0

0

0

4

32

2

7

2

0

0

0

0

0

3

15

0

0

1

0

0

2

12

0

0

1

0

1

1

11

33

2

7

2

0

0

0

0

2

1

13

0

0

1

0

1

1

11

0

0

1

0

1

1

11

34

2

7

2

0

1

1

1

0

0

6

1

1

1

0

0

0

3

1

2

0

0

0

0

2

35

2

7

2

1

0

2

0

0

0

4

1

0

2

0

0

0

4

1

0

2

0

0

0

4

36

2

7

2

0

0

0

2

0

1

11

0

0

1

1

0

1

10

0

0

1

0

0

2

12

37

2

7

2

1

2

0

0

0

0

2

1

1

1

0

0

0

3

1

1

0

1

0

0

4

38

2

7

2

0

0

2

0

1

0

8

0

0

2

1

0

0

7

0

0

1

1

1

0

9

39

2

7

2

1

1

1

0

0

0

3

1

1

1

0

0

0

3

0

0

3

0

0

0

6

40

2

8

2

0

0

0

0

3

0

12

0

0

0

0

3

0

12

0

0

0

0

2

1

13

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Среднее арифметическое значение

0,40

0,88

0,55

0,33

0,53

0,33

6,68

0,30

0,73

0,63

0,15

0,48

0,75

8,08

0,25

0,23

0,75

0,23

0,63

0,93

9,53

Стандартное отклонение

0,59

1,02

0,90

0,69

0,91

0,83

4,30

0,46

0,68

0,67

0,36

0,78

0,84

3,83

0,49

0,48

0,81

0,42

0,74

1,02

4,18