Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «Алюмэкспо»).pdf
Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие и сущность конкурентоспособности предприятия
1.2. Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.3. Методы оценки конкурентоспособности
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ООО «АЛЮМЭКСПО»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Алюмэкспо»
2.2. Анализ конкурентов и конкурентоспособности ООО «Алюмэкспо»
По данным табл. 3 можно сделать вывод, что наблюдается значительный прирост финансовых показателей, за исключением рентабельности.
Очевидным положительным моментом является то, что предприятие получает прибыль; негативным является сокращение рентабельности с 8,6 до 3,3%. Также негативной тенденцией является то, что темп прироста себестоимости продукции превышает темп прироста выручки.
Далее проанализируем активы предприятия с помощью аналитического баланса, приведенного в таблице 4.
Таблица 4
Аналитический баланс «Алюмэкспо» за 2016-2017 гг.
Статьи баланса |
2016 |
2017 |
Отклонение 2017/2016 |
|||
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
уд. вес, % |
тыс. руб. |
процентных пунктов |
|
Актив |
||||||
Внеоборотные активы |
583 |
8,2 |
924 |
15,2 |
341 |
7,0 |
Запасы |
5883 |
82,6 |
2958 |
48,7 |
-2925 |
-33,9 |
Денежные средства и денежные эквиваленты |
232 |
3,3 |
1126 |
18,5 |
894 |
15,3 |
Финансовые и другие оборотные активы |
424 |
6,0 |
1063 |
17,5 |
639 |
11,6 |
Баланс |
7122 |
100 |
6071 |
100 |
-1051 |
- |
Пассив |
||||||
Капитал и резервы |
75 |
1,1 |
600 |
9,9 |
525 |
8,8 |
Краткосрочные заемные средства |
540 |
7,6 |
2165 |
35,7 |
1625 |
28,1 |
Кредиторская задолженность |
6507 |
91,4 |
3306 |
54,5 |
-3201 |
-36,9 |
Баланс |
7122 |
100 |
6071 |
100 |
-1051 |
0,0 |
Из данных табл. 4 следует, что сумма баланса за 2017 год по сравнению с 2016 годом уменьшилась на 1051 тыс. руб. Основной статьей, по которой произошло сокращение в активе стали запасы – на 2925 тыс. руб., в пассиве – кредиторская задолженность, что положительно характеризует финансовую деятельность предприятия.
Что касается структуры баланса, то в 2016 году основную долю в активе занимали запасы (82,6%), в пассиве – кредиторская задолженность (91,4%). В 2017 году структура за счет сокращения по данным статьям изменилась – в активе на 7 процентных пунктов увеличилась доля внеоборотных активав, на 15 процентных пунктов - денежных средств, на 11 процентных пунктов - финансовых и других оборотных активов. В пассиве на 8,8 процентных пунктов увеличилась доля капитала и резервов, на 28 процентных пунктов – доля краткосрочных заемных средств.
В целом динамика и структура баланса положительно характеризуют финансовую деятельность предприятия.
Для более точной оценки рассчитаем показатели ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости.
Коэффициент абсолютной ликвидности представляет собой отношение средств, готовых для платежей и расчетов (краткосрочных обязательств). Это наиболее жесткий критерий платежеспособности, который показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно покрыта.
К абс.л = ДС/КО, (1)
где ДС - денежные средства (строка 1250 баланса),
КО – краткосрочные обязательства (строка 1500 баланса).
Кабс.л.2016 = 232/(540+6507) = 0,03
Кабс.л.2017 = 1126/(2165+3306) = 0,21
Нормативным является значение коэффициента не менее 0,3.
Как видно из расчетов, ликвидность активов ООО «Алюмэкспо» не соответствует нормативу, однако за анализируемый период уровень ее существенно вырос.
Коэффициент быстрой ликвидности (критической оценки).
Теоретическое значение этого показателя равняется 1, однако эта оценка довольно условна, этот показатель означает, что средства от текущей деятельности должны покрывать текущие долги.
К б.л = (ОбА-З)/КО, (2)
где ОбА- оборотные активы,
З – запасы.
