Добавлен: 22.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КАДРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.3. Отличительные черты технологического подхода в системе управления персоналом
1.4. Базовые основы применения кадровых технологий
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Управления персоналом в современных условиях
2.2. Компетентностный подход и оценка персонала на основе ключевых компетенций
2.3. Направления формирования и развития персональной культуры сотрудника организации
ВВЕДЕНИЕ
Развитие конкуренции в современных условиях ведет к необходимости совершенствования управления человеческим капиталом, повышения интеллектуального уровня, внедрения инновационных методов организации деятельности персонала, оценки эффективности его использования. Инновационным подходам в управлении персоналом уделяется внимание не менее чем технологическим инновациям, поскольку они являются фактором, влияющим на производительность труда, эффективность функционирования организации[1].
Инновационная экономика способствует трансформации структуры, состава и качества трудовых ресурсов, росту требований к профессионализму и квалификации сотрудников. Передовые научные и информационные технологии внедряются во все сферы экономики, результатом чего является совмещение профессиональных знаний, возникновение смежных профессий. Инновационная экономика требует наличия креативных интеллектуальных работников, что меняет подходы к управлению трудовыми ресурсами, влияет на внедрение инноваций в управление персоналом.
Работа кадровых служб по персоналу организаций должна быть направлена на решение проблем, которые связаны с вопросами развития системы управлением персоналом. В число таких проблем относятся: планирование кадровой политики; оценка трудовых ресурсов; определение обеспеченности и потребности в кадрах в зависимости от стратегии функционирования организации; резервирование персонала; применение контрактной системы при приеме работников в организацию; движение работников в зависимости от результатов труда; применение современных систем и форм оплаты труда; профессиональное обучения кадров.
В современных условиях общепринято считать, что основой успешно развития функционирующих организаций является ее персонал, квалификация сотрудников, позволяющие обеспечить эффективное управления организацией, повысить результативность ее деятельности. Решению поставленных задач способствует развитие инновационных навыков, связанных с организацией документооборота организации, повышением квалификации, оценкой и вознаграждением. Применение инноваций в управлении персоналом позволит оценить профессиональную успешность работников, разработать методы социальной адаптации сотрудников, создать преимущества организации. В связи с этим необходимы научные исследования в данной области, разработка инноваций, направленных на повышение заинтересованности работников в развитии организации.
Объектом исследования являются: - человеческие ресурсы организации в их интегральной связи с человеческими ресурсами общества.
Предметом являются: - отношения складывающиеся на микроуровне экономики по поводу определения потребности, формирования, организации, развития, оценки и мотивирования человеческих ресурсов организации.
В связи с признанием на современном этапе развития экономики глобальной роли человеческого фактора в организации деятельности хозяйствующего субъекта, а также в связи с усложнением человека как объекта и субъекта управления, управление персоналом становится своего рода искусством воздействия на систему отношений, которая складывается в организации и составляет социальную среду: отношения работников и к труду, коллегам, руководителю и самой организации. Создание таких отношений должно основываться на научно-обоснованных управленческих методиках.
ГЛАВА 1. КАДРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИЙ
Эффективное управление людьми является ключевой компетенцией современных менеджеров. Немногие отечественные предприятия могут считать собственную службу управления персоналом подразделением, отвечающим современным требованиям, а менеджеров - способными на должном уровне мотивировать, развивать, оценивать своих подчиненных.
В литературе по менеджменту часто встречается такое понятие, как «гибкость производства». Приоритетными критериями гибкости производства являются наукоемкость производства, внедряемость нововведений, организационная эластичность, технологичность.
Достижение управленческой технологичности, позволяющей таким образом приспосабливаться к переменам, происходящим на рынке, обусловлено наличием у менеджеров творческого менталитета.
Для того чтобы организация успешно справлялась с теми задачами, которые перед ней стоят, нужны люди с определенными способностями, профессией, профессиональным опытом. Это означает, что таких людей следует сначала найти на рынке труда, оценить их профессиональные, деловые и личностные качества, произвести отбор, ввести в состав организации и обеспечить такое включение их возможностей в достижение целей организации, которое было бы максимально полезным как для организации, так и для человек[2]. Содержание этих управленческих действий связано с применением кадровых технологий.
1.1.Общее понятие технологии
Иоганн Бекман (иногда Беккман) (1739–1811) – немецкий учёный, придумавший термин «технология» для обозначения «науки о ремесле». Он был первым, кто стал преподавать технологию, и писать о ней как о научном предмете.
Технология (от др.-греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; λόγος – мысль, причина; методика, способ производства) – совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства[3].
Технология, в узком смысле, это комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.
