Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Концепция менеджмента как набора определенных функций. Специфические и неспецифические функции менеджмента и их сбалансированность

Рассмотрим функции менеджмента более подробно.

Функция планирования отражает процесс принятия решения, в котором определяются цели организации и задачи, решение которых позволит участникам предприятия добиться поставленных целей. Значимость планирования обуславливается в подготовке к завтрашнему дню, которая подразумевает определение мероприятии или ресурсов, которые позволят предприятию продолжать свою деятельность. Следует отметить, что не существует единых рекомендации по реализации функций планирования, так как на сам процесс влияние оказывает множество факторов, среди которых наиболее значимый: положение менеджера в иерархической лестнице предприятия. Одним из видов планирования на предприятии выступает стратегическое планирование, которое предполагает [8]:

- оценку деятельности предприятия в долгосрочной перспективе;

- анализ тенденций развития внешней среды предприятия и возможность достижения целей предприятия при установленных условиях (поведение конкурентов рассматривается отдельно).

Таким образов с помощью стратегического планирования осуществляется анализ положения предприятия на рынке, если такое планирование осуществляется на высшем уровне руководства компании.

Среднее звено управленцев предприятия отвечает за тактическое планирование, в котором разрабатываются промежуточные цели способствующие достижению стратегических целей и решению стратегических задач. Важность стратегического планирования отражается на предприятиях со сложной структурой управления и подчинения, так как деятельность всех подразделения должна быть слажена и интегрирована между собой. Именно механизм координации деятельности подразделений и их взаимная интеграция отражается в тактических планах. Поэтому их ответственность с точки зрения тактического планирования состоит в том, чтобы в основу планирования положить идеи, которые были рождены при стратегическом планирова-нии.

На нижнем уровне управления предприятие планирование отражается в формировании оперативных планов, которые выступают основой планирования. Оперативные планы отражают стандарты деятельности каждого подразделения предприятия, способствующие направлению усилий каждого работника на достижение общих и главных целей предприятия. Все виды планирования, которые применяются на предприятии, представляют собой общую систему планирования, которую часто называют бизнес-планом функционирования предприятия.


После того как разработаны планы по достижению поставленной цели наступает период, когда требуются уже реальные действия по организации условий, в которых планы будут осуществляться. На этом этапе проявляется такая функция менеджмента как функция организации. Эта функция направлена на формирование определенного порядка выполнения действий самого менеджера и его подчиненных. Реализация функции организации способствует определению исполнителей управленческих решений, а также необходимое количество ресурсов для исполнения конкретного задания [10].

После определения кто будет исполнять определенное задание и какие для этого потребуются ресурсы встает вопрос: как заинтересовать работника на результат. Таким образом, проявляется следующая функция менеджмента - функция мотивации. Мотивация персонала в производственном процессе играет важную роль, ведь сотрудник может работать с энтузиазмом и усердием, а может и пытаться уклоняться от выполнения заданий. Поэтому следует определить мотив поведения, который побудит сотрудников, включая менеджера, к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. После определения исполнителей и выявления мотивов к труду необходимо организовать контроль над исполнением, т.е. проявляется функция контроля.

В соответствии с общими функциями управления в менеджмент различаются и специфические функции управления, среди которых, прежде всего, выделяются такие, как: управление производством, управление маркетингом, управление финансами.

К неспецифическим функциям менеджмента относят: социальную функцию, обучающую, корректирующую, интегрирующую и стимулирующую.

Разделяют конкретные (специальные) и общие функции управления. К специальным функциям относятся управление конкретными направлениями деятельности предприятия. Их изучают в соответствующих экономических науках. В качестве таких функций можно назвать [11]:

  • управление основным производством (организация производства);
  • управление предприятием в целом (экономика предприятия);
  • управление развитием производства (инновационный менеджмент);
  • управление взаимодействием с окружающей средой, в том числе с рынком (маркетинг, в части управления им);
  • управление кадровым обеспечением (управление персоналом);
  • управление движением материальных средств на предприятии (бухгалтерское дело);
  • управление информационным обеспечением предприятия (автоматизированные системы управления технологическими процессами, информационные технологии управления и т.д.);
  • управление материальными потоками во внесистемных связях (логистика) и т.д.

Сбалансированность функций менеджмента обеспечивается за счет управления основным, обеспечивающими и вспомогательными направлениями деятельности предприятия конкретные функции выступают в виде руководства комплексными вопросами, как, например, управление качеством (система качества).

Общие функции управления – это такие направления управленческой деятельности, которые в том или ином виде постоянно просматриваются во всех конкретных функциях.

По направленности воздействия функции управления подразделяются на основные, обеспечивающие и вспомогательные (обслуживающие).

Основные функции – направления деятельности системы, непосредственно связанные с процессом получения конечных результатов ее функционирования: организация, планирование, координация, мотивация (создание механизма управления) и контроль/

Обеспечивающие функции – направления деятельности, не связанные с основным процессом, но содействующие получению продукции, вырабатываемой системой: научное обеспечение процесса управления, информационное обеспечение аппарата управления и обеспечение ресурсами управленческой деятельности/

К вспомогательным функциям относятся направления деятельности системы, создающие нормальные (оптимальные) условия ее функционирования: делопроизводство и создание нормальных условий функционирования управленческого персонала [10].