Кб.л.2016 = (232+424)/(540+6507) = 0,09
Кб.л.2017 = (1126+1063)/(2165+3306) = 0,4
Коэффициент за анализируемый период не соответствует нормативному значению, т.е. оборотные активы (за вычетом запасов) предприятия не покрывают его текущих обязательств, что негативно характеризует его финансовое положение, однако динамика показателя положительна.
Общий коэффициент покрытия отражает возможность предприятия погасить краткосрочные обязательства за счет текущих активов.
К покр. = ОбА/КО, (3)
Кпокр.2016 = (232+424+5883)/(540+6507) = 0,93
Кпокр.2017 = (1126+1063+2958)/(2165+3306) = 0,94
Коэффициент покрытия в качестве норматива имеет значение 1, т.е. предприятие может практически полностью погасить обязательства за счет оборотных активов.
Анализ финансовой устойчивости предприятия характеризуется следующими показателями:
Коэффициент автономии (независимости/концентрации собственного капитала) – характеризует независимость финансового состояния предприятия от заемных средств, отражает часть собственного капитала в общей сумме имущества предприятия. По данному показателю можно судить, насколько предприятие зависимо от заемных средств.
Кавт.=СК/Б, (4)
где СК – собственный капитал предприятия,
Б – сумма актива (пассива) баланса предприятия.
Кавт.2016 = 75/7122 = 0,01
Кавт.2017 = 600/6071 = 0,1
Судя по полученным данным, предприятие было обеспечено собственными активами в 2016 г. на 1%, в 2017 г. – на 10%, т.е. практически полностью функционирует за счет заемного капитала.
В целом по ООО «Алюмэкспо» финансовое состояние имеет позитивные тенденции, однако на сегодняшний день не является устойчивым.
2.2. Анализ конкурентов и конкурентоспособности ООО «Алюмэкспо»
Для оценки конкурентоспособности предприятия ООО «Алюмэкспо» выполним анализ отраслевого окружения с использованием модели пяти сил Портера. Портер [18, с. 85-91] выделил пять конкурентных сил: угроза вторжения новых участников; конкуренция между участниками рынка; рыночная власть покупателей; рыночная власть поставщиков; угроза заменителей услуг. Рассмотрим их последовательно.
Далее будет проведена экспертная оценка выраженности каждой из пяти сил по 5 бальной шкале, где 0 – минимальная сила, 5 – максимальная сила.
1. Угроза вторжения новых участников.
По нашему мнению, существует достаточно высокая угроза вторжения на рынок новых участников, что связано с экономической эффективностью и привлекательностью отрасли, вызванной высоким уровнем жилищного и коммерческого строительства на территории Москвы и Московской области.
Вывод: Угроза вторжения новых участников высока, т.к. сектор имеет высокий потенциал развития с учетом объемов строительства.
Угроза вторжения новых участников высокая – оценка 5 баллов.
2. Конкуренция между участниками рынка.
Основными конкурентами компании «Алюмэкспо» являются производители алюминиевых окон, а именно:
ООО «Эбург» (системы без терморазрыва, с терморазрывом и термоизолированные конструкции);
Производственная компания «Winta» (производит окна и двери из алюминиевого профиля торговой марки «Зенит» и «LORENZOLINE» Турция);
Компания «Горизонт-строй» (алюминиевые окна и двери);
Оконный завод «Основа» (алюминиевые окна и двери);
Завод «Волшебные окна» (алюминиевые окна);
Компания «Новый дом» (алюминиевые окна);
Компания «Антураж» (алюминиевые окна);
Компания «WinTime» (алюминиевые окна);
Компания «Алютех» (алюминиевые окна);
Компания «Немецкие окна» (алюминиевые окна).
Таким образом, конкуренция на рынке алюминиевых окон и дверей достаточно высокая. При чем компании предлагают достаточно унифицированный продукт – т.е. окна или двери по проекту заказчика, при этом возможно выбрать цвет, дизайн, фурнитуру; ряд компаний предлагают сразу же дополнительные аксессуары – жалюзи, роллеты и т.п.