Согласно Философскому словарю под редакцией И.Т.Фролова, «технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями»[4].
В экономическом словаре дается такое понятие: «Технология – (от греч. techne – искусство и logos – слово, учение) – способ преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления»[5].
Большой толковый социологический словарь «Collins» раскрывает данное понятие так: «Технология – практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности»[6].
Д. Н. Ушаков и Б.М. Волин считают, что «технология – это совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие; совокупность процессов такой переработки»[7].
С. А. Смирнов, И. Б. Котова трактуют технологию как «совокупность и последовательность методов и процессов преобразования исходных материалов, позволяющих получить продукцию с заданными параметрами».
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова определяют технологию как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства»[8].
Если обратиться к самому определению термина технология, к его изначальному значению (техно – мастерство, искусство; логос – наука), то мы придём к выводу, что цель технологии заключается в том, чтобы разложить на составляющие элементы процесс достижения какого-либо результата. Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату, но осознанное использование технологического подхода было подлинной революцией.
До появления технологии господствовало искусство – человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар – дано или не дано. С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным (искусство), становится доступно всем. Например, изготовление каменного топора можно представить как акт искусства, а можно – как технологию. В первом случае мы имеем (возможно) бесподобный топор, но со смертью носителя искусства делания топоров, означенных инструментов больше не будет. Во втором случае мастерство сохранится навсегда, но качество продукта (возможно) будет не таким высоким[9].
Момент перехода от искусства к технологии фактически создал современную человеческую цивилизацию, сделал возможным её дальнейшее развитие и совершенствование. Касаясь технологии как процесса – одной из первых (но до сих пор значимой!) технологией является процесс добычи первобытным человеком огня посредством трения.
Определение технологии дано К. Марксом в «Капитале» - одном из образцов системного исследования промышленного предприятия.
По мнению К. Маркса, технология – это активное отношение человека к природе, непосредственный процесс его жизни. Технология – инструментарий, благодаря которому человек перешел от своей биологической эволюции к социокультурному развитию. Она – средство покорения природы и фактор достижения высоких ступеней интегрирования общества. Ее привлекательность в том, что с ее помощью осуществляется перевод интеллектуальной информации на язык практических действий[10].
Технология – это продуманная система знаний и умений, «как» и «каким образом» цель воплощается в конкретный вид продукции или ее составную часть. Технология - это людское знание в его продуктивном состоянии. Человеку помогло удержаться на земле то, что в своей деятельности он постоянно совершенствуется в практическом применении знаний. И, наоборот, из деятельности их черпает. Он от природы системный технолог, ибо выживание было и остается делом его самого. И умение пользоваться своим интеллектом – исходное условие его существования[11].
Таким образом, эффективность технологий определяется тем, насколько основательно оснащены менеджеры этими знаниями и умеют ими практически пользоваться.
Со временем технологии претерпели значительные изменения, и если когда-то технология подразумевала под собой простой навык, то в настоящее время технология – это сложный комплекс знаний ноу-хау, полученных порою с помощью дорогостоящих исследований.
Наиболее новые и прогрессивные технологии в современности относят к высоким технологиям (англ. hightechnology, high-tech). Переход к использованию высоких технологий и соответствующей им техники является важнейшим звеном научно-технической революции на современном этапе. К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.
Таким образом, технология – это система последовательно осуществляемых действий, операций и процедур, которая позволяет получить запланированный результат независимо от изменений ситуации и конкретного содержания отдельной операции.
1.2. Кадровые технологии
В современном кадровом менеджменте все большее распространение получает понятие «технология управления персоналом». Само понятие «технология» вряд ли удачно сочетается с управлением людьми, так как оно явно позаимствовано из производства и не соответствует концепции гуманизма в управлении. Однако это понятие используется, и содержание его следует знать. Социолог Чарльз Перроу описывал технологию как средство преобразования сырья – будь то люди, информация или материалы – в искомые продукты и услуги.
Эффективное управление персоналом организации так же технологично, как и производственный процесс, и требует постоянных вложений в человеческий капитал. Процесс управления персоналом становится технологичным в том случае, когда реализуется на основе четких, реально достижимых целей, методически разработанных процедур и правил. Для этого необходим определенный уровень профессиональных знаний и опыта проведения кадровых технологий руководителей и специалистов кадровых служб.
Для общих управленческих технологий объектом воздействия является человек как субъект деятельности. Технологии управления обеспечивают воздействие на поведение человека, создание благоприятной управленческой среды, организованности, дисциплины, доверия, изменение отношения персонала к трудовой деятельности в соответствии с целью управления. Они обеспечивают формирование социального капитала организации.