Файл: Профессиональный стресс в управленческой деятельности (Классификация стресса и фазы развития стресса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

В конце рабочей недели я чувствую себя эмоционально опусташенным(ой), без ярких эмоций и чувств

1 2 3 4 5 6

2

К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон

1 2 3 4 5 6

3

По утрам в рабочие дни у меня плохое настроение, я считаю дни и часы до выходных

1 2 3 4 5 6

4

Результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

1 2 3 4 5 6

5

Меня раздражают подчиненные и мои коллеги, которые медлительны и некомпетентны

1 2 3 4 5 6

6

Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным человеком*

1 2 3 4 5 6

7

При разговоре с агрессивными или конфликтными работниками я умею договориться и избежать конфликтов

1 2 3 4 5 6

8

Я чувствую упадок сил и апатию по отношению к моей работе

1 2 3 4 5 6

9

Я умею внести «искру» в работу (заинтересованность) моих подчиненных (деловых партнеров)

1 2 3 4 5 6

Продолжение таблицы 3

10

В последнее время я стал(а) более черствым (безчувственным) во взаимоотношениях с коллегами (подчиненными)

1 2 3 4 5 6

11

Люди, с которыми мне приходится работать, не интересны для меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня

1 2 3 4 5 6

12

Я работаю с удовольствием, и у меня много планов на будущее, связанных с моим профессиональным развитием. Я верю в их осуществление

1 2 3 4 5 6

13

У меня много жизненных разочарований

1 2 3 4 5 6

14

Я чувствую равнодушие и и потерю интереса ко многому ,что радовало меня раньше

1 2 3 4 5 6

15

Мне безразлично, что происходит с моими подчиненными. Я предпочитаю формальное общение с ними, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума

1 2 3 4 5 6

16

Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех

1 2 3 4 5 6

17

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе

1 2 3 4 5 6

18

Я легко общаюсь на работе со всеми (подчиненными, коллегами, техническим персоналом) независимо от их амбиций, эмоционального состояния и манеры общения

1 2 3 4 5 6

19

Я доволен (на) моими жизненными и профессиональными успехами (достижениями)

1 2 3 4 5 6


Окончание таблицы 3

20

Я чувствую себя на пределе возможностей

1 2 3 4 5 6

21

Я смогу еще много сделать в своей жизни

1 2 3 4 5 6

22

Я проявляю к подчиненным больше внимания и заботы, чем получаю от них признательности и благодарности

1 2 3 4 5 6

Лист (бланк) для ответов должен включать:

Фамилия, имя, отчество…………………………………

Возраст……………………………………………………

Пол…………………………………………………………

Профессия/должность……………………………………

Стаж работы в данной должности………………………

Интерпретация, обработка результатов. В соответствии с общим "ключом" (таблица 4) подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора.

Таблица 4

Ключ к тесту Ключ к тесту "Профессиональное (эмоциональное) выгорание"

Субшкала

Номер утверждения

Максимальная сумма баллов

Эмоциональное истощение

1,2,3,6*,8,13,14,16,20

54

Деперсонализация/цинизм

5,10,11,15,22

30

Профессиональная успешность

4,7,9,12,17,18,19,21

48

Примечание. * отмечен "обратный" вопрос, который считается в обратном порядке.

Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей ( таблица 5) и соотносятся с тестовыми нормами (таблица 6).

Таблица 5

Уровни показателей выгорания

Субшкала

Группы

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Очень высокий уровень

Шкальные оценки

1 балл

2 балла

3 балла

5 баллов

Эмоциональное истощение

Мужчины

5-15

16-24

25-34

>34

Женщины

6-16

14-25

26-34

>34

Деперсонализация/цинизм

Мужчины

2-4

5-12

13-15

>15

Женщины

1-4

5-10

11-13

>14

Профессиональная успешность

Мужчины

37-48

34-28

27-23

22 и <

Женщины

37-48

35-28

27-22

21 и <


Таблица 6

Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания

Низкая степень

Средняя степень

Высокая степень

Крайне высокая степень

3-4 балла

5-6 баллов

7-9 баллов

10 баллов и больше

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации – необходимый механизм психологической защиты для целого ряда социальных (или коммуникативных) профессий в процессе профессиональной адаптации. При анализе индивидуальных показателей по шкале "профессиональная эффективность" следует учитывать возраст и этап становления человека в профессии. Начальный период профессиональной адаптации неизбежно связан с осознанием молодым специалистом некоторой недостаточности своих знаний и умений требованиям практической деятельности. Это, естественно, обусловливает определенную напряженность (психологический стресс) в рабочих ситуациях профессиональной деятельности. Если подобное явление не учитывать, можно ошибочно интерпретировать у начинающих специалистов низкие баллы по шкале "персональные достижения" как симптомы выгорания. У сформировавшихся специалистов на этапе зрелости и поздней зрелости низкие баллы по шкале "профессиональная эффективность" часто свидетельствуют о сниженной самооценке значимости действительно достигнутых результатов и вторичном снижении продуктивности из–за изменения отношения к работе. Таким образом, при исследовании динамики выгорания необходимо брать в расчет как конкретные значения по всем трем субшкалам, так и их взаимосвязь. Взаимосвязь и взаимовлияние факторов выгорания определяют динамику процесса его развития.

