Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 214
Скачиваний: 2
В юриспруденции используются два родственных, но не однозначных понятия: «система права» и «система законодательства».
Система законодательства отображается в составе, соотношении и внутренней структуре источников права - законов, указов и других нормативных правовых актов. Система права показывает «деление» самого права, юридических норм, а система законодательства - его внешней формы - источников права.
Соотношение системы права и системы законодательства может быть охарактеризовано как связь внешней и внутренней форм. В силу единства этих форм в праве основные подразделения структуры законодательства его отрасли - это в то же время и отрасли права10.
Система права и система законодательства находятся во взаимодействии, они проникают друг в друга: система права содержится в системе законодательства, а законодательство закрепляет право. Вместе с тем между этими понятиями есть существенные различия. Система права и система законодательства отличаются составными элементами. Самым начальным элементом системы права является норма права, а системы законодательства - статья нормативного правового акта.
Существенным отличием является также то, что нормативный правовой акт является элементом системы законодательства, но может включать в себя нормы различных отраслей права, например избирательные законы, акты о защите прав потребителей носят межотраслевой характер. Система законодательства имеет свое внутреннее строение. Она включает в себя отраслевое, внутриотраслевое и комплексное законодательство.
Система права - понятие абстрактное, т.е. отражает сложившиеся закономерности общественной жизни и их правового регулирования. Каждая вновь созданная норма права органически входит в соответствующую отрасль права. В формировании системы 'законодательства преобладает субъективный фактор - воля законодателя. Правотворческий орган вправе по своему усмотрению определить предмет закона, его название, особенности содержания.
Законодательство - это совокупность нормативных правовых актов. Согласно широкому подходу законодательство включает все виды нормативных правовых актов, согласно узкому смыслу - законодательство - это совокупность актов высшей юридической силы - законов.
Квалифицирующим признаком законодательства в узком смысле является его принятие представительным органом государственной власти в законодательной процедуре. Понятие законодательства имеет не только специальный, но и общеупотребимый, обыденный смысл - совокупность всех источников и форм права11.
Термин «законодательство» можно рассматривать также с точки зрения формального и материального подхода. Так, законодательством в формальном смысле называются акты, которые по общему правилу принимает законодатель. В материальном смысле законодательство составляют все правовые акты государственной власти.
В современном законотворчестве используют в равной степени как узкий, так и широкий подход к определению данного термина. В широком смысле система законодательства понимается как совокупность всех нормативных правовых актов, а в узком - только как законы.
2. Отрасли права: понятие, виды
Отрасль права - это наиболее крупное, центральное подразделение системы права, формирующееся на основе единства предмета и метода правового регулирования12.
Под отраслью права понимается совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих относительно самостоятельную обширную область - сферу общественных отношений.
Отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право - отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье.
Способность осуществлять правовое регулирование обширной сферы общественных отношений отличает отрасль права от любого правового института, регулятивные функции которого ограничиваются какой-либо сравнительно узкой совокупностью отношений. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы.
Каждая отрасль права отличается своеобразным отраслевым юридическим режимом, который характеризует правовое положение субъектов права, формы реализации норм права, в том числе правоприменения. Отраслевой режим включает в себя набор правовых институтов, предназначенных для эффективного правового регулирования. Так, равенство, автономия, свобода характеризуют отрасль гражданского права. Угроза наказания, обязанность, наступление нежелательных
последствий присущи уголовному праву.
Внешним выражением наличия или отсутствия отрасли права является кодекс. Именно в нем находит закрепление содержание специфики отрасли права. Конечно, кодексом не исчерпывается все законодательство, составляющее отрасль, однако все остальные законы и иные нормативные правовые акты не должны ему противоречить, а должны приниматься для развития, уложения норм кодифицированного акта. Именно так выстроены отношения Гражданского кодекса РФ и иных гражданско-правовых актов.
Есть отрасли, не имеющие кодекса - например, конституционное право. Также есть и кодекс без отрасли, например, Градостроительный кодекс РФ.
Система российского права делится на следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, гражданское, семейное, трудовое, социального обеспечения, природоресурсное, уголовное, уголовнопроцессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовно-исполнительное и др. Международное право не входит в национальную систему права, оно образует собственную систему[9].
Конституционное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих наиболее важные общественно значимые отношения, основы общественной жизни. Конституционное право закрепляет основы экономической, политической, духовной сфер жизни общества, правового статуса личности. В каждую из сфер общественной жизни конституционное право закладывает юридические основы. В социально-экономической сфере оно определяет правовые основы отношений собственности, социальную роль государства в политической сфере - создание и роль политических партий, порядок выборов представительных органов и важнейших должностных лиц, организацию государств и т.д., в духовной сфере современное государство провозглашает идеологический плюрализм.