Под интегрированной системой менеджмента (ИСМ) следует понимать часть системы общего менеджмента, отвечающую требованиям двух или более международных стандартов и функционирующую как единое целое. Очевидно, что ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации, поскольку ИСМ не затрагивает вопросы финансового, инвестиционного менеджмента, менеджмента ценных бумаг и т.д.

О тождественности понятий "интегрированная система менеджмента" и "система общего менеджмента" можно будет говорить лишь после того, как будут разработаны стандарты на все области, охватываемые общим менеджментом организации. Исходя из этого, логично предположить, что создание ИСМ будет происходить до тех пор, пока не будут стандартизированы все области общего менеджмента, что может оказаться неопределенно длительным процессом. Далее будут рассмотрены преимущества ИСМ.

Внедрение интегрированной системы менеджмента на предприятии позволяет решить следующие проблемы, зачастую возникающие при параллельном или последовательном независимом внедрении нескольких стандартов [15]:


  • дублирование процессов, документов, должностей и функций подразделений;
  • запутанность взаимосвязей между системами управления качеством, экологией, профессиональной безопасностью и здоровьем при независимом внедрении;
  • сложность целостного восприятия системы менеджмента руководством компании, и, соответственно, низкая эффективность планирования, контроля и управления в целом;
  • длительный срок внедрения группы стандартов на предприятии;
  • большая трудоемкость и потребность в ресурсах при независимом внедрении группы стандартов.

Построение интегрированной системы менеджмента, что называется «с нуля», должно строиться на принципах, установленных в международных стандартах менеджмента. При этом в качестве базовых должны приниматься принципы менеджмента качества, в первую очередь, такие как процессный подход, системный подход, лидерство руководителя, вовлечение работников и постоянное улучшение. Реализация именно этих принципов позволяет наилучшим образом обеспечить интегрирование положений стандартов на отдельные системы в единый комплекс.

Принципы процессного и системного подхода могут быть реализованы путем построения целостной модели процессов ИСМ согласно требованиям выбранной группы стандартов. Модель строится с использованием методологии IDEF0, которая позволяет с достаточной степенью детализации описать требования ИСМ, и в то же время оставляет возможность для дальнейшей декомпозиции. Это обстоятельство обеспечивает возможность адаптации универсальной модели ИСМ практически в любой организации. Помимо этого, методология IDEF0 принята Госстандартом России в руководящем документе "РД IDEF0-2000 Методология функционального моделирования" /1/. Документ описывает семантику нотации IDEF0, правила и методику структурированного графического описания процессов и является правовой базой для применения этой методологии в России.

Ниже приведен алгоритм, в соответствии с которым была построена модель [15]:

Последовательный анализ вышеназванных стандартов с целью выявления требований относительно процессов, которые должны присутствовать в системе менеджмента организации;

Анализ связей между процессами (определение потоков документации, информации, ресурсов, объединяющих процессы в систему);

Выявление общих требований трех стандартов к процессам, документации и ресурсам с целью исключения дублирования составляющих ИСМ;

Последовательная декомпозиция процессов интегрированной системы менеджмента, необходимая для включения в модель всех требуемых процессов;


Анализ и построение системы взаимосвязей процессов ИСМ;

Проверка соответствия полученной модели первоначально выявленным требованиям стандартов и устранение выявленных несоответствий;

Ниже приведена модель ИСМ, построенная по вышеприведенному алгоритму, интегрирующая требования упомянутых стандартов.

Общая глубина декомпозиции модели достигает 5 уровней, однако регламент настоящей статьи не позволяет привести модель полностью, а также дать развернутый комментарий к каждому из представленных процессов [12].

Приведем пример корня дерева процессов модели - процесс «А0 Деятельность компании». Он декомпозируется на четыре подпроцесса, для каждого из которых определены ключевые управляющие воздействия, механизмы, входы и выходы:

  • управление деятельностью компании;
  • обеспечение ресурсами;
  • производство продукции и оказание услуг;
  • измерения, анализ и улучшения.

Сегодня крупные компании все чаще внедряют несколько систем менеджмента, основанных на международных стандартах ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18000. Совокупность сертификатов ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18000 как раз и представляет собой Интегрированные системы менеджмента [14].

Интегрированная система менеджмента (ИСМ) - это часть системы общего менеджмента организации, отвечающая требованиям двух или более международных стандартов на системы менеджмента и функционирующая как единое целое.

Интегрирование систем менеджмента (качества, экологии, безопасности и социальной ответственности, безопасности продуктов питания и др.), отвечающих требованиям международных стандартов, следует рассматривать как предпосылку для устойчивого развития организации.

ИСМ не следует отождествлять с системой общего менеджмента организации, объединяющей все аспекты деятельности организации [13].

Понятие «интегрированная система менеджмента» носит ограниченный характер, хотя и является более комплексным, чем понятие о каждой из тех отдельных систем менеджмента (система менеджмента качества, система экологического менеджмента и др.), которые объединены в ИСМ. Даже при внедрении в организации всех действующих в настоящее время международных стандартов менеджмента интегрированная система менеджмента не будет тождественна системе общего менеджмента организации, т.к. область ее распространения пока еще не включает финансовый менеджмент, менеджмент персонала, инновационный менеджмент, менеджмент рисков, менеджмент ценных бумаг и др.

Вывод: В простом понимании контроль отражает процесс измерение фактически достигнутых результатов и их сопоставление с запланированными показателями. В рамках менеджмента под контролем понимается определенный вид управленческой деятельности, способствующий поддержание запланированного пути развития предприятия путем сравнения реальных показателей деятельности с установленными стандартами.