Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.04.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- общие положения о предприятии / структурном подразделении / должности;

- задачи и функции предприятия / структурного подразделения / должности;

- права предприятия / структурного подразделения / должности;

- состав и структура предприятия / структурного подразделения.

Следует отметить, что организационные документы

- самого предприятия разрабатываются его учредителем;

- структурного подразделения разрабатывается руководителем подразделения, и подлежит обязательному утверждению руководителем предприятия;

- на определенную должность могут быть разработаны совместно руководителем подразделения и функциональным менеджером (например, сотрудником отдела кадров).

Основанием для определения конкретных функций работников служит классификатор профессий. Конкретные функции каждой должности на предприятии прописывается в должностной инструкции. Важность должностной инструкции определяется тем, что через такую инструкцию происходит закрепление обязанностей, прав и ответственность работника предприятия.

Должностная инструкция адресуется непосредственно исполнителю, на которого возлагается выполнение определенных задач в соответствии с занимаемой должностью.

Должностная инструкция необходима для [5, c.66]:

- обеспечения высокой эффективности работы каждого управленца, включая перегрузки в течение рабочего дня (месяца, года),

- поддержания нормального ритма работы,

- полного использования интеллектуальных качеств работника в соответствии с квалификацией.

Таким образом, на должностную инструкции возложена потребность организации в четком разграничении зон ответственности за ключевые показатели, которые характеризуют деятельность предприятия на рынке.

При этом следует помнить, что при изменении какой-либо характеристики выполняемой работы, это изменение требуется отразить в должностной инструкции. Т.е. изменение должностной инструкции осуществляется только на основании изменения характера выполняемой работы, а не смены сотрудника. В связи с чем, регламентирование функций менеджмента для конкретного сотрудника управления предприятием основывается на потребности определения зон ответственности менеджеров различного уровня управления. Однако следует отметить, что определить автономные зоны ответственности не возможно. Это основывается на взаимозависимости функций менеджмента как процесса организации деятельности предприятия и их неразрывность как процесса управленческой деятельности. Процесс формирование управленческих отношений, при которых возможно обеспечить максимальный эффект от взаимодействия всех элементов управляемой системы, отражает сущность функций менеджмента и обеспечивает исполнение управленческих решений с организационной стороны [7, c.21].


Вывод: При организации управленческой деятельности происходит делегирование общей управленческой задачи за счет распределения ответственности и полномочий, а также установления взаимосвязей между различными видами работ. Содержанием функции является:

- способность организационной структуры предприятия приспособляться к задачам запланированной деятельности;

- определение конкретных ресурсов предприятия, включая трудовые, необходимые для исполнения управленческого решения, при этом определенным сотрудникам делегируются права на использование ресурсов предприятия.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО ФУНКЦИЙ

2.1. История развития менеджмента и его функций. Система менеджмент. Состав функций менеджмента

В 1916 году была опубликована работа французского ученого-практика Анри Файоля «Общее и промышленное управление», в которой он рассматривал функции предприятия. В настоящее время взаимодействие предприятия с внешней средой имеет сложный характер, что спровоцировало усложнение функций менеджмента на предприятии [4, c.56].

Под менеджментом понимается способность достижения поставленных целей с использованием умения и таланты других людей. В научной литературе менеджмент, или управление при переводе с английского языка, определяется как функция или вид деятельности руководящего характера реализуемые на любом предприятии. Так же под менеджментом понимается некая часть человеческого знания, которая применима для реализации управляющего вида деятельности на предприятии. Еще одним распространенным определением менеджмента является обозначение определенной категории сотрудников, выполняющих руководство предприятием [8].

Помимо озвученных определений понятия «менеджмент» существует еще понимание менеджмента как комплекс мероприятий, который направлен на достижение целей с помощью других. При этом комплекс предусмотренных мероприятий в рамках управления выполняется непрерывно. Все применяемые действия взаимосвязаны. Само действие уже является определенным процессом, направленным на достижение успеха предприятия. Такой процесс определяют как управленческие функции, по сути, являющегося процессом, содержащими комплекс взаимосвязанных действий; а процесс управления отражает общий объем всех функций.


При решении управленческих проблем необходимо четкое понимание, концепция управления одновременно является процессом взаимосвязанных функций. Другими словами, под функционированием предприятия понимается выполнение определенных действий персоналом, которые направлены на взаимодействие с внешней средой и реализацию взаимодействия между различными подразделениями предприятия.

В свою очередь взаимодействие с внешней средой отражает ролевое функционирование предприятия, при котором выполняется социализация предприятия в системе общества.

Анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной изучению функций менеджмента, показывает разнообразные основания, на которые базируется классификация функций управления [4, c.57].

Согласно теории Файоля в менеджменте выделяют пять функций: планирование – это прогнозирование и подготовка к будущему. Неспособность планировать означает некомпетентность менеджера;

  • организация – это обеспечение бизнеса всем необходимым для функционирования (оборудование, материалы, финансирование, люди), важнейшим элементом здесь является учебная подготовка менеджера;
  • мотивация – вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность;
  • координация – распределение. Командная деятельность как средство выполнения организационной работы; По сути это – управление подчиненными;
  • контроль – проверка и надзор за тем, чтобы всё шло так, как запланировано.

Изначально, согласно теории Адама Смита, единственной управленческой функцией было инвестирование – вложение капитала и приобретение рабочей силы и оборудования. Потом Тейлор ввёл функцию планирования, контроля и координирования в качестве самостоятельных видов деятельности менеджера.