Среди факторов, определяющих уровень конкуренции в отрасли, основными являются тип рынка (характер конкуренции и степень концентрации) и зрелось отрасли. Отраслевая конкуренция имеет тип – конкуренция и характеризуется достаточно большим количеством продавцов на рынке и полной информированностью потребителей.
Если рассматривать отрасль с точки зрения ее жизненного цикла, то можно сказать, что она находится на этапе роста.
Прежде всего, это обусловлено доступностью данной услуги в текущем состоянии экономики. Также этот этап жизненного цикла характеризуется снижением цены, поскольку продукт (товар или услуга) становится все более стандартизированными. На рынок выходят новые фирмы, а основные участники имеют тенденцию к расширению филиальной сети в других городах.
Вывод: Конкуренция между участниками рынка очень высока. Для поддержания среднерыночной стоимости услуг и прибыльности бизнеса, особенно на фоне экономического спада, необходимо поддерживать стратегию компании по увеличению доли рынка, либо необходимо снижать затраты, прежде всего, за счет оптимизации сети. Уход мелких игроков с рынка вряд ли повлечет его перераспределение. В большей степени возможны слияния с более крупными игроками.
Конкуренция между участниками рынка – высокая, оценка – 5 баллов.
3. Рыночная власть покупателей.
Основными потребителями являются:
- Новые клиенты (ни разу не работавшие с компанией), желающие заказать и приобрести окна/двери – физические лица (замена старых или новое строительство).
- Крупные строительные компании (как строительные компании, так и подрядчики).
- Постоянные клиенты компании, которые один раз воспользовались продукцией и, оценив ее преимущества, готовы и дальше работать с ней.
Основной сегмент, учитывая объемы заказов, - строительные компании.
Власть покупателей возрастает по мере усиления их чувствительности к цене. В данном случае компании важно оценивать, насколько цена на рынке выше от уровня цен конкурентов. Для того, чтобы установить оптимальное равновесие между стоимостью услуг и рыночными ценами, с целью максимизировать выручку и доход, ООО «Алюмэкспо» ежемесячно проводит анализ цен на рынке.
Следует отметить, что благодаря постоянному мониторингу уровня удовлетворенности клиентов и ценовому позиционированию, лояльность клиентов к нашей компании очень высока и более 70% клиентов готовы вновь воспользоваться услугами компании (по результатам опроса компании в декабре 2017 года).
Количество и качество информации достаточно ограничены, часть информации можно получить на сайте или в телефонном режиме, в основном клиенты получают информацию непосредственно в салоне при консультации или оформлении заказа.
Ценовая чувствительность клиентов очень высокая, т.к. низкая дифференциация конечного продукта, а также данная услуга дорого стоит в сравнении с доходами конечного покупателя.
Учитывая, что большинство новых клиентов приходит по рекомендации, то важны взаимоотношения с существующими клиентами, программы лояльности.
Вывод: В условиях конкурентных рынков, снижения уровня доходов компаний, небольшого количества клиентов, власть потребителей растет и они чувствительны к цене.
Рыночная власть покупателей – средний уровень угрозы, оценка – 4 балла.
4. Рыночная власть поставщиков.
Большинство компаний по производству алюминиевых окон сотрудничают с российскими и турецкими поставщиками. ООО «Алюмэкспо» взаимодействует с немецким производителем. Из-за влияния санкций, ограничения сотрудничества с партнерами, власть поставщиков является высокой.
Вывод: Рыночная власть поставщиков высокая. Скорее всего, она будет увеличиваться, т.к. ситуация в области внешнеэкономической политики достаточно напряженная.
Рыночная власть поставщиков – высокая, оценка 5 баллов.
5. Угроза заменителей.
Угроза заменителей достаточно высока, поскольку ассортимент окон и дверей, предлагаемых компаниями, сегодня достаточно широк – это окна и двери из дерева, металлопластика. Большое значение имеет цена – из представленных видов наименьшую цену имеют металлопластиковые окна, алюминиевые и деревянные имеют значительно более высокую стоимость.