Предметом правового регулирования конституционного права
выступают общественные отношения, определяющие основы конституционного строя и политико-территориального устройства страны. Конституционные нормы регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления народом государственной власти, порядок создания и функционирования органов государственной власти.
Важная составляющая предмета этой отрасли - основы правового статуса человека и гражданина, а также содержание процесса реализации политических прав и свобод граждан.
Основу метода конституционно-правового регулирования составляет правовое гарантирование, сущность которого состоит в том, что в основном законе государства закреплены и гарантированы основы конституционного строя, правового положения человека и гражданина, политикотерриториального устройства, система органов государственной власти и местного самоуправления.
В отечественном конституционном праве преобладает императивный метод правового регулирования, т.е. его нормы представляют единственный вариант правомерного поведения. Одновременно имеют место дозволения, управомочивания, поощрения, стимулирование.
Конституционное право как отрасль права - это система внутренне согласованных норм, закрепляющих и реализующих основы правового статуса личности, общественных объединений и некоторых других социальных коллективов, социально-экономической структуры, политической системы и духовной жизни общества, обеспечивающих законные условия для осуществления государственной власти.
Субъектами конституционно-правовых отношений являются: социальные, национальные и иные общности (народ, этнические группы и т.п.); государство и государственные образования (Российская Федерация, ее субъекты); структурированные объединения граждан (партии, группы избирателей и т.п.); органы государственной власти, местного самоуправления, а также должностные лица, обладающие конституционными полномочиями; депутаты представительных органов; физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица без гражданства.
Гражданское право представляет собой отрасль российского права, которая регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, складывающиеся между физическими лицами, юридическими лицами, публичными субъектами на началах равенства, автономии воли, имущественной самостоятельности и инициативы участников этих отношений.
Предмет правового регулирования гражданского права составляют имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Имущественные отношения представляют собой отношения по пользованию, владению и распоряжению вещами. Большинство отношений, регулируемых гражданским правом, являются товарно-денежными.
Гражданское право регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Предпринимательской является деятельность, которая осуществляется самостоятельно, на свой риск, направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют собой отношения, которые могут приобретать стоимостное выражение. Объектом такого рода отношений являются произведения искусства, литературы и т.п.
Неимущественные отношения, не связанные с имущественными, не регулируются, но охраняются гражданским правом. К числу таких объектов относятся жизнь и здоровье гражданина, достоинство личности и некоторые другие блага. Особенность этих отношений в том, что они не измеримы в денежном выражении, не имеют стоимости и не могут
передаваться от одного субъекта к другому.
Гражданское право выделяется в системе права как предметом, так и методом правового регулирования, который выражается в признании юридического равенства сторон. Реализация равенства осуществляется через независимость и самостоятельность сторон. Субъекты гражданского права действуют по своему желанию, руководствуются своим интересом, могут проявлять предприимчивость, совершать любые действия, не противоречащие закону.
Выделяют следующие виды отраслей права: профилирующие, специальные и комплексные14.
Профилирующими (основными) являются такие отрасли, как конституционное, административное, уголовное, гражданское, гражданско- процессуальное, административно-процессуальное и уголовнопроцессуальное право.
Специальными являются такие отрасли, как трудовое право, семейное и другие. Комплексные отрасли образуются как объединение норм профилирующих и специальных отраслей права. Примером такого рода отрасли является предпринимательское право.
Процесс развития системы права идет непрерывно: образуются новые отрасли права, прекращаются старые. Например, в советской системе права имело место колхозное право, которое в современной системе отсутствует. В то же время предпринимательское право - результат развития рыночных отношений - сформировалось в российской системе права начиная с 90-х годов XX века.
В правовом институте отражается своеобразие отрасли права, ее основа. Так, например, системообразующим институтом трудового права является трудовой договор, гражданского права - институт собственности, уголовного права - наказание.
Выделяют следующие признаки института права: юридическое единство; полнота регулирования; законодательная обособленность. Юридическое единство правовых норм, составляющих правовой институт, проявляется в единстве содержания его норм. В институте имеются общие положения, правовые принципы, понятия, единство правового режима регулирования отношений.
Полнота регулирования в институте базируется на разнообразии норм института. В его состав входят как запрещающие и обязывающие, так и дозволяющие нормы, что позволяет институту осуществлять все аспекты правового регулирования соответствующей группы общественных отношений. Каждый институт выполняет присущие ему функции и при этом не пересекается с другими институтами системы права.
Правовой институт, как правило, в тексте нормативного акта определенным образом выделяется, обособляется посредством образования глав, разделов, частей и других элементов нормативных правовых актов. Логическая последовательность и совершенство закона предполагают такую дифференциацию его содержания, которая определяется качественной обособленностью той или иной совокупности норм.