А Файоль скомпилировал и перечислил основные функции, а также заложил основы особого направления в менеджменте – структурно-функционального подхода.

Так, Е.П. Голубков выделяет следующие функции:

- определение целей и задач деятельности организации;

- планирование;

- организация;

- мотивация;

- координация и регулирование;

- учет, анализ и контроль.

У М. Мескона функции менеджмента определяются по видам деятельности:

- стратегическое планирование;

- планирование реализации стратегии;

- организация взаимодействия и полномочий;

- построение организаций;

- мотивация.

Так при изучении научной литературы можно выделить специфические основания, руководствуясь которыми осуществляется классификация:


- особое содержание предполагаемого действия;

- специфический характер предполагаемого действия;

- самостоятельность или зависимость друг от друга.

Однако часто выделяемые функции менеджмента являются взаимопроникаемые и их практически невозможно оделить друг от друга.

Основой управленческой деятельности является планирование, которая оценивается учеными как самая главная функция управления и обеспечивает основу для других функций. Остальные функции менеджмента (организации, мотивации, контроля) направлены на достижение тактических и стратегических планов предприятия.

Система менеджмента - понятие, на первый взгляд, абсолютно понятное. Однако, как показывает практика, для многих система менеджмента ассоциируется только со стандартами по системам менеджмента: ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 и т.д. Многие ошибочно полагают, что если в организации не внедрена система менеджмента в соответствии с одним или несколькими стандартами, то и системы менеджмента нет как таковой.

До внедрения системы менеджмента в соответствии с каким-либо стандартом необходимо сначала провести сравнительный анализ существующей системы менеджмента на соответствие этому стандарту (GAP анализ), о чем сразу предупреждаю организации. Довольно часто я слышу в ответ, что, собственно, пока изучать нечего, т.к. система менеджмента еще не внедрена.

Начну с того, что система менеджмента (система управления) в том или ином виде присутствует в каждой организации, а точнее - ее неотъемлемая часть (независимо от вида деятельности, численности, формы собственности, прибыльности и т.д.). Иными словами, если организация работает на рынке, все еще не закрылась, то она, конечно же, имеет систему (ы) менеджмента. Насколько эта система менеджмента (система управления) эффективна и результативна – это уже другой вопрос.

Ведь, система менеджмента - это организационная структура, управленческие решения, ресурсы компании и т.д. Согласно стандарту ISO 9000, система менеджмента - это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов для установления политики и целей и достижения этих целей. Причем, система управления организации может включать различные системы менеджмента, такие как система менеджмента качества, система финансового менеджмента или система менеджмента окружающей среды. В стандарте не говорится о том, что система менеджмента должна непременно соответствовать какому-то стандарту.

Как правило, система менеджмента любой организации в той или иной степени соответствует требованиям стандартов по системам менеджмента. Например, большинство таких стандартов требуют, чтобы ответственность и полномочия сотрудников были установлены и доведены до сведения сотрудников. В организациях постсоветского пространства широко практикуется разработка должностных инструкций сотрудников, что является ярким примером реализации данного требования. В мировой практике были случаи, когда уже на начальном этапе внедрения системы менеджмента качества в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001 (или в ходе GAP анализа) было установлено практически полное соответствие существующей системы управления требованиям данного стандарта. Яркий пример – военная или космическая промышленность.


Система менеджмента – это целостный комплекс управленческих действий, которые взаимосвязаны, регулярно выполняемы и позволяющие внедрять долгосрочные стратегии компании с максимальной прибылью за счёт обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Еще одно определение. Система менеджмента – это система управления разного рода ресурсами: человеческими, финансовыми, техническими и другими с целью решения бизнес-задач.

В системе менеджмента различают субъект – управляющую подсистему, в данном случае – аппарат управления, и объект – управляемую подсистему, это коллектив.

Системы менеджмента бывают закрытыми и открытыми.

Закрытая система характерна для предприятий-монополистов при стабильной внешней среде и предсказуемой рыночной ситуации. При закрытой системе менеджмент ориентирован на предвидение и корректировку повседневных задач, принятие обязательств, оперативное управление, оптимизацию структуры производства.

Недостатки закрытой системы: недостаточно учитывается роль человеческого фактора.

Открытая система характерна для постоянно меняющейся внешней среды, постоянно развивающемся рынке.

В таком случае управленческие процессы выстраиваются в зависимости от быстро меняющихся задач и событий, которые сложно предвидеть. Управление в открытой системе базируется на творческом, новаторском подходе, понимании взаимосвязей и взаимозависимости элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой.

Эффективность менеджмента в открытой системе измеряется способностью к саморегулированию и самоорганизации, а также достижениями целей при изменчивых внешних условиях.

Также системы менедлжмента включает в себя набор подсистем, таких как:

Финансовый менеджмент – управление финансовыми ресурсами.

Инвестиционный менеджмент – управление инвестиционной деятельностью в различных масштабах.

Стратегический менеджмент – сферы ответственности: развитие компании, постановка целей, реализация стратегий.

Информационный менеджмент.

Инновационный менеджмент.

Маркетинг.

Управление проектами, которое включает в себя: управление персоналом, управление проектированием, управление качеством.

Риск-менеджмент.

Экологический менеджмент.

Менеджмент качества.

Таким образом:

1. У каждой организации имеется своя система менеджмента (или системы менеджмента);

2. Каждая система менеджмента, как правило, в той или иной степени соответствует требованиям стандартов ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 и т.д.