Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «Алюмэкспо»).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3. Методы оценки конкурентоспособности
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «АЛЮМЭКСПО»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Алюмэкспо»
2.2. Анализ конкурентов и конкурентоспособности ООО «Алюмэкспо»
Сопоставимость означает, что конкурентоспособность предприятия определяется и исследуется по сравнению с реальными конкурентами, производящих аналогичную продукцию или оказывающих услуги и функционирующих на одном и том же рынке.
Пространственность означает, что конкурентоспособность предприятия определяется в пределах определенного конкретного рынка, ведь при равных условиях предприятие может быть конкурентоспособным на одном рынке и неконкурентоспособным - на другом.
Динамичность свидетельствует о том, что понятие конкурентоспособности ограничено во времени, поскольку предприятие может быть конкурентоспособным в одном периоде и избавиться от этих позиций в другом. Поэтому исследование конкурентоспособности предприятия требует постоянной оценки ее уровня, мониторинга показателей, ее характеризующих и исследования источников ее формирования.
Предметность предусматривает выделение набора параметров, формирующих конкурентоспособность предприятия, а именно:
- высокое качество продукции;
- использование современных технических средств и технологий;
- высокий уровень квалификации персонала;
- формирование положительного имиджа предприятия и его продукции в сознании потребителей;
- применение комплекса маркетинга при продвижении продукции на рынок;
- обеспеченность предприятия материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами;
- наличие патентов на уникальные изобретения;
- использование прогрессивных управленческих технологий.
Атрибутивность указывает на выделение уникальных характеристик, которые формируют конкурентное преимущество предприятия (уникальность продукции, дополнительный сервис, оригинальная технология производства и т.п.).
Системность предполагает совокупность научных методов и практических приемов решения сложных экономических проблем.
Объективность свидетельствует о том, что исследование конкурентоспособности предприятия должно базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы должны обосновываться точными расчетами.
Анализ конкурентоспособности предприятия на рынке предполагает изучение факторов, влияющих на отношение покупателей к предприятию и его продукции и как результат - изменение доли продукции предприятия на рынке.
Классификация данных факторов представлена в табл. 1.
Таблица 1
Классификация факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия
Классификационный признак |
Виды факторов |
Место возникновения |
-внутренние; - внешние. |
Сфера происхождения |
- научные; - технико-технологические; - управленческие; - экономические; - социально-демографические; - географические; - экологические; - политические. |
Характер специализации |
- общие (осуществляют влияние на все составляющие конкурентной среды); - специфические (влияют на несколько составляющих); - индивидуальные (влияют на один из элементов конкурентной среды). |
Длительность действия |
-постоянные; - временные. |
Степень полезности |
- стимулирующие (факторы, способствующие упрочнению конкурентных позиций и стимулирующие рост конкурентоспособности предприятия); - дестимулирующие (факторы, оказывающие негативное воздействие на конкурентные позиции предприятия и сдерживают процесс роста конкурентоспособности). |
Уровень взаимообусловленности |
- естественные (первичные) факторы – природные ресурсы, географическое положение; - производные (вторичные) факторы – техника, технология, экономическая среда и т.д. |
Степень возможного контролирующего влияния со стороны государства и предприятия |
- неконтролируемые государством; - контролируемые государством, неконтролируемые предприятием; - контролируемые государством. |
Источник: составлено автором по материалам [2, 4, 11, 13].
Таким образом, при оценке, прогнозировании и управлении конкурентоспособностью предприятия необходимо учитывать всю совокупность внутренних и внешних факторов, повлиявших или способных повлиять на ее формирование.
1.3. Методы оценки конкурентоспособности
Оценка конкурентоспособности предприятия – это определение ее уровня, дающее определенную относительную характеристику способности предприятия конкурировать на определенном рынке. Итак, конкурентоспособность предприятия выступает агрегированным показателем его конкурентных возможностей и способности оперативно реагировать и приспосабливаться к факторам меняющейся внешней среды.
Конкурентоспособность предприятия может быть определена как комплексная характеристика, отражающая степень преимущества совокупности оценочных показателей его деятельности, определяющих успех предприятия на
определенном рынке за определенный промежуток времени, по отношению к совокупности показателей конкурентов [1, с. 119].
Стоит отметить, что на сегодняшний день при оценке конкурентоспособности предприятия используется целый ряд методов. Обобщая существующие научные исследования по этому вопросу можем представить классификацию всей совокупности методов оценки уровня конкурентоспособности предприятия в виде табл. 2.
Таблица 2
Классификация методов оценки конкурентоспособности предприятия
Признак |
Методы оценки конкурентоспособности предприятия |
По способу оценки |
Качественные Количественные |
По форме представления результата |
Матричные Графические Индексные |
По степени учета аспектов функционирования предприятия |
Специальные Комплексные |
По возможности принятия стратегических решений |
Текущие Стратегические |
По направлению формирования информационной базы |
Критериальные Экспертные |
В зависимости от объекта оценки |
Методы оценки конкурентоспособности персонала Методы оценки конкурентоспособности продукции Методы оценки конкурентоспособности организации |
В зависимости от конкретизированной цели оценки |
Позиционирование в группе Определение динамики позиций в группе Определение конкурентных преимуществ |
Источник: составлено автором по материалам [2, 3, 9]
Качественные методы оценки в основном имеют низкую степень математической формализации, им свойственна трудоемкость реализации и дискретность оценки. Они не дают возможности использовать оценку конкурентоспособности предприятия в процессе анализа и определения приоритетных направлений усиления конкурентных позиций на рынке.