    1. Результаты исследования

В исследовании по методике «Оценка профессионального стресса» (опросник Вайсмана) приняли участие 15 руководителей структурных подразделений и организаций ООО «Энтер», ООО «Калибри», ООО УК «Новый город». Результаты приведены в таблице 7.

Таблица 7

Результаты исследования по методике «Оценка профессионального стресса»


Номер исследуемого

Результат

Номер исследуемого

Результат

1,5

32

8

56

2

70

9

21

3

53

11

72

Окончание таблицы 7

4,10,12

41

13

36

6

65

14

61

7,15

48

Результаты: средний уровень стресса исследуемых – 47,8, минимальный 21, максимальный 72.

Исследование показало, что у 1/3 испытуемых руководителей высокий (более 55) уровень стресса, а низкий уровень стресса (менее 35) всего у 2 человек.

В исследовании по методике "Профессиональное (эмоциональное) выгорание" также приняли участие 15 руководителей структурных подразделений и организаций. Среди них 5 женщин и 6 мужчин. Окончательная оценка проведена по интегральному показателю выгорания. Результаты приведены в таблице 8.

Таблица 8

Результаты исследования по методике «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»

Уровень

Количество испытуемых

Процент от общего числа

Низкая степень

1

6.7%

Средняя степень

6

40%

Высокая степень

6

40%

Очень высокая степень

2

13,3%

Большинство участвующих в исследовании имеет среднюю и высокую степень эмоционального выгорания. Более 50% опрошенных имеют высокую степень профессионального выгорания.

    1. Рекомендации по результатам исследования

Результаты исследований показали достаточно высокий уровень стресса среди группы испытуемых. Рекомендации можно разделить на две большие группы: направленные на профилактику стресса (для тех, у кого уровень стресса на данный момент невысокий) и на борьбу со стрессом.

В процессе деятельности любого рода возникает утомление, которое поначалу носит слабо выраженный характер. Именно в этот момент необходимо оптимизировать состояние, не допуская перезагрузки нервной системы, с которой бороться уже намного труднее.

Противострессовая переделка дня [14]. В повседневной жизни многие из нас регулярно допускают одну и ту же ошибку: когда возращаются домой после сложной трудовой или учебной деятельности, они продолжают находиться в состоянии возбужденности, волнения, нервозности и дома. Поэтому, приходя домой после трудового дня, насыщенного различными событиями, желательно потратить небольшое количество времени (10–15 мин) на релаксационные упражнения. Также некоторые из них возможно делать во время рабочего дня, сделав небольшой перерыв.


Примеры релаксационных упражнений:

1. Необходимо сесть в кресло, расслабиться и спокойно отдохнуть, ни о чем не задумываясь. Если нет возможности сесть в кресло, можно поудобнее сесть на стул, приняв релаксационную «позу кучера».

2. Медленно, делая акценты на каждом этапе действий, заварить крепкий чай или сварить ароматный кофе, в зависимости от собственных предпочтений. Растянуть процесс употребления напитка на 10 мин, смакуя и ни о чем серьезном не размышляя в этот момент.

3. Включить любимую музыку и послушать ее, закрыв глаза, отдавшись приятным воспоминаниям.

4. Принять ванну, она не должна быть горячей, температура ее должна быть комфортной. Если человек привык использовать ароматические соли, можно их добавлять, предварительно ознакомившись с особенностями действия именно этих солей, они не должны быть возбуждающими.

5. Погулять на свежем воздухе, желательно, чтобы окружающий пейзаж был приятен глазу.

6. Надеть спортивный костюм и кроссовки и сделать небольшую десятиминутную пробежку.

Перечисленные упражнения элементарны, какому из них отдать предпочтение, зависит от личных особенностей, вкусов и пристрастий, но любое из них поможет справиться со стрессом, так как переключает внимание и мысли на другой вид деятельности, хотя бы на короткий промежуток времени.

Ниже предлагаются несколько различных комплексов и упражнений, c помощью которых можно перегрузку нервной системы [16, c. 101]. Комплексы состоят из довольно простых упражнений, занимающих по времени от 1 до 15 минут. Следует заметить, что, несмотря на кажущуюся простоту, эффект от их выполнения будет достигнут лишь при условии регулярной практики.

Комплекс 1[16, c. 102]

Выполняется для снятия уственного утомления,а также используется снижении работоспособности.

1. Исходное положение стоя. Глаза расфокусированы, полузакрыты, мышцы расслаблены.

2. Активно растереть ладони, обратные стороны кистей до ощущения тепла.

3. Погладить голову в направлении роста волос – от передней части головы назад.

4. Кончиками пальцев мягко погладить последовательно лоб, щеки, подбородок, ушные раковины. Повторить 3-4 раза.

5. Расслабив мышцы шеи, сделать по 3 полных медленных оборота головой в каждую сторону.

6. Положив подбородок на грудь, напрячь мышцы шеи на 4-6 сек.

7. Выполнить 5 круговых махов прямыми руками вперед и столько же назад.

8. Левой кистью, энергично разминая, промассировать плечо и предплечье правой руки. Сделать то же самое для левой руки.