Количественные методы позволяют оценивать реальные шансы предприятия в конкурентной борьбе за привлекательные стратегические зоны хозяйствования и принимать взвешенные, с тактической и стратегической точки зрения, управленческие решения [7, с.254].
Специальные методы оценки - это методы, позволяющие оценить конкурентоспособность предприятия по отдельным аспектам его деятельности -
производственным, инновационным, маркетинговым, финансовым и тому подобное.
Комплексные методы базируются на комплексном подходе к оценке конкурентоспособности предприятия [9, с.115].
Кроме общей классификации существующих методов оценки конкурентоспособности предприятия, различают дополнительные авторские методики. Так, некоторые авторы предлагает разделять методы оценки конкурентоспособности предприятия на 5 групп: методы оценки конкурентоспособности предприятия по рыночной доле, матричные методы, методы, основанные на теории эффективной конкуренции, методы, основанные на теории качества товара и интегральные методы.
Ряд авторов предлагают выделять такие группы методов, как методы, основанные на анализе сравнительных преимуществ, теории равновесия фирмы и отрасли, теории эффективной конкуренции, теории качества товара, теории матриц, определении позиции в конкуренции с точки зрения стратегического потенциала предприятия, сравнении с эталоном, теории мультипликатора, а также интегральные методы.
Учитывая довольно значительное количество различных методов, считаем целесообразным систематизировать их, выделив три группы (рис. 1):
- методы, которые характеризуют рыночные позиции предприятия (продукции);
- методы, которые характеризуют уровень менеджмента предприятия;
- методы, которые характеризуют уровень финансово-экономической деятельности предприятия [4, с. 72].
Рисунок 1 - Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Источник: составлено автором по материалам [4, с. 70-72]
Таким образом, на сегодняшний день существует целый ряд методов оценки конкурентоспособности предприятия, каждый из которых имеет как свои преимущества, так и недостатки. В связи с этим довольно часто требуется применение системы методов для более полной оценки конкурентоспособности того или иного предприятия с учетом особенностей его хозяйственной деятельности.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «АЛЮМЭКСПО»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Алюмэкспо»
Базой исследования в работе является Общество с ограниченной ответственностью «Алюмэкспо» (сокращенное наименование ООО «Алюмэкспо»).
Основной вид деятельности: производство общестроительных работ.
Дополнительные виды деятельности:
- производство и обработка прочих стеклянных изделий;
- производство строительных металлических изделий;
- устройство покрытий зданий и сооружений;
- производство прочих строительных работ;
- предоставление прочих услуг;
- производство санитарно-технических работ;
- монтаж прочего инженерного оборудования;
- производство малярных и стекольных работ;
- производство прочих отделочных и завершающих работ.
Компания осуществляет полный цикл работ по проектированию, изготовлению и монтажу светопрозрачных конструкций.
ООО «Алюмэкспо» обладает собственным производственным цехом по обработке алюминиевых профилей. За 10-летнюю производственную практику успешно освоено изготовление конструкций любого уровня сложности на основе профильной системы Шуко.
Хотя основной продукцией предприятия являются окна, производятся также двери, витражи, фасады, фрамуги различных типов открывания, зимние сады, купола, зенитные фонари, теплые и холодные раздвижные конструкции, теплые и холодные конструкции типа гармошка, перила, козырьки, пуле- и огнестойкие конструкции, окна, фрамуги и раздвижные конструкции с мехатронным приводом и многое другое.
Организационная структура управления предприятием представлена на рисунке 2.
Рисунок 2 - Организационная структура ООО «Алюмэкспо»
Приведенную структуру управления персоналом можно отнести к линейной. Она позволяет директору оперативно управлять работой предприятия и находиться в курсе событий. Численность персонала – 18 чел.
Далее рассмотрим основные финансовые показатели деятельности предприятия (табл. 3).
Таблица 3
Финансовые показатели ООО «Алюмэкспо» за 2016-2017 гг.
Показатели |
2016 |
2017 |
Прирост к 2016 г. |
|
тыс. руб. |
% |
|||
1. Выручка от реализации продукции, тыс. руб. |
849 |
15893 |
15044 |
1772,0 |
2. Себестоимость продаж, тыс. руб. |
759 |
15191 |
14432 |
1901,4 |
3.Валовая прибыль, тыс. руб. |
90 |
702 |
612 |
680,0 |
4. Чистая прибыль, тыс. руб. |
73 |
526 |
453 |
620,5 |
5. Рентабельность деятельности, % |
8,6 |
3,3 |
-5,3 |
-61,5 |
6. Количество работников, чел. |
16 |
18 |
2 |
12,5 |
7. Выработка на 1 работника, тыс. руб. |
53,1 |
882,9 |
829,88 |
1564,